Покорители рейдов

Битвы пилотов в тандеме с пиршеством технологий сделали ралли-рейд суперпопулярным видом спорта.
news

Одна из ярчайших дисциплин автоспорта - ралли-рейд. Кто видел отчеты с «Дакара» - не даст соврать. Битвы пилотов в тандеме с пиршеством технологий и заоблачными бюджетами сделали этот вид спорта суперпопулярным. Раз в год мир затихает, чтобы услышать рокот моторов из Южной Америки.

Евгений ВАСИН

ПОЛИГОН – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Большие гонки – один из важных полигонов автомобильных компаний. Именно там можно о себе заявить громко, эффектно, на весь мир. Гоночная машина – отличный рекламный ход. Это подвижный стенд, несущий по дорогам планеты не только славу, но и самые современные достижения бренда.

Mitsubishi вновь встает на этот путь с новым Outlander. Да еще и с гибридной версией. Конечно, автомобиль значительно доработан под требования мероприятия. И, разумеется, за штурвал заводской команды призван Хироши Масуока, двукратный обладатель «Дакара». Но его задача - даже не победа, а демонстрация возможностей. Хотя кто знает: вдруг следующий большой марафон покорит заводская команда «Трех бриллиантов»? Ведь ралли-рейды – штука непредсказуемая. О специфике этого Большого Приключения за Большие Деньги нам поведает заместитель главного редактора журнала «За рулем», спортдиректор российской ралли-рейдовой команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин. В гости к нему мы отправимся на обычном, «гражданском» Mitsubishi Outlander. Том, что одновременно и далек, и близок к его гоночным собратьям-прототипам.

ОТТОЛКНУВШИСЬ НОГОЙ ОТ «УРАЛА»

Вячеслав Субботин рассказывает:

- Ралли-рейды – это невероятная игрушка для взрослых мальчиков. Настоящий драйв и азарт. Однажды «вкатившись» в этот праздник, уже невозможно себе отказать в продолжении. И это - одна из причин, по которой люди тратят состояния на постройку автомобилей. Они утюжат свою жизнь недельными командировками в пески. Туда, где пилот проводит по десять часов в раскаленной машине без кондиционера.

Причина вторая – это демократичный вид спорта. Чтобы участвовать в ралли-рейде, не нужно быть всерьез богатым. Достаточно желания и решимости. Собрал машину, получил лицензию, заявился - и поехал.

- Вячеслав, как вы пришли в этот рисковый вид спорта?

- Я экстремал и профессиональный спортсмен. Спорт – мое существо. Всю жизнь им занимался - и собираюсь продолжать. А началось все с борьбы - я увлекался самбо. Этим зарабатывал себе на жизнь. Автомобили и мотоциклы с детства любил, но профессионально стал ими заниматься позже.

Потом в моей жизни появился МАДИ. В автодорожном тоже успешно занимался спортом, был звездой института.

- Какие виды спорта были в фаворе у автодорожников?

- Признаюсь, настольные игры или спортивные танцы мне не давались. Даже на дискотеку не пускали. Тогда на вечер танцев можно было попасть исключительно по билету из комсомола, который выдавали только «передовикам».

- А как насчет технических видов?

- Я уже тогда разбирался в мотоциклах. Даже делал сам. Собирал тяжелые «Днепры» и «Уралы». Усовершенствовал их с помощью вилок от Jawa и CZ. Или от «Планеты Спорт». На нее ставили с завода хорошие японские вилки. Форсировал моторы, работал над главными парами, колесами, сам мастерил обтекатели. И потихонечку начал участвовать в любительских соревнованиях. Гонял в «кольце», в «кроссе». Тогда получил первые «уколы» скорости.

- В своих мотоциклах-самоделках делали упор на красоту?

- Мы делали на хорошем инженерном уровне и, главное, экспериментировать не боялись! Не было иностранных мотоциклов, не было интернета. В лучшем случае удавалось достать чехословацкие Jawa и CZ или венгерскую «Панонию» по кличке «понос». Все приходилось придумывать самим. Однажды сделали спарку из двух «явовских» моторов. Хотелось по-настоящему быстрый мотоцикл.

