Клан Гомельских
ЮБИЛЕЙ
Гомельские — самая величайшая династия в отечественном баскетболе. Брат Александра Яковлевича Евгений — уникальный наставник, с равным успехом тренировавший мужские и женские команды. Под его руководством женская сборная СНГ стала олимпийским чемпионом Барселоны-92. Сын Владимир больше известен не как игрок, а как блистательный баскетбольный телекомментатор. Александр тоже преуспел на ниве спорта, но уже как руководитель хоккейного клуба «Крылья Советов». А жена Татьяна еще совсем недавно выступала за столичную «Глорию», помогала ей пробираться из низших дивизионов в высший свет. Так что Гомельские — это в хорошем смысле слова наша баскетбольная «мафия».
Александр ГОМЕЛЬСКИЙ – сын, вице-президент ХК «Крылья Советов»:
— В свои 47 лет всем, что есть во мне хорошего, я обязан Александру Яковлевичу. Несмотря на свой огромный авторитет, он никогда и ни на кого не оказывал давления. Ростом я не вышел, и в баскетболе мне ловить было нечего. Отец никогда мне не указывал, каким видом спорта заниматься. Как, впрочем, и какой выбрать вуз после окончания школы. С самого раннего детства он общался со мной как с равным. Помню, лет в десять что-то я такое натворил. Так вот, после этого состоялся нормальный разговор двух взрослых мужчин. Отец всегда говорил: «За каждую глупость, сделанную тобой, ты сам и отвечаешь. Я могу тебе только посоветовать». Но это не значит, что он не контролировал нас. В классе эдак седьмом в моей жизни наступил период, когда спорт начал перевешивать учебу. Так вот я от отца тогда такую взбучку получил, что восьмой класс закончил с уже совершенно другими результатами. Да и потом, когда мы уже стали взрослыми, этот контроль не ослабевал.
Любой человек в жизни совершает кучу ошибок. Так вот, Александр Яковлевич, несмотря на звездность, ошибки своих детей, родных и близких всегда умел прощать. В этом его величие. Он никогда не опускается до того, чтобы унизить человека. Выиграл все, что можно, и, хотя уже завершил тренерскую карьеру, сегодня даже больше популярен, чем в то время, когда являлся наставником сборной. Нет такого кабинета на самом верху, в котором бы сказали: мы не хотим встречать Александра Яковлевича, он нам неинтересен и общаться с ним мы не будем.
Я сейчас занимаюсь хоккеем, и Александр Яковлевич часто приходит на матчи «Крыльев». Может, он и не разбирается во всех тонкостях, но ведь хоккей, как и баскетбол, игровой вид спорта, и в этом смысле у них много общего. Похожи прежде всего взаимоотношения игрока и тренера. Поэтому советы отца на тему, как заставить игрока полностью выложиться на льду, всегда попадают «в десятку». Одним словом, можно сказать, что нам до него шагать, как до неба. И если человек обладает хотя бы половиной тех качеств, что присущи Александру Яковлевичу, то, думаю, он смело может утверждать, что добился в жизни многого.
Евгений ГОМЕЛЬСКИЙ – младший брат, наставник олимпийских чемпионок Барселоны-1992, в настоящее время – президент мужского клуба «Динамо»:
— Поскольку разница в возрасте со старшим братом у меня составляет 11 лет, то в детстве он был мне как отец, и даже в чем-то немного больше. Пожалуй, у меня не могло быть другого выбора, как пойти по выбранной им в спорте дороге. В тренерской карьере, где мы преуспели больше, чем в роли игроков, я многим обязан старшему брату. После школы я поступил на учебу в Риге, где к тому времени Александр уже возглавил местный СКА. Так что наши отношения практически не прерывались. Пока был студентом, домашние разговоры с братом состояли сплошь на баскетбольные темы, я ходил на большинство его тренировок и на все игры СКА.
