Уха от Дуракова

Сегодня исполнился 81 год Николаю Дуракову. Представляем чудесный душевный материал коллеги Марии Сосниной, написанный семь лет назад.
news

Сегодня исполнился 81 год Николаю Дуракову. Представляем чудесный душевный материал коллеги Марии Сосниной, написанный семь лет назад.

Король бенди, девятикратный чемпион СССР и семикратный чемпион мира, почетный гражданин Екатеринбурга и отличный семьянин – все это про Николая Дуракова. Он уже пять десятков лет ставит рекорды – в том числе и на рыбалке. Николай Саныч даже досрочно сходил на президентские выборы, чтобы утро 2 марта встретить у рыбацкой лунки вместе с корреспондентом «Советского спорта».

Напроситься на рыбалку с Николаем Санычем нетрудно.

– У тебя ватные штаны есть? – первым делом поинтересовался Дураков.

– Не-а, – призналась я.
– А рыбачья куртка?

Мне в ответ оставалось только вздохнуть.

– Ну ладно, внучка, поехали. Что-нибудь придумаем.

Рекорд – три килограмма

Джип Дуракова прыгает по ухабам. На заднем сиденье громыхает огромный коловорот. Мы мчимся в маленький рыбацкий поселок, на берег Белоярского водохранилища.

…Как-то раз Дуракова позвали рыбачить товарищи по команде – случилось это в далеком 1961 году – и хоккеист мгновенно влюбился в живописнейший уголок уральской глубинки. Тишина, водная гладь, стволы вековых сосен, словно подпирающих небо… Рыбалка для Дуракова стала страстью. Второй после русского хоккея.

– Если хотя бы раз в две недели не брал удочку в руки, то чувствовал какой-то груз на душе. Чтобы выпустить пар, растормошить себя, мне нужно было скорее запрыгнуть в лодку. Куда же мне девать свою энергию?!

В рыбацком домике семикратного чемпиона мира огромная веранда и две маленькие комнаты, все стены увешаны фотографиями – вот Николай Саныч с клюшкой, вот с удочкой, а вот с громадной рыбиной. Трехкилограммовый пузатый лещ является личным рекордом Дуракова. Хоккеист выловил его прошлой весной и теперь мечтает улучшить свое достижение.

Ну, за проводы!

На рыбалку решено отправиться с раннего утра, сейчас в планах – поужинать и… проводить зиму. Дураков достает из шкафчика эксклюзивную поллитру «Русский хоккей», привезенную из Кемерова, с чемпионата мира – 2007. Правда, наливает только себе. Я встречаю весну со стаканом сока.

…Первый раз сорвал режим Николай Дураков в 1963 году после проигранного календарного матча в Иркутске.

– Мы, чемпионы, уступили команде, которая занимала в таблице 12-е место! – до сих пор возмущается Николай Саныч. – Было обидно. Мы с ребятами и решили выпить. А я до этого к спиртному вообще не прикасался – даже пива не пробовал. Словом, выпили с товарищами и потом сходили в баню. А через пару дней на тренировке в Хабаровске я почувствовал такую легкость, словно в два раза моложе стал! И на следующей игре всех вынес. Тогда-то я и понял, что расслабляться в жизни тоже нужно.

«Король бенди» пожалел утку

Талантливого бомбардира за большие деньги звали из Свердловска в Москву и даже за границу. Но не таков Дураков, чтоб за длинным рублем гоняться. Зато попробовал заниматься охотой. Ружье после очередного выигранного чемпионата СССР уральскому хоккеисту подарил министр обороны Георгий Жуков. Но в 1971 году случилась история, после которой Дураков поставил на охоте крест.

Хоккеист подстрелил с лодки утку, вытащил ее из воды и положил на корму. Затем снова набросал на себя камышей и притаился в засаде.

– Слышу, а утка в лодке шевелится, – вспоминает Николай Саныч. – Лежит и смотрит на меня. Пришлось мне ее слегка ударить о борт, чтоб не возилась. А через некоторое время она опять ожила и снова грустно на меня смотреть стала. Охотиться мне навсегда расхотелось.

– Рыба тоже смотрит на рыбака, но не так, – вздыхает Дураков.

