Снегоходные скачки России

null
news

В нашей стране движение любителей снегоходов появилось почти двадцать лет назад, еще в советские времена. Правда, и тогда эта дисциплина культивировалась в основном в российских городах – Петрозаводске, Москве, Мурманске. С 86-го года снегоходы «прописались» в приполярном Новом Уренгое, который сегодня смело можно назвать российской столицей этого вида спорта. Здесь тренируются чемпион России-2002 на отечественных машинах Алексей Цыбовский и многочисленные кандидаты в сборную, учатся у своих опытных товарищей талантливые юниоры.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КЛАСС – УРЕНГОЙСКИЙ КЛАСС

Первый этап чемпионата России этого года в отечественном классе, который состоялся в подмосковной Коломне в последние выходные января, неожиданно выиграл Дмитрий Мацульский из Рыбинска. Вторым стал уфимец Александр Левицкий. А вот представители наиболее авторитетного в Уренгое и стране клуба «Факел» Алексей Цыбовский и Виктор Пашковский заняли лишь третье и четвертое места, хотя и выиграли по одному из трех основных стартов, из которых состоит каждый этап первенства. Кроме того, Алексей однажды еще был и вторым. Однако в первом финальном заезде оба из-за механических неполадок сошли с дистанции, что при нынешней системе подсчета очков равносильно поражению в зачете этапа. И все же Алексей и Виктор молодцы. За 40 минут, которые разделяют заезды между собой, они вместе с клубными техниками сумели поставить на «ноги» обе машины, причем на одной из них поменяли мотор.

Свое превосходство над соперниками уренгойские спортсмены легко доказали уже через неделю. Дуэт Цыбовский – Пашковский в трех заездах второго этапа поделил все первые и вторые места, причем чемпион выиграл дважды и теперь уверенно занимает лидирующую строчку в общей классификации первенства-2003, которое завершится 2 марта в Уфе. А вот Мачульский в родном Рыбинске оказался лишь восьмым.

— Дмитрий несколько тяжеловат. Оптимальный вес для гонщика — 60 — 70 килограммов, — таково мнение, наверное, самого авторитетного на сегодняшний день в этом виде спорта человека, президента снегоходного комитета Мотофедерации России Игоря Подовжнего. — Вес самой машины — 215 — 220 килограммов, а если еще и водитель имеет свои 90, то на поворотах ему с каждым кругом становится все сложнее. В этом смысле оптимальным можно считать телосложение 19-летнего Цыбовского. Он немаленького роста, но худой и по-сибирски жилистый.

Алексей, кстати, достаточно уверенно выступает и в рамках другого российского чемпионата, в более престижном — «свободном» классе, но он и его партнеры в этом соревновании испытывают серьезнейшую конкуренцию со стороны кемеровчан.

СВОБОДНЫЙ, ЗНАЧИТ, БЫСТРЫЙ

Для соревнований в свободном классе участник волен выбирать любую марку снегохода – российские «Рысь», «Буран» и «Тайгу», североамериканские «СКИДУ», «Артико КЭТ» или «Поларис», финский «Линск» или японскую «Ямаху». Однако преимущество иностранных машин над нашими аналогами настолько очевидно, что выходить на «Рыси» на старт рядышком со «СКИДУ» дело абсолютно бесперспективное.

На первых двух этапах этого соревнования, которые проходили в Тюмени и Сызрани, доминировали представители Кузбасса – 30-летний Дмитрий Воженников и Александр Петров. Причем содержит и тренирует этот дуэт бизнесмен Михаил Григорьев. Судя по результатам, этот преданный снегоходам человек умеет работать качественно сразу в двух далеких друг от друга областях.

Сегодня география регионов, где предпочитают заниматься на зарубежных снегоходах, заметно шире, чем клубов с отечественными машинами. Это Ямбург, Тюмень, Уфа, Санкт-Петербург, Ижевск, Екатеринбург, Тобольск, Альметьевск. А вообще на территории России действуют 32 таких центра. Учитывая, что стоимость одного западного снегохода — от 9 тысяч долларов, это очень неплохой показатель.

