Как Ковальчук познакомился со Свешниковым
Тогдашний капитан сборной России по хоккею с мячом Михаил Свешников готовился вк ЧМ-2005, а Илья Ковальчук во время локаута выступал за «АК Барс». «Советский спорт» организовал новый хоккейный супертандем.
Жизнь нападающего «Ак Барса» и сборной России по хоккею с шайбой Ильи Ковальчука насыщена до предела — матчи, перелеты, интервью… А у капитана архангельского «Водника» и сборной России по хоккею с мячом Михаила Свешникова сейчас ни перелетов, ни матчей — Михаил готовится в Казани к чемпионату мира. Предложение познакомиться обе звезды двух разных хоккеев приняли с нескрываемым удовольствием.
Ледовый дворец спорта «Ак Барс». Кафе. Рукопожатие. Дежурные «Как дела?». Пока то да се, Ковальчук узнает расписание предстоящего чемпионата мира по хоккею с мячом.
— О, да вы первую игру с Америкой бьетесь?!
— Да. Но они же не такие, как у вас, а другие. (Свешников встает и умышленно косолапит, показывая, что класс России и США несопоставим.)
Ковальчук смеется и заказывает сок со льдом, но стакан так и останется стоять до конца разговора.
КАК ВЫБИТЬСЯ В ЛЮДИ
— Ребята, а вы друг о друге раньше что-нибудь знали?
Илья: — Я читал в газетах про «Водник» и его лидера.
Михаил: — Постоянно следил за выступлением сборной России и про Ковальчука не мог не слышать. Вот во вторник смотрел по телевизору матч «Динамо» — «Ак Барс» и видел чудо-гол Ильи. Ради таких моментов хочется смотреть наш чемпионат.
— Вы оба родились в российской глубинке (Илья — в Твери, Михаил – в уральском Карпинске. — Прим. ред.), но сумели стать хоккейными звездами мирового уровня. Может, расскажете, как выбиваются в люди?
И.: — Нужно иметь твердый характер, быть упорным и любить хоккей. Даже если ты суперталантливый, без этих качеств успеха не добиться.
М.: — Согласен. Таблетки для успеха еще не придумали. Нужно уметь отказывать себе во многих соблазнах.
— Помните, как встали на коньки?
И.: — В четыре с половиной года. Коньки — то ли «фигурки», то ли «снегурки» с двумя лезвиями.
М.: — В пять лет я в коньках, привязанных к валенкам, пытался ехать по укатанному снегу. По квартире в коньках ходил регулярно.
В ХОККЕЕ С МЯЧОМ БЕГАЮТ БЫСТРЕЕ
— А Ковальчук мог бы оказаться в хоккее с мячом, а Свешников — в шайбе?
И.: — Вряд ли. Все-таки в Твери хоккея с мячом нет.
М.: — У меня в Карпинске был выбор — хоккей с мячом или футбол.
— А другой хоккей пробовали?
И.: — Мы не так давно гоняли мяч с местной «Ракетой». Они так быстро бегают! (Обращаясь к Свешникову.) У вас лезвия, видимо, длиннее. Дали бы нам наши клюшки, мы тогда наверняка поборолись бы. А то с этими круглыми (показывает на стоящую в углу клюшку Михаила) и короткими трудно управляться. Бил пенальти, даже не знаю, сколько там метров — наверное, семь (на самом деле — 12. — Прим. ред.), и промахнулся. Стоял на той тренировке даже в воротах — взял аммуницию Коли Хабибулина. Когда я отбивал шайбу — больно, а мяч даже не чувствуется. Мне кажется, любой хоккеист хочет иногда постоять в воротах.
— Как вы считаете, смогли бы всерьез сыграть хотя бы на среднем уровне в другом хоккее?
И.: — Конечно, старался бы. Но никто не знает, что получилось бы.
М.: — У меня комплекция не та. Правда, при определенном умении можно все это компенсировать. Вот играли мы как-то в Швеции против команды третьей лиги. Там игроки плохо на коньках катались, и проблем у меня не возникало.
— Илья, у Михаила получилось бы?
И. (осматривая Свешникова): — Действительно, пришлось бы трудно. Но немало игроков, не очень габаритных и играющих очень хорошо. Самый яркий пример — Макс Сушинский.
— Вы будете смотреть чемпионат мира на стадионе или перед телевизором?
И.: — Мы планируем всей командой приехать на открытие и посмотреть игру Россия — США. А вот потом у нас выезд, и во время финальной части нас в Казани не будет. Жаль.