ТЕХНИКА – МОЛОДЕЖИ!

- Государство в таких талантах не нуждалось?

- Нет, почему же. Одного парня из нашей мотокоманды пригласили перейти в НИИ «Мотопром». Впрочем, он там надолго не задержался – быстро ушел. Скучное оказалось занятие - не то что у нас.

- Журналистика тоже началась с мотоциклов?

- Конечно! Первый материал написал в «Технику молодежи» как раз о своих мотоциклах. В редакцию потом пришли сотни писем со всех концов Советского Союза – люди хотели купить мои «произведения». Заметным «самоделкиным» был в институтские годы. А потом приятель предложил перейти в журнал «За рулем» - там как раз искали специалиста по «двухколесным».

Я хотел доступно рассказать простому люду и тем, кто считал себя специалистом, о работе двигателя внутреннего сгорания. О том, как он устроен и почему «пыхает». Многое, что тогда в «За рулем» писали, было скучно и притянуто за уши. Нет, были и интересные материалы, но в основном – душные. И вот я, такой красивый-молодой, иду покорять мир со страниц главного всесоюзного автожурнала. Тогда тираж был, страшно сказать, пять миллионов экземпляров!

- Что было дальше?

- Понимал - надо заканчивать со спортивной карьерой. Десять лет совмещал работу и спорт, но почувствовал: пора завязывать. Съездил на один турнир, увидел, что молодые парни кладут меня на обе лопатки, и решил переключиться на что-нибудь другое. Это был 1997 год.

- То есть полностью сосредоточиться на работе в журнале?

- Да, но мне нужно было найти другой вид спорта, который бы полностью удовлетворял мои амбиции. Так в моей жизни появились горные лыжи и виндсерфинг. И подсел я на эту доску с парусом основательно. До сих пор летом выезжаю на турниры. Без ложной скромности считаю себя одним из лучших отечественных серферов. В топ-30 – однозначно! Позже увлекся кайтом. На днях поехал в одиночку по Иваньковскому водохранилищу. Маршрут не прошел, но остался собой доволен. Ноги трясутся до сих пор.

НА ПОРОГЕ РАЛЛИ

- Предлагаю вернуться к чадящему железу.

- От мотогонок до автоспорта - рукой подать. В компании друзей всегда были серьезные парни из разных видов спорта. Однажды ребята из Ульяновска предложили мне поучаствовать в трофи. Был серьезный проект, хорошая команда. Построили автомобиль. Я участвовал как капитан команды и как организатор. Это стало моим первым подобным опытом. Пилотами были ребята из журнала. Они могли показать класс - и они его показали.

- Трофи переросло в ралли-рейды?

- Да, та же команда предложила попробовать что-то новое. Я согласился.

- Почему ралли-рейды? Почему не «кольцо», не классическое ралли?

- Мы занимались трофи, а это близкие дисциплины с ралли-рейдами. Это внедорожники, которые нужно уметь строить. Просто ралли-рейды – это очень быстрые внедорожники. А раз это Ульяновск, то строить надо на основе уазика.

- Увлекательно?

- Вначале это было просто весело. Я – человек заводной, хотелось оторваться. К тому времени благодаря журналу «За рулем» я много на чем успел поездить. Были и настоящие раллийные машины, и формулы. Ну и разные другие. Когда построил машину - и поехал. Опыта хватало, а в специфике можно было и по ходу разобраться. Иногда выходило смешно.

- То есть?

- Ну представьте: «УАЗ Фермер», собранный наполовину, на больших колесах, с торчащей во все стороны проводкой. И бюджет смешной просто. На приличный автомобиль не хватит – а тут гоночный болид строить надо. Отправился искать спонсоров. И нашел: Castrol согласился с нами сотрудничать, Michelin обеспечил покрышками. И я поехал.

