Александр Желудов: Без стремления победить сделать это просто невозможно!
Каждый заезд – риск, но кто не рискует, тот не знает вкуса победы. Об опасности и азарте, о том, как стать лучшим, рассказывает абсолютный чемпион России по ралли Александр ЖЕЛУДОВ.
Идти вперед
- Можно было заняться каким-то «мирным» делом: делать автомобили или чинить их. А вы выбрали гонки, постоянно рискуете. Зачем?
- Да потому что это классно! Когда-то я практически с нуля, начиная с двух железяк, собирал автомобили. А заниматься ремонтом авто мне приходится и сейчас, если что-то ломается во время гонки. Однажды на заезде неожиданно отказали тормоза - что делать? Времени на панику нет, от правильного решения зависит не только исход гонки, но и собственная жизнь. Быстро собрались и начали думать! В ход пошла пленка от пачки сигарет, вода вместо тормозной жидкости и другие ухищрения. Но мы все-таки выкрутились! Нужно ведь двигаться дальше!
- Ралли – всегда азарт, сумасшествие и бесконечный драйв…
- В отличие от ухоженных асфальтовых дорожек той же Формулы, наша трасса может быть самой разной. Горные серпантины, гравий, трамплины. И все это ты должен преодолеть. Маршрут делится на несколько частей - дороги общего пользования (по ним необходимо ехать со строго ограниченной скоростью, с соблюдением всех правил, и к тому же, в общем потоке машин), скоростные участки (максимальная скорость - 200 км/ч, при этом средняя скорость - не больше 130 км/ч), наконец, сервис-парки, где можно устранить неисправности, поменять колеса и так далее. Необходимо все правильно рассчитать, внимательно слушать штурмана. Кстати, про штурмана - у меня прекрасная напарница.
Прекрасный штурман
- Штурман - женщина?!
- Конечно. Причем замечательный штурман. …
У меня никогда нет предчувствий насчет того, как пройдет заезд. Ни плохих, ни хороших. А у моего штурмана есть. И с некоторых пор я им доверяю. Во время одного из заездов, на определенном участке дороги для ограничения скорости должны были поставить ретардер. Он должен был быть в конкретном месте. Но мой штурман уверяла, что ретардер гораздо ближе. Представляете, так и оказалось! Наверное, это женское чутье. Мне очень повезло с напарником!
- Что на трассе может застать вас врасплох?
- Все время надо быть готовым ко всему. И когда что-то происходит, в первую очередь мелькает мысль: «Неужели я не поеду дальше?» К 15-ти годам я уже испытал 15 переворотов, дальше просто перестал их считать и перестал бояться. Раз мы поднимались в гору, просчитались с траекторией и, оглянуться не успели, как уже летели вниз с огромной высоты! Правда, вместо того, что бы паниковать, в полёте спорили, кто совершил ошибку. Оказалось, от резкого подъема у меня заложило уши, и я не услышал указания штурмана. Когда мы упали на землю, она с укором сказала: «Ну, вот видишь!» Так что умение слушать в ралли очень ценно!
Помогать друг другу
- Какие жизненные установки помогают вам в профессии?
- Моральные принципы. Та же взаимовыручка. В ралли принято помогать друг другу. Видишь проблему (если сломавшемуся экипажу нужна помощь, это обозначается красным крестиком, если же нет – зеленым «ОК») - останавливаешься, поднимаешь машину на колеса. Чувство соперничества при этом в нашем спорте никуда не пропадает. Просто, когда произошла авария, не помочь нельзя. В этот момент о результате уже не думаешь.
- Участвовали ли вы в съемках художественных фильмов?
- Да, я снимался в нескольких фильмах, например, один из последних – это «Дневной дозор» (трюки автомобиля Жанны Фриске - прим. автора). А совсем недавно я участвовал в съемках рекламного ролика пива «Арсенальное» - для меня это был интереснейший опыт. Все трюки исполнялись вживую. Начальные кадры снимали в очень непростых условиях: колеса машин поднимали на гоночной трассе такую пыль, что приходилось ехать практически вслепую. А под конец съемок не выдержала и машина. Один из эпизодов ролика (разворот на финише), который на экране занимает секунды две, снимали не один час. От многократного повторения «полицейского разворота» у машины отвис бампер и сорвало тормоза. Но результатом я доволен: история получилась реалистичная, с характером - как и само пиво «Арсенальное». Жалко, правда, что не все кадры вошли в окончательный монтаж. Все показать, конечно, невозможно – зато какой стимул сходить на заезд!
И побеждать!
- Какие эпизоды в заездах вам особенно запомнились?
- Каждый заезд – это море драйва и эмоций! Я всегда стараюсь выложиться по полной. И каждый раз, как в первый, переживаю неудачи и радуюсь победам. Будничных заездов для меня просто не бывает!
- О чем вы думаете перед стартом?
- О победе. Без стремления победить, сделать это невозможно!