Из чего делают чемпионов
Большой спорт, словно гигантский айсберг, показывается на поверхности лишь небольшой льдинкой. Мы знаем имена футболистов и хоккеистов, гонщиков и фигуристов, их тренеров. Но ведь победы куют команды. И многое, если не все, зависит от персонала. От тех, кто готовит спортсмена к «подвигу» и помогает ему стать чемпионом.
Евгений ВАСИН
НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ
Имена этих людей нередко незаслуженно забывают. А ведь их вклад в победу зачастую не меньший, чем у стоящих на подиуме.
Найти «невидимых кузнецов» побед и рассказать их историю нам помогут внедорожники Mitsubishi. Мощные машины доставят сквозь пробки и весеннюю хлябь от редакции до «мест обитания» героев наших материалов. А поскольку большинство из них - горожане, то могучие внедорожные монстры на время уступят место признанным городским бойцам.
Многие автомобильные компании не просто так создают свои команды в различных видах спорта. Автодромы и трассы давно стали лучшей испытательной лабораторией и витриной мира четырехколесных. Ну а автоспорт, развиваясь семимильными шагами, постоянно являет миру новые дисциплины и новых героев.
Сегодня в компании новенького Mitsubishi Outlander мы отправимся в гости к одному из таких людей.
Алексей Климушкин, директор, создатель и идейный вдохновитель Tuning Factory, спрятал свой зал славы на четвертом подземном этаже. И потому предстоит испытать на практике, что такое компактный городской кроссовер. Двери распахиваются - и мы начинаем съезжать по узкой винтовой тропинке вниз. Тут-то понимаешь, почему многие отказываются от больших кроссоверов в пользу паркетников – на танке в такой бокс просто не заехать. Пока гуру российского дрифта не раскрыл нам всех секретов своего дела, можно делать это медленно. Даже очень медленно.
НАЧНИ С «КОПЕЙКИ»
Алексей Климушкин рассказывает:
- Мы, команда Tuning Factory, пришли в дрифт в 2007-м. Тогда только начинались первые гонки, да и те не походили на спортивные мероприятия. Гоняли на больших парковках, на заводских автомобилях и не помышляли о стадионах.
- Как началась твоя автомобильная история?
- Я получил права в 21 год. Катался на скейтборде, увлекался доской с 1998 года и не помышлял об автомобилях.
Первые соревнования, связанные с техникой, начинал штурманом, затесавшись в ряды «рейсерской» братии благодаря знакомствам и хорошему знанию города. А потом получил права и стал разбираться с автомобилем.
- Какой была твоя первая собственная машина?
- Как и у 95 процентов наших сограждан, это были «Жигули»-2101, «копейка». Купил машину в начале 2005 года и до мая вложил в нее 20 000 долларов. Чудовищная сумма. Сидел потом, обхватив голову руками и думал: «Я ведь мог купить на эти деньги новый Mitsubishi Lancer!». А это была суперпопулярная модель.
- Судя по вложениям, «классика» была невероятная.
- Да, «копейка» была отличная. Переделали ее полностью, от кузова до подвески. Многое делал сам, разве что кузовными работами занималась мастерская. Новый мотор, спортивный салон, красивый внешний вид. Проект нарисовал сам, потом уже разъяснял мастерам, где варить, что резать.
- Откуда у тебя в 2005 году были такие знания? Интернета, по сути, в России еще не было!
- Со времен увлечения скейтбордингом осталось много друзей, в том числе в Америке. Мне присылали журналы, плакаты. Модем трещал и искрил от просмотра видео. А тут еще и фильм «Форсаж» появился. Я свихнулся на спорткарах.
До девятого класса я учился плохо, но потом мама отправила меня на подготовительные курсы в МАИ, куда я позже и поступил. Должен был проектировать самолеты, а стал строить гоночные машины.
- По всему вышесказанному, твоя тачка должна была летать.
- Аппарат был очень хороший. По тем временам – просто великолепный. Я углубился в матчасть. Хотел создать не просто красивую машину - технически идеальную. Даже слышал из третьих рук легенды о ней, мол, настоящий спортивный болид. Много сил вложил. В те годы я занимался продажей запчастей, работал на зарплату, ну и начинал потихоньку разбираться в вопросе. Меня с детства учили: взялся за дело – доводи до конца, будь лучшим. Вот и в запасных частях я преуспел - собирал информацию по крупицам. Стал заказывать тюнинг из Японии и Америки. Начал продавать его клиентам и ставить на свои автомобили.
АЛЕ, ГАРАЖ?
- Ну а к созданию гоночной команды ты как пришел?
- Все больше клиентов магазина хотели усовершенствоват
- Ты все еще ездил на той «копейке»?
- Пересел на иномарки. Но «копейка» у меня была, правда, уже другая. Их четыре было по счету.
- Вернемся к гонкам. Как ты «заболел»?
- Увлекался «кольцом», гонял в Мячково с супругой. Там и познакомился с Андреем Песеговым. Та встреча стала судьбоносной. Андрюха тогда учился. А я предложил ему поработать в нашей мастерской и дал возможность заниматься собственным автомобилем. Тогда же впервые заговорили о «дрифте».
