Перейти тропу лесному зверю

Большой спорт, как и любое серьезное мероприятие, – это огромный труд сотен людей. Зрители видят лишь витрину, за которой – огромная работа.
news

Большой спорт, как и любое серьезное мероприятие, – это огромный труд сотен людей. Зрители видят лишь витрину, за которой – огромная работа. И львиную долю шоу держит на своих плечах не главный герой, а организатор.

Евгений ВАСИН

Сегодня нашему штатному бойцу – Mitsubishi Outlander – предстоит крайняя командировка: мы едем по залитым весенним солнцем московским улицам в РАФ – Российскую Автомобильную Федерацию. И нет ничего удивительного в выборе автомобиля – ведь нас уже ждет Алексей Голубев,большой ценитель внедорожников и председатель комитета по трофи-рейдам.

– Трофи-рейды – соревнования по прохождению тяжелого бездорожья на автомобилях повышенной проходимости. Самый массовый и доступный вид автоспорта в России. Наша дисциплина не требует специально оборудованных трасc, благо бездорожья в России пока хватает. В любом лесу можно найти колею, чтобы и просто покататься, и плотно потренироваться. А то и гонку провести.

Ну а разнообразие рельефа нашей необъятной Родины благоволит соревнованиям по покорению самого разного бездорожья: от ковровых болот до горных перевалов. Причем любой сложности. Его и позволить себе многие могут, и ограничений по возрасту, по сути, нет: к примеру, чемпиону России 2015 года на момент завоевания титула было 62 года.

С ЛЕСНИКАМИ НАДО ДРУЖИТЬ

– Чем трофи отличается от ралли-рейдов? – вопрос Алексею Голубеву.
– У нас скорости пониже, а на первый план выходит более широкая гамма навыков экипажа – пилота и штурмана, или, как правильно их именовать по классификации РАФ, 1-го и 2-го водителя. Они оба имеют право сесть за штурвал. Но главное различие – в сложности бездорожья. То есть важнее не выжать из машины все соки на скоростном участке, а быстро проехать сложный участок. Безусловно, это не означает сплошное болото от старта до финиша – на пути есть и колея, и ровные грунтовые отрезки.

– С какой стороны надо подходить к трофи?
– Начинать свой спортивный путь можно и без серьезных вложений. Главное – наличие стандартного полноприводного авто. Тюнинг для первых шагов совсем не важен – важно наличие желания и свободного времени. Именно потому в трофи участвуют многие. Для тренировок не нужно специального дорогостоящего снаряжения и экипировки. А в соревнованиях требуется только шлем, притом самый простой и легкий. Чаще всего используют каски для занятия рафтингом.

Гонок в стране сегодня сотни, если не тысячи. От Калининграда, где в этом году запланированы три соревнования уровня Кубка РАФ, до Владивостока. Есть простые клубные выезды, когда сложившийся коллектив, объединенный дружбой или автомобильными пристрастиями, выезжает на природу и пробует возможности своих машин «на натуре», а есть и профессиональные.

– Как реагируют на покатушки лесники? Рощам и борам лучше от этого не становится?
– Это заблуждение. Трофи-рейды всегда согласованы с местной администрацией. И проходят они по заброшенным дорогам. Любому лесничеству выгодно, чтобы дороги вычищали и поддерживали в рабочем состоянии. Это хорошо для предупреждения чрезвычайных ситуаций. А у самих служб нередко не хватает сил и средств для этих дел. Правильные лесники всегда с пониманием относятся к проведению наших соревнований. На данный момент РАФ тесно сотрудничает с Институтом лесного хозяйства на предмет проведения гонок в разных регионах.

НЕМНОГО ДЕНЕГ – МНОГО ПРОХОДИМОСТИ

– Какие еще есть виды трофи-рейдов?
– Есть традиционные мероприятия, посложнее клубных, где уже присутствуют спортивный азарт и элементы ориентирования на местности. От участника требуется больше навыков, а от автомобиля – большей проходимости. В каждой области есть свои профессиональные организаторы. Они ежегодно проводят несколько таких гонок.

– Сколько стоит участие?
– Взнос может составлять и одну тысячу рублей, и 40 тысяч. Все зависит от организатора, от популярности соревнования. Чистый маркетинг. Притом сумма взноса не является лакмусовой бумажкой качества. Иногда большой стартовый платеж связан с желанием ограничить число участников.

– Когда же начинается спорт?
– Следующий уровень – это официальные соревнования по жесткому бездорожью. Им, как правило, много лет. Там встречаются профессиональные спортсмены и прогрессивные начинающие. Пресса, болельщики, мероприятия внесены в календарь РАФ. Присутствует серьезная техническая комиссия, которая допускает автомобили. Гонки идут по правилам РАФ. И вот уж где азарт зашкаливает! Где-то посередине появляется спортивная составляющая, которая выходит на поверхность в следующей стадии.

– Эта стадия – борьба за медали?
– Совершенно верно. Следующая ступень – это Кубок и чемпионат России. Самые сложные и самые интересные события на карте трофи-рейдов. Уж в Европе – точно. У нас самая серьезная команда участников и самые сильные трассы.