АВТОГРАФЫ ЧАЩЕ ПРОСЯТ «В ШАЙБЕ»
— Не достают вас любители автографов?
И.: — Я понимаю, что мы играем в хоккей для болельщиков. Другое дело, когда просят расписаться, а потом эти карточки продают. Такое в Канаде и США практикуется часто. В России уже целую пачку не подписываю — две-три и до свидания.
М.: — Количество жаждущих автографов по сравнению с «шайбой» нужно сократить на десять. Когда у меня просят, никогда не отказываю.
— Самый нелюбимый вопрос от журналистов?
М.: — Можете ли позволить себе бутылочку-другую пива после матча? И еще: выиграли ли вы в зарплате после переезда в Россию?
И.: — Таких нет, но иногда приходится отвечать: No comment.
ПОЧЕМУ «В МЯЧЕ» ДЕРУТСЯ МЕНЬШЕ
— Где болельщики лучше: за границей или в России?
И.: — В России они более профессиональные. В штате Джорджия, где я играю, ждут заброшенных шайб, драк, шоу, приходят, чтобы поесть попкорн, выпить по три кружки пива. Здесь же, если хорошо обыграл — аплодируют, а не можешь войти в зону в большинстве — начнут свистеть.
М.: — В Архангельске воспиталось поколение хоккейных гурманов. Они ждут не просто победы, им важно, как ты ее добудешь.
— Что может вас заставить отказаться от выступления за свою сборную?
И.: — Если только не пригласят или буду травмирован.
М.: — У нас нельзя сказать: не хочу играть — сразу последует дисквалификация. Другое дело, какая обстановка в сборной. Сейчас она прекрасная.
— Часто ли решения судей вызывают у вас такую злость, что, дай волю, разорвали бы «полосатых» на куски?
И.: — Здесь нередко. Судьи по-разному оценивают одни и те же действия.
М.: — Про это говорить не хочется. Хотелось бы знать: он ошибается или работает умышленно?
— Можете полезть в драку, если против вас защитники постоянно грубят?
И.: — Стараюсь на грубость отвечать адекватно. Себя в обиду давать нельзя. Я не мальчик для битья, и это должны знать все. Но до драк обычно не доходит.
М.: — Перед тем, как грубить в ответ, трижды подумаешь: а надо ли? Ведь удаления караются денежными штрафами.
Тут в разговор вступает Ковальчук.
— Миша, а как у вас можно ответить, бортики-то низенькие? Может, клюшкой ткнуть?
М.: — У вас, конечно, проще. У нас же встречают локтем вперед на встречном движении. А некоторые бьют клюшкой по голове. Но это же ненормально.
«В МЯЧЕ» СМОКИНГИ НЕ НОСЯТ
— Вы лихачите по российским дорогам?
И.: — Здесь не полихачишь. Ездить в основном приходится от отеля «Мираж» до Дворца спорта. Это метров 200. Иногда, правда, еду куда-нибудь покушать, но за пределы Казани еще не выезжал. Да и город я плохо знаю. Стараюсь соблюдать правила, не гоню. Раз остановили, спросили: чем занимаешься, ответил: в «Ак Барсе» играю, заплатил штраф и поехал дальше.
М.: — Я вожу внимательно. Останавливали несколько раз, но не из-за нарушений, а для обычной проверки.
— Приходилось ли примерять смокинг?
М.: — Нет. И даже не знаю, представится ли такой случай.
И.: — Надевал на церемонию вручения персональных призов в НХЛ. Кроме того, пару раз игроки «Атланты» устраивали акцию для владельцев абонементов — мы работали крупье. Но для этого смокинг брал напрокат. Сколько стоит? Не знаю, все оплачивал клуб.
— Что пожелаете друг другу?
И.: — Удачного чемпионата мира. Чтобы в год 1000-летия Казани Россия вернула себе звание чемпиона мира (к сожалению, это сделать не удалось – Россия проиграла в финале Швеции 2:5).
М.: — Чтобы Илья почаще был доволен своей игрой.
Оба почти в один голос:
– И чтобы не было травм (и здесь не сложилось – Михаил Свешников получил тяжелую травму в одном из первых матчей и решающие игры ЧМ-2005 пропустил)!
P.S. Во время фотосессии Михаил сообщил Илье, что сборная России посетит матч «Ак Барс» — «Магнитка», и пожелал забить такой же красивый гол, как и 25 января в Москве. Проходивший мимо Дарюс Каспарайтис присвистнул: «Хорошо бы!»