ПОДАЙТЕ «СОБОЛЕЙ»!

- Вы постоянно упоминаете «постройку» машины. А поподробней?

- В ралли-рейдах много классов. А у нас на тот момент каких-то сверхвозможностей не было: взяли серийный автомобиль, разобрали его, вварили каркас, усилили мосты и рессоры, форсировали мотор и максимально облегчили кузов. На этом все. Так и рванул со старта, теряя гайки и детали интерьера.

- Ну а что самое важное в ралли-рейдовом авто?

- Надо все перепроверить, увеличить ходы подвески, поставить мощную резину и защитить по возможности все агрегаты. И взять с собой фургон запасных частей.

- К слову о фургонах: как вы перешли на газели?

- Однажды на Московском автосалоне Вадим Сорокин предложил мне попробовать газель в качестве гоночного автомобиля. Показал полноприводный «Соболь». Я принял это предложение, как шутку. Ну какой из нее болид! Где газель, а где – спорт! Парни из команды тоже долго смеялись. Но газовцы были настойчивы и уверены в своих машинах. Они настояли на вдумчивом тест-драйве.

- Результат пришел сразу?

- Нет, получилось далеко не сразу. Первый тест автомобиль провалил. Мы долго от него отказывались. Но потом все же взялись за машину.

- Расскажите про первый автомобиль.

- Это был «Соболь» 4х4. Он оказался отличным конструктором: рама, на которой все построено, позволила нам перенести силовую установку в середину. Наварили каркас безопасности, доработали саму раму, форсировали двигатель. Поставили другую коробку и сцепление. Вот и все доработки. В результате получился гоночный автомобиль, который до сих пор в команде и гоняет. На соревновании я показал 18-е время в абсолюте среди дакаровских машин. Это был феноменальный результат. Мы решили проект развивать. Теперь у нас полноценная заводская команда – 6 машин. Четыре легковых газели и два грузовика, которые составляют конкуренцию «КамАЗу».

ГАЗЕЛИ – НЕСУТСЯ!

- Сколько времени ушло на построение команды и автомобилей?

- Три года. Копеечный срок. Особенно при условии, что мы отбираем профессиональных пилотов и штурманов, сами строим машины. Благодаря упорству и терпению взяли два чемпионства – в 2014 и 2015 году в классе «рейд спорт». В прошлом году создали свой первый прототип – T1Superproduction. Он уже заявлен на Кубок мира. Хотя сыроват еще, много работы предстоит. Однако прототипы – это единственно правильный путь.

- Результат впечатляет. А что дальше?

- Мы пришли в автоспорт надолго. Пришли выигрывать. Несмотря на смех в зале, газели едут и привозят медали. Теперь надо дорабатывать наш прототип и брать подиумы на нем. Нужно хорошо проехать стартующий летом «Шелковый путь» и готовиться к «Дакару». Все же великий марафон – это корона ралли-рейдов. Главное - помнить, что все достижимо. Поэтому я ставлю себе цель: в ближайшую пятилетку не просто поучаствовать, но и войти в десятку «Дакара».

- Вячеслав, последний вопрос. Почему ты капитан команды, а не гонщик? Ведь это же намного интереснее!

- Это правда. Ко всему прочему капитан несет на себе всю ответственность. Это он принимает решение по ходу гонки. Он должен сказать, кто ночует в песке, а кто едет завоевывать победу. Или, наоборот, бросает битву за результат ради сломавшегося товарища по команде. Я привык брать на себя ответственность.

А погонять еще успею. Пусть сейчас участвую далеко не во всех соревнованиях, в ключевые моменты сажусь за баранку и жму изо всех сил!

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Ну а нам пора жать изо всех сил нашего Mitsubishi Outlander на следующее редакционное задание.

У Вячеслава Субботина - наполеоновские планы на 2016 год. И нам остается только пожелать удачи отечественной команде, которая выбрала непростой путь строительства российского автомобиля. Это, конечно, патриотично, но очень и очень сложно.