На лыжах и в ушанке

– Конец зимы – время для рыб сонное, поэтому клева не обещаю, а вот ерши будут, – предупреждает Николай Саныч.

Он готовится к рыбалке основательно. Удочки с наживкой – «малинкой» и мормышем – давно готовы. Чтобы экипировать меня, Дураков из недр своего рыбацкого домика извлекает громадные сапоги, овечий бушлат и специальную шапку – «без нее не повезет с уловом».

Ранним утром, в 6 часов, Дураков уходит на лед: просверлить лунки и приманить рыбу наживкой. К 9 утра Дураков вваливается в домик – раскрасневшийся, веселый, в сбитой набок ушанке:

– Вставай, красавица, пора на рыбалку!

Путь до проделанных во льду лунок решаем пройти на лыжах – чтобы не утонуть в снегу. Николай Саныч достает из кладовки палки и… ярко-розовые лыжи!

Если вы думаете, что бешеная скорость хоккеиста Дуракова, которую он развивал на льду, осталась легендой – ошибаетесь. Николай Саныч с такой мощью помчался вперед – не хуже мастера спорта по лыжным гонкам.

Семеню за Дураковым, стремясь не упасть в его глазах. И вскоре понимаю причину, по которой легенда русского хоккея устроил такие гонки. У наших лунок, яростно дергая удилищем, уже сидит какой-то рыбак!

– Это ж надо, – вспыхивает Николай Саныч, увеличивая шаг. – Я, значит, рыбу прикармливал-прикармливал, а этот умник решил на готовенькое прийти!

Завидев издалека рассерженного Дуракова, чужак спешит скрыться в снежной дали.

Желая расшевелить неприветливую рыбу, Николай Саныч, похожий на сказочного старичка-боровичка, водит удилищем вверх и вниз, призывно глядя в прорубленное отверстие. Первая добыча не заставляет себя ждать – на леске трепыхается ершик.

Дело закипело. Дураков снимает с крючка рыбу одну за другой, ерши молотят хвостами, а я вооружена лишь фотоаппаратом.

Лещи «вместо компота»

…После тренировок игроки «СКА-Свердловска» оставались на площадке и «резались» «на компот». Хоккеисты били по воротам из разных точек. Если вратарь ловил мяч – игрок должен был ему стакан компота на обеде. Турнир проходил по олимпийской системе: кто не забил – в раздевалку. Под конец на льду оставались два-три хоккеиста, среди которых завсегда «любитель компота» Николай Дураков.

Вот и сейчас со льда водохранилища убежали почти все рыбаки, расстроенные плохим клевом. А Николай Саныч продолжает сидеть у лунки в окружении замерзших ершей.

– Может, ближе к берегу попробуем забросить? – робко предлагаю я.
– Да что там у берега ходит?! – вздыхает Дураков. Но через некоторое время мы все же режем лыжней бескрайнюю целину.

И, о чудо! У берега крючок с мормышем заглатывает и мощно тянет под лед здоровенная рыбина. Вскоре Николай Саныч выходит победителем в противостоянии с лещом. Чтобы приструнить рыбину, Дураков как следует врезал ей по голове. В сугробе лещ еще с полчаса шевелил плавниками и пучил стекленеющие глаза.

Вот так «компот» достался Дуракову на десерт! Не сравнить, конечно, с трехкилограммовой махиной, пойманной прошлой весной, но все равно приятно.

– Жирнющая уха получится, – говорит Николай Саныч, протягивая мне упакованную рыбину, когда я собираюсь уезжать. – Но еще лучше клев будет к середине весны. Приезжайте обязательно. Эх, какая пойдет рыбалка!

Звездные советы. Уха по-дураковски

Николай Дураков готовит рыбу сам, редко позволяя включаться в процесс даже собственной супруге. Из ерша и окуня выходит отличная уха, из судака – пироги. Вот один из фирменных рецептов от Дуракова: уха из леща.

Нужно почистить рыбу и без всяких приправ, без лаврушки и перца поставить ее вариться. Можно кинуть в воду порезанную головку репчатого лука. Через 15–20 минут из бульона достаем рыбу, а вместо нее кладем картошку. Подавать уху отдельно от рыбы, которую нужно порезать на кусочки и переложить солью с луком.

Новости. Хоккей с мячом