Александр Старков: Улыбаться на поле можно только при счете 6:0

Главный тренер «Спартака» Александр Старков ушел без скандала, не делая никаких громких заявлений. Просто написал заявление об отставке и укатил к себе в Ригу. И его команда заиграла. Но победам своих недавних подопечных Александр Петрович отнюдь не уди

Главный тренер «Спартака» Александр Старков ушел без скандала, не делая никаких громких заявлений. Просто написал заявление об отставке и укатил к себе в Ригу. И его команда заиграла. Но победам своих недавних подопечных  Александр Петрович отнюдь не удивился. Игроки, по его словам, были хорошо готовы. Но показать результат в некоторых матчах мешал «нагнетаемый негатив вокруг клуба». Поэтому он и ушел, чтобы разрядить атмосферу и освободить игроков от постоянного давления. Об этом и о многом другом он рассказал в интервью газете «Комсомольская правда», самые интересные выдержки из которого мы приводим для Вас.

- В Москве вас вдруг стали называть «латышом» (в тех же «кричалках» с призывом ехать в Ригу), хотя в Латвии вы всегда были русским. Кем вы себя все же ощущали в Москве?

- Наверное, латышом все-таки. Но это не обидно. Тем более что в Москве, на бытовом уровне, где я встречаюсь с людьми из разных слоев общества, отношение ко мне и к Латвии всегда было уважительное. Называя нас латышами, люди, скорее всего, подчеркивают отличие латвийских русских от россиян. Это и воспитанность, и сдержанность, что не может не нравиться.

- У вас оговорка прямо по Фрейду, вы сказали «встречаюсь»...

- Да я как будто и не уезжал. Звонят каждый день. Из Москвы, России, Украины, Белоруссии...

- Не ожидали такой поддержки после ухода?

- Я не стремлюсь завязывать много знакомств. Но от тех, с кем перезваниваюсь, именно такой реакции и ожидал.

- Где вы в Москве жили?

- У меня была квартира, машина, водитель. Жил на проспекте Мира - центр, хорошие условия. Там до меня жил Невио Скала. И когда мне показывали эту квартиру, предупредили, что, мол, ваш предшественник плохо закончил. Я сказал, что в приметы особо не верю. Тренер - такая профессия, его все равно снимут... Так говорил Бесков (царствие ему небесное!), когда читал лекции в Высшей школе тренеров, где я учился в начале 90-х. Бесков советовал не считаться с давлением извне, а поступать так, как только вы считаете нужным. Заслуженный тренер знал, что говорил. Его самого снимали несчетное количество раз. Поэтому он добавлял: «Лучше вас снимут за свои ошибки, чем за чужие».

- Белокаменная на вас не давила? Ведь только в Риге вы наконец вновь стали улыбаться...

- А откуда вы это взяли?

- Фотографии в латвийских газетах видел...

- Если во время игры, то улыбаться можно лишь тогда, когда счет 6:0. При 3:0 - опасно (Старков намекает на последний свой матч в ранге главного тренера «Спартака», когда красно-белые, выигрывая у ФК «Москва» 3:0, во втором тайме умудрились пропустить 3 мяча). Нет, все это надумано. Во время игр я должен быть собран, иногда даже зол. Ведь порой надо ругать игрока, чтобы он не расслабился. Например, многолетний администратор «Спартака» Хаджи всегда ругает футболистов во время игры, чтобы им повезло.

- К слову, о ругани. Говорят, что вы вообще матом не ругаетесь, что для футбола - нонсенс...

- Меня, например, коробит, когда в семье ругаются матом при детях. А в тренировочном процессе, в игре, в обыденной жизни, конечно, дать волю эмоциям иногда можно... У меня, к примеру,  в «Спартаке» был бразилец Моцарт, в Италии прежде играл. Он тоже использовал какие-то выражения, крыл, как говорится, «трехэтажным», но не по-русски. Так у нас некоторые игроки даже слова выучивали, потому что очень красиво звучит, мелодично. Просто знали, что я противник того, чтобы при любом случае сразу переходить на мат. Вот они и нашли выход. Скажем, Максим Калиниченко иногда тоже бранился на итальянском. Очень красиво получалось. Ковач тоже матерится по-своему. Вроде пар выпустил, но никого при этом не оскорбил.