Я всегда гордился своим братом и нашей фамилией, но в то же время хотел доказать, что Евгений Гомельский тоже чего-то стоит как тренер. Впервые в официальном матче мы сошлись друг против друга как наставники команд, кажется, в 1969 году. Я тогда возглавлял столичное «Динамо». Специально статистику наших взаимоотношений я не вел, однако те матчи, когда мне удавалось победить брата, хорошо врезались в память. Помню, однажды на матч ЦСКА – «Динамо» пришел министр обороны СССР Гречко. Армейцы уверенно лидировали в чемпионате, и победа над «Динамо» могла принести им золотые медали еще до окончания турнира. Говорили, что Гречко был готов присвоить Александру Яковлевичу звание полковника досрочно, но динамовцы победили в том матче. Вот так я невольно лишил брата папахи. Интересный же разговор у нас состоялся после матча!
Огромные успехи брата на тренерском поприще были для меня своего рода путеводной звездой. Я многому у него учился и стремился не отставать. Выезжая за рубеж, я всегда слышал, с каким уважением и трепетом относились иностранцы к Александру Яковлевичу, к самой фамилии Гомельский. Брат по натуре – боец, победитель, всегда первый, поэтому и я не имел права проигрывать. Мы любим и ценим друг друга, у нас самые теплые отношения, и мы продолжаем наше доброе соперничество – теперь уже как президенты клубов. Желаю брату крепкого здоровья, отличного настроения, семейного благополучия, и пусть в баскетболе у него будет еще много-много больших побед.
Владимир ГОМЕЛЬСКИЙ – старший сын, мастер спорта по баскетболу, известный спортивный комментатор:
— Для меня быть сыном такого знаменитого отца было ужасно интересно. Мне с папой не было скучно ни одного мгновения. Он всегда подкреплял свое воспитание личным примером. При этом никогда не давил на меня своим авторитетом. Никакой опеки с его стороны не было. Однако когда я обращался к папе за помощью или советом, он мне ни разу не отказывал, делая все, что было в его силах. Одним словом, Александр Яковлевич был и остается хорошим отцом. И строгим, и добрым, и баловал, и казнил. Все было. Он – великий педагог.
В подтверждение этих слов расскажу одну интересную историю. Когда я был еще игроком ЦСКА, мы приехали с командой в Будапешт. Поселились на самой окраине города, на базе южной группы войск. В один из выходных дней нас вывезли на автобусе в район Южного вокзала. Папа дал нам «на разграбление города» четыре часа. Мы втроем (фамилии своих спутников называть не буду) тут же бежим в магазин, покупаем пачку сигарет и дружно закуриваем у какой-то витрины, попутно ее рассматривая. И вдруг из-за спины я слышу родной голос. Ребята сразу же куда-то растворились. Когда я поворачивался, у меня, естественно, уже не было ни сигареты, ни дыма, однако это не спасло. Папа почувствовал запах и наказал меня трехмесячным дежурством по команде, при этом сказав фразу, запомнившуюся на всю жизнь: «Еще один раз увижу, следующую – о лоб затушу».
Виталий ГОМЕЛЬСКИЙ – младший сын:
– Папа — мой самый любимый человек на свете.
КСТАТИ
ГОМЕЛЬСКОГО НЕ ПУСКАЛИ ДОМОЙ
В день юбилея Александра Яковлевича Гомельского будут поздравлять не только коллеги по спортивному цеху. Среди тех, кто поднимет бокал за здоровье «Папы», безусловно, будет и известный политик, экс-премьер министр России Евгений Максимович Примаков.
Сам Гомельский любит рассказывать о забавном эпизоде из истории их с Примаковым дружбы. В бытность премьер-министром Евгений Максимович решил «по-простому» заглянуть к Гомельскому на день рождения. Обычно пунктуальный Гомельский задерживался. Премьер нервничал.
Оказалось, что Гомельского долго не пускала в собственный подъезд бдительная охрана, оцепившая по случаю приезда Примакова полквартала в районе Речного вокзала. Лишь спустя полчаса Александру Яковлевичу удалось убедить усердных «топтунов» в том, что именно к нему на огонек и заглянул Евгений Максимович.