К сожалению, клубов, где спортсмены одновременно могут «запрягать» и свои, и «навороченные» снегоходы, совсем немного. Лучший из них – это опять же новоуренгойский «Факел», где 7 машин отечественного класса соседствуют с дюжиной «СКИДУ».

Правда, последние североамериканские снегоходы модели «MXZ-440 Revolution» поступили в Уренгой лишь 30 декабря, что, по мнению тренера «Факела» Александра Куща, сказалось на январских выступлениях его подопечных. Ведь для доводки машин и обкатки их гонщиками необходимо время, а его как раз и не хватило.

ПУТЬ В СУОМИ ЧЕРЕЗ СОВЕТСК

Поправить свое турнирное положение и даже выиграть чемпионат новоуренгойцы попытаются в конце марта – начале апреля, когда сначала в Нефтеюганске (Ханты-Мансийский национальный округ), а затем в Новом Уренгое пройдут заключительные два этапа в свободном классе. Но сделать это будет крайне непросто, потому что, как и в прошлом году, очень здорово смотрится опытнейший Воженников — из 6 заездов сезона он выиграл пять. Именно этот гонщик является первым кандидатом на попадание в сборную России, которая 12 апреля будет выступать на 3-м, заключительном этапе чемпионата Европы в финском Рованиеми. По правилам в заявку на любой этап могут попасть 5 гонщиков, и она будет заполнена еще до окончания первенства России. Все претенденты должны быть в отменной форме к 15 марта, когда в городе Советске (Кировская область) в течение двух дней будет проходить розыгрыш Кубка страны.

К сожалению, пока отечественный снегоходный спорт не в состоянии полноценно представлять себя на всех этапах континентального первенства, которое в этом году стартует 21 марта в шведском Умеа. Свое продолжение чемпионат Европы получит в норвежском Ронхайме, а завершится в Финляндии, гонщики которой последние пять лет являются законодателями мод в этой снежной дисциплине.

Причина нашего отсутствия на двух из трех этапов чемпионата, по большому счету, одна – нехватка средств.

— Что и говорить, в современных экономических условиях профессионально заниматься снегоходами могут немногие, — считает Игорь Подовжний. — Дальние переезды спортсменов и такие же дальние перевозки техники трейлерами, а в случае с Финляндией еще и транспортировка самолетом, плюс стоимость самих машин и их обслуживание выливаются в крупные финансовые затраты. А спонсоров у наших даже самых лучших спортсменов не так уж и много.

И все же развитие этого технически сложного, но очень привлекательного для зрителей вида спорта не стоит в России на месте. Например, тот же новоуренгойский «Факел» вновь собирается завершить свой сезон в начале мая на международном снегоходном фестивале в Исландии, где даже при температуре плюс десять градусов организаторы всегда гарантируют отличную снежную трассу, великолепную борьбу и многочисленную радушную публику.

КСТАТИ

Лучшие гонщики Европы финны Яни Тапио и Тони Ахмасало тратят на доводку своих снегоходов до 10 тысяч евро. Обычно они делают это в местечке Рованиеми, где пройдет последний этап чемпионата Европы-2003. Именно там живет семейная пара, для которой обслуживание снегоходов превратилось в очень приличный бизнес.

ДОСЛОВНО

Президент снегоходного комитета Мотофедерации России Игорь ПОДОВЖНИЙ:
На снегоход нельзя садиться, как на унитаз. Во время езды надо постоянно перекладывать корпус, для чего нужна акробатическая подготовка. К тому же на современных машинах спортсмен много времени находится в полустоячем положении, контролируя при этом машину с объемом двигателя до 550 кубических сантиметров. Здесь уже требуется и большая физическая сила.