ЧТО ВИДНО ЗА ФАРКОПОМ

– Как вы попали в трофи-рейды?
– В 1997 году первый раз попробовал себя и свой автомобиль в испытании. Просто услышал рекламу – и подал заявку на участие. Это было одно из первых в России подобных соревнований

– Захватило мгновенно?
– Нет, далеко не сразу. Сначала решил заняться необходимыми аксессуарами для бездорожья. Организовал свой собственный бизнес. Он здравствует до сих пор: поставляет пороги, «кенгурятники» и фаркопы для внедорожников. Тогда на гонках бывал редко, процесс производства было сложно оставить. Я больше строил и готовил машины.

Но к началу двухтысячных решил активно заняться спортом. И в 2001-м стал принимать непосредственное участие в качестве штурмана.

– Как из штурмана переквалифицировались в пилота?
– Построил свой первый автомобиль. Потом еще один. А в 2005 решил пойти ва-банк. Тогда создал свой первый прототип, на котором позже выиграл чемпионат России в абсолютном зачете. Вот тогда захватило по-настоящему. Создали свою команду и начали заниматься «чистым спортом»!

– Что такое прототип?
– Прототип – это автомобиль, специально созданный для спортивных соревнований. В трофи – это категория ТР-3. В нашем виде спорта есть несколько категорий автомобилей: ТР-1, ТР-2, ТР-3. В данных зачетах можно стать чемпионом России и получить звание кандидата в мастера спорта. А потом – и мастера спорта.

КАТЕГОРИИ ТРОФИ

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о каждой категории.
– Во-первых, это категория ТР-1: самый простой, заводской автомобиль. Технические требования, необходимые для участия в гонках, с 2017 года станут еще проще. Из рекомендаций: колеса да лебедка. Не хотите ставить – езжайте хоть на шоссейной резине, только будет сложно пройти всю трассу. Для участия в региональных соревнованиях в этой категории нужны колеса до 33. Любой организатор рекомендует внедорожную резину. Ведь колесо – ключ к покорению бездорожья.

– А как же лифт подвески, внедорожный обвес, шноркель?
– Лифт подвески даже вредит! Машина значительно легче может перевернуться. Тем более что он совсем не обязателен для установки больших колес – всегда лучше вырезать арку.

– Переходим к ТР-2.
– ТР-2 для тех, кто почувствовал вкус к покорению бездорожья и хочет продолжать движение в этом направлении. Уже можно пробовать себя на более серьезных трассах. Автомобиль придется серьезнее готовить: в первую очередь установить каркас безопасности. В ТР-1 он необходим только «тентованным» авто и тем, кто участвует в чемпионате России, а в ТР-2 – всем. Достаточно поставить бюджетный вариант, совсем не обязательно громоздить профессиональную конструкцию.

– Такие автомобили можно использовать в обычной жизни?
– Нет, автомобили очень серьезно переработаны. На них передвигаться по городу неудобно. Обычно их привозят на автовозе или прицепе. В первую очередь – из-за резины. Для ТР-2 разрешены шины до 38. Очень серьезные и дорогие колеса. Бюджеты на постройку таких автомобилей превосходят миллион рублей, даже если стройка идет на отечественных агрегатах.

– Что же тогда ТР-3?
– Это автомобили индивидуальной конструкции. В них есть специальные требования по безопасности и полная свобода инженерной мысли. По дорогам общего пользования эти внедорожники ездят только во время соревнований. При постройке за базу берут мосты от военной техники, а каркас становится несущей конструкцией. Правда, ставят и независимую подвеску, но это намного сложнее и дороже. Важно создать машину минимально разрешенного веса, и большие деньги уходят на детали из легких сплавов, композитов. Самые быстрые отечественные автомобили категории ТР-3 весят 1400 кг. Они построены именно на независимой подвеске.

КОГДА ПРИШЛА «ФОРМУЛА»…

– Как же вы смогли все бросить и уйти на административную работу?
– В Россию пришла «Формула-1», мы попали в элитный клуб страны. Поэтому все остальные виды автоспорта тоже начали потихоньку расти, подтягиваться. Я 15 лет участвовал в соревнованиях, пора уже применить весь накопленный опыт на благо автоспорта. Я не мог остаться в стороне. Работы очень много, ведь у любителей все хорошо, а профессиональная часть в запустении.

– С чего планируете начать?
– Во-первых, хотим, чтобы все соревнования и все участники были в одной рейтинговой сетке. Все известные нам мероприятия получат свой рейтинг. За каждый финиш спортсмен станет получать баллы. Они пойдут в общую копилку. Ну а набравшие необходимую сумму получат право участия в чемпионате и Кубке страны. Готовим судей, проводим семинары. Работаем над безопасностью соревнований. Но главное, несомненно, – это повернуть комитет лицом к людям. Это самая сложная и самая важная наша задача. Мы готовим соглашение с ДОСААФ о совместной работе, благо у них дела налаживаются. Если мы сумеем сделать свои мероприятия интересными и для спортсмена, и для зрителя, сделать спорт массовым, понятным и доступным, то миссию свою выполним. Предстоит немало труда вложить. Начало уже положено. А результат – вопрос времени.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Трофи-рейды – самый доступный вид автомобильного спорта. Полный привод, надежность и внедорожная резина – вот и весь арсенал. Все это есть у Mitsubishi Outlander. Пока материал идет в номер, у нас впереди целые выходные, чтобы попробовать себя и автомобиль в долгожданной весенней хляби. До этого наш городской кроссовер с внедорожным характером не подводил. Думаю, и сейчас не станет. Уверенность всегда до цели доведет. А наши герои – тому лучшее подтверждение.