Самарский космический гость
Мы проверили, как Самара готовится встречать футбольный чемпионат мира 2018.
После Саранска с удовольствием отправились в Самару. Футбольная арена в Самаре манила великолепием компьютерных картинок. Огромный купол делал ее похожей на космический корабль пришельцев.
Выборочная реконструкция
Поворот от Саранска на М5 остается нетронутым дорожным ремонтом. Обычная двухполоска бежит ровно за горизонт к Пензе. В степях она обсажена густой лесополосой, отстающей от дороги на добрую сотню метров. В советские годы такое пространство заранее отводилось под будущую реконструкцию трассы с превращением ее в автостраду. К чемпионату мира этим планам не суждено сбыться. Дорога останется прежней двухполоской, а основную массу туристов в волжский кластер планируется доставлять самолетами или двухэтажными поездами из Питера или Москвы. Для тех же, кто собирается рвануть по М5 дикарем, нужно готовится к грандиозным пробкам из-за грузовых фур.
Наш Nissan Qashqai радовал комфортом в дальней дороге. В особенности креслами с отличным профилем. Садишься в них как в ковши, и не хочется вылезать часами. Неудивительно, так как кресла разрабатывались при участии специалистов-орт
Неплохо сработан и интерьер. В особенности центральная консоль с мультимедийной установкой. Она радовала глаз гармонией форм.
Трасса ровно летела за горизонт, климатическая установка выгоняла жару так умело, что мы даже открыли панорамную крышу. Сквозь ее затонированную поверхность хоть и проникали прямые лучи, грозя превратить салон в парник, но фильтр так умело отсекал их по спектру, что климатическая установка даже не зашипела вентиляторами. Мой коллега Кирилл залег на откинутую назад спинку и стал любоваться небесами.
А вот ближе к Сызрани трасса М5 начала проявлять признаки реконструкции. Огромные пылевые облака на горизонте поднимались вверх. Груженые фуры столпились в кучу, скорость упала до 40 км/ч. На подъемах и вовсе пришлось ползти как черепахи. Пред взором возникла грандиозная картина. Бульдозеры раскатывали песчаную подушку под будущий автобан с двумя двухполосными путепроводами со своими мостами и разделительным заборчиком. Через год здесь можно будет промчаться с ветерком. Но опять же не везде. Такие райские места возводятся участками для совершения обгонов и разгрузки дороги. В иных пределах останется прежний формат.
Пыль, песок, самосвалы и пластмассовые дорожные ограждения, выносимые ветром под колеса, – вот картина, которая преследовала нас при подъездах к Самаре. Благо наш Nissan вооружен угольным фильтром, не пропускающим в салон клубы едкого дыма и пыли. Встаешь в хвост чадящему монстру, наблюдаешь с ужасом черный выхлоп из трубы, машинально хватаешься за нос, но облачко проходит мимо, не попадая в салон. Новый Qashqai научился ощущать окружающий воздух, как противогаз.
Ползущие фуры давно тормозят движение в Поволжье. Нескончаемые колонны грузовиков вошли уже в местные легенды. Средняя скорость здесь 70 км/ч. Двигаться в таком ритме – мучение. Охота обгонять бесконечную кавалькаду пропадает – и мы ползем в потоке до заката.
«Отдохни» по-поволжски
Измученный, я останавливаюсь на обочине и вижу перед собой мотель со сказочным названием «Отдохни». Перед ним десятки фур и легковушек. Хороший признак. Захожу на второй этаж по наружной железной лестнице и словно попадаю в общагу. Дальнобойщик пытается уговорить даму за стойкой разрешить пользоваться личным чайником. «Да вы что! – машет она руками. – Здесь же у всех выбьет пробки!» На мою просьбу взять двухместный номер она отреагировала просто: «Есть двухместный домик за 1000 р.! Берете?». От такого роскошного предложения невозможно отказаться.
Домик оказался сараем с двумя пионерскими кроватями внутри захламленного строительным мусором двора. Правда, есть санузел. После 300-километровог
Без внедорожника никуда!
Ехать за фурами лучше всего на круиз-контроле, так как трафик у них размеренный. Обгонять быстро надоедает. Нажимаю на кнопочку на руле, и Qashqai бодро набирает темп. Выверяю дистанцию подальше – и можно расслабиться. Жаль только, что круиз-контроль неадаптивный и не умеет автоматически снижать скорость, хотя при желании можно прикупить и такой. Вообще плавность хода у нашего друга на высоте, да и курсовая устойчивость тоже. Лишь изредка подвеска давала знать, что под колесами глубокая колея. На Qashqai не страшно держать 110 км/ч по волнистой трасса и более 130 км/ч, если под тобой автострада. Руль хоть и легкий, но никакие неровности не сбивают машину с выбранной траектории. Причем электроусилитель не забивает обратной связи. Рулевая рейка адекватно передает информацию о происходящем в пятне контакта. Попадись туда камешек – и возникшее усилие ощущается на руле. Так водить машину гораздо интереснее.
Через два часа по раскатанной стройкой дороге медленно с потоком вкатываемся в Самару на Московский проспект.
Футбольная арена стоит на въезде в город. Но зарулить к ней не так-то просто. Перекрестки раскопаны и засыпаны строительным мусором. Покружив, мы находим путь через бывший военный городок, утопающий в зелени деревьев, и тут же заворачиваем на мойку.