- Говорят, что проблемы «Спартака» в том, что штат работников «Спартака» неимоверно раздут?

- Дело не в количестве...  Если в клубе четко работает вертикаль власти и есть субординация, жесткая дисциплина, распределение обязанностей, тогда есть и результат. В Милане, например, два клуба - «Интер» и «Милан». У обоих клубов богатая история, очень богатые и амбициозные хозяева. Но это - два антипода. Если в «Милане» вертикаль «хозяин - руководство - игроки» создает хребет, то в «Интере» все это аморфно. Поэтому, сравнивая эти два клуба, говорят: сколько в «Интер» ни вкладывай, а результата нет. А в «Милане» все идет в масть.

Я думаю, что в «Спартаке» шли правильным путем. Вспомните связки: Бесков и Старостин, Романцев и Старостин. Была жесткая власть. Потом, когда нарушалось это единство, падала и результативность.

Частая смена тренеров тоже свидетельствует о том, что что-то не в порядке. Когда я пришел в «Спартак», там из 25 футболистов 17 были легионерами, остальные - ветераны и зеленая молодежь. То есть абсолютно несбалансированная команда. И, конечно, Федун и другие собственники команды за последние два года сделали очень многое для приобретения необходимых игроков взамен ненужных. Не то чтобы плохих - ненужных. Но на этом пути неминуемы ошибки. Без вертикали власти ничего не получится.

- Многие не понимали, почему вы отделывались обтекаемыми фразами на последних пресс-конференциях в Москве? Насколько же можно быть интеллигентным в конце-то концов...

- У интеллигентности разве есть мера? В чем она - в мегабайтах, в килограммах? У меня было много жестких неприятных разговоров, но я не кричал об этом в прессе. Делиться информацией я могу только со своими работодателями.

- Насколько повлияло публичное выступление бывшего капитана «Спартака» Аленичева  на ваше решение об уходе?

- На мое решение повлияло не это интервью, а реакция руководства клуба на это интервью.

- Затянувшаяся пауза?

- Да, пауза, молчание. Хотя Федун мне и позвонил на следующий день... Но это - политика, стратегия. А вот тактические действия были абсолютно нечеткими, и от этого напряжение стало нарастать как снежный ком - и внутри, и вокруг команды. От этого отношения портились, ведь игрок должен чувствовать жесткую руку руководства. А здесь этого не получилось, и можно было предположить и одно, и второе, и третье...

- Как вы оцениваете приглашение Гуса Хиддинка тренировать сборную России? Справится ли он с его голландским менталитетом?

- Хиддинк со своим менталитетом показал хорошие результаты со сборной Кореи и Австралии, успешно работает с легионерами в «Эйндховене»... Это - тренер мирового класса. Единственное, что ему нужно - это поддержка федерации футбола, руководства сборной, болельщиков и журналистов. Это важно и футболистам сборной, которые будут понимать, что идут с этим тренером в бой, а не выполняют указания очередного временщика.

- Россия, исключая успехи отдельных клубов, не блещет на международном уровне. В чем причина?

- Как раз вот в этом. Все должны быть заодно, а не порознь. Я это хорошо прочувствовал, когда был тренером сборной Латвии и одновременно клубной команды. Клубные интересы с интересами сборной практически всегда не совпадают. А играть за сборную своей страны - это должно быть мечтой каждого футболиста. Когда это утрачено, когда охаивают сборную с конкретным тренером, думая, что придет другой и все будет по-новому... Не будет. У игроков из-за прежних потоков грязи в прессе появляется недоверие и
Новости. Баскетбол