«Вскоре здесь будет центральный подъезд к арене, – рассказывает нам ее сотрудник. – Все времянки снесут, включая окрестные тополя и мойку, а дорогу расширят до проспекта».
Ранее стадион хотели возводить на острове между Волгой и речкой Самарой, на месте порта. Однако после одобрения проекта комиссией FIFA выяснилась такая грандиозность замысла, что реальность за ней не поспевала. Проект предусматривал подсыпание грунта на острове на несколько метров, чтобы выйти за пределы затопления при весенних разливах. Кроме того, в центре Самары требовалось проложить несколько проспектов прямо по остаткам исторического центра. Грандиозная стройка грозила полностью уничтожить то немногое, что связывает город с прошлым. Самара в погоне за гигантоманией рисковала повторить ошибки Саранска. В итоге запротестовала общественность.
Это нечто космическое?
Решили перенести стройку в пространство между Московским шоссе и Демократической улицей, поближе к окраинам. Там-то любители гигантомании и развернулись не на шутку! По нормам для стадиона требуется примерно 50 га пространства, а самарцы отвели 250 га. Но потом и этого показалось мало, и строительная площадка разбухла до 850 га. Вместе с ареной поднимутся ввысь многоэтажки и гостиницы. Сейчас на них нет и намека, но работа кипит. И Самарская футбольная арена, которую после чемпионата мира-2018 назовут «Космической» за сферическую форму купола, на полпути к величию. Строители уже заводят под крышу фирменные конструкции. Еще годик – и можно будет проводить матчи. Сейчас же подъездные пути к ней погрязли в пыли, и скрываются среди кустарника и бурьяна.
Мы нашли бетонку, по которой ходят самосвалы, и решили пробиться к арене во чтобы то ни стало. Благо внедорожные качества Qashqai позволяют это. После нескольких виражей обнаружили гигантский курган, куда зачем-то карабкались самосвалы. Во время обеденного перерыва техника встала, и мы заскочили наверх, чтобы осмотреть окрестности. Стадион издалека похож на гору со строительными кранами. А вокруг перелесков шныряют оранжевые грузовики. Пространство вокруг стадиона так велико, что кажется, для посещения матча 1/4 финала придется часами топать за горизонт на своих двоих. Или по территории пустят общественный транспорт?
«Раньше там был радиоцентр, а теперь вот стадион», – вывел нас из оцепенения машинист бульдозера. Я посмотрел сначала на трактор, а потом под ноги и ощутил запах перегноя. Весь курган был черного цвета. Почву свозят сюда со стройки и наваливают чернозем до небес.
Строительные картины быстро утомляют. Поэтому мы набрали в навигаторе произвольную точку в центре Самары и отправились на волжскую набережную. Гранитная набережная Самары даст фору многим волжским городам. Кое-где встречаются исторические особняки и храмы. Как хорошо, что гигантский космический пришелец разместится далеко за пределами центра!
Ловушка для путешественников
Самара расположена практически в центре Волжского футбольного кластера. Она равноудалена от крупных городов. Отсюда болельщики могут в рамках одного ночного перегона оказаться или в Казани, или в Саранске, или в Нижнем Новгороде, или в Волгограде. Мы решили наудачу поехать по самому короткому маршруту – в Казань. Ввели в навигатор адрес – и вперед. Маршрут был построен по направлению на Димитровград и дальше через Камское устье – всего 380 км. На этом направлении ожидается самый крупный поток туристов, привыкших доверять приборам.
Поначалу удивляло отсутствие крупных фур. Навстречу попадались развозные газели или крытые пятитонки. За поворотом на Димитровград пропали и они. Ровная магистраль, словно струнка, шла через степь, расчерченную лесопосадками. Бескрайние поля, уходящие за горизонт, желтели подсолнухами. Солнце клонилось к закату, как вдруг со всего маху мы влетели в такую яму, что будь под нами не кроссовер, а «пузотерка», то, наверное, оставили бы в канаве подвеску. Qashqai хоть и громыхнул колесами, но до пробоя не дошло. Помогла короткая внедорожная база, и он перескочил овраг, как мячик. Кроме того, отлично сработали высокопрофильные покрышки. Не осталось ни грыжи, ни царапины. Честь и хвала японским мастерам, научившим Nissan Qashqai прыгать в длину не хуже легкоатлета. Стерев пот со лба, я вновь сел за руль.
Дальше дорога была вся в подобных ловушках. Пара километров гладкого асфальта сменялась участками с разрушенным профилем. Асфальт сползал потрескавшимися волнами, словно старая шпаклевка. Встречались опасные гребни, накатанные грузовиками на раскаленном покрытии. Они возвышались внутри колеи, и зазевавшийся путник мог запросто пропороть о них картер у легковушки.
В итоге скорость упала до 40 км/ч, а при виде даже маломальского пятнышка приходилось бить по тормозам. И не напрасно, нередко там скрывались приличные «овраги». Главный путь из Самары в Казань неприятно удивил.
Благо наш Nissan Qashqai оказался привычным к этим неприятностям. А вот за красочной стеллой «Татарстан» картина поменялась кардинально. Дорога вмиг преобразилась, словно мы попали в Швейцарию. Темно-серый асфальт, белая обочина, ровные знаки и идеальная разметка навевали приятные мысли. Но это уже другая история.