- Но ведь ты гонял в кольцевых гонках. Разная философия!
- Я и отнесся к разговору тогда несерьезно. Ребята на парковках дергают ручник. Что в этом интересного? То ли дело кольцо. Но движение набирало обороты. Я почувствовал - надо вливаться.
В 2008 году Песегов меня убедил уйти в дрифт. Мы поехали зрителями на «Формулу Дрифт». Андрюха купил себе старенький Ford Sierra, заварил задний дифференциал и поехал крутить «пончики» на парковках и площадках. Пытался дрифтить. Выглядело всё забавно. Но команду все-же решил сделать. Предложил своему товарищу Жене Григорьеву стать вторым пилотом, а сам стал администратором. На мне были все оргвопросы, гараж и львиная доля финансирования.
- Откуда такая решимость?
- Просто почувствовал: интересная затея. Только надо было довести ее до ума. Не гонять на парковках, а ехать на соревнования. Тогда казалось, что все будет несколько проще. Был юношеский максимализм, умноженный на самоуверенность. На этом коктейле и поехали в 2009 году на первые соревнования. На «Формулу Дрифт».
«ФОРМУЛА ДРИФТ»
- Чего ты ждал от команды?
- Хотел, чтобы они выглядели круто. Старался, чтобы парни были командой не только на бумаге - на деле. Ребята все были в одинаковых футболках, сделал кепки, наклейки. Сразу сделал шатры с символикой Tuning Factory. Команду должно быть видно! Это шоу, как в Америке, Европе или Японии. Я работал не только руководителем, но и механиком на соревнованиях. Сразу для себя решил, что каждый должен заниматься своим делом. Пилоты должны рулить, а я могу и гайки покрутить, бензин залить, колеса поменять, если надо. Так прошел 2009 год.
- Я пока не услышал ни об одной победе.
- А их и не было. В 2009 году мы съездили на пять соревнований. Собрались на международный турнир в Белоруссию. У Андрея Песегова была дряхлая Sierra, а у Жени была хорошая машина. Мы погрузили ее на автовоз и поехали в соседнее государство. Из России тогда прибыло 15 машин. Именно тогда пришло осознание, как все должно быть. В Логойск приехали команды из Европы, Украины, Прибалтики. Толпы зрителей, ярко, красиво. Настоящее спортивное шоу. Я на все это посмотрел со стороны и окончательно принял решение: команда будет жить и будет развиваться.
- Что такое увидел, что тебя так проняло?
- Ходил по паддоку, смотрел, как все устроено, как инструменты лежат, как работают механики, как работают пилоты, какие машины. Прибалты привезли невероятно мощные машины, они в итоге и забрали кубок. Настоящие серьезные спортсмены, в их организации чувствовался автоспорт.
- Что было дальше?
- По приезде в Москву началась подготовка к новому сезону-2010. «Формула Дрифт» заканчивала свое существование. Появился РДС – Российская Дрифт Серия. Песегов был еще студентом. Я ему помогал, как мог, но особо не инвестировал в его машину. Он пытался что-то выжать из второго по счету Ford Sierra, но путь был тупиковый. Все это понимали.
Мы всей командой уговаривали его купить Nissan Skyline, который продавал наш товарищ. Уговорили - и началась большая стройка. Тогда Андрюха мог позволить себе только класс новичков, куда и поехал в 2010 году.
Спонсоров не было, вид спорта был непопулярный. Отъездили весь чемпионат, кроме гонки в Краснодаре, заняли почетное место в конце. Песегов получил вообще адский сезон, положил два ниссановских мотора, но все равно очень хотел поехать в настоящем соревновании с профи. Единственное, что тогда намечалось, это АвтоЭкзотика в Севастополе, где «Формула Дрифт» собиралась развлекать народ. Вот туда он и отправился. 2000 км на автовозе, за неделю до выезда он кончает мотор. Три ночи всем миром собираем ему новый. Поехал один. Кошмар. А мы отправились на РДС. Откатали хорошо, попали в топ-8. И тут от Андрюхи приходят сообщения: «Я победил! Я выиграл!» Так появился наш первый трофей.
- Но ждать пришлось долго.
- Оно того стоило. Когда появляется первая награда, сразу забываешь про кошмар подготовки, бессонные ночи, споры, ссоры, пустые карманы. Цель достигнута. После Севастополя дело пошло: Андрюха берет кубок в стрит-дисциплине в Белоруссии, потом еще... Круто все было. Такая прибавка сил перед межсезоньем. Казалось, еще немножко – и горы свернем.
- Что помешало?
- В следующем сезоне дела пошли паршиво. По 20 часов в сутки сидели в гараже, строили и настраивали машины, пахали. Забыли про все: про работу, про семьи. Выехали на первый этап. Начудили, конечно, с железом, с настройками, с электрикой. Глобально подошли. В итоге выступили отвратительно. Машины посыпались, руки опустились. На втором этапе в Нижнем у Песегова ломается мотор. И такая депрессия накатила!
Все устали, долгов ворох, в семьях скандалы. У меня украли документы. Хоть стой – хоть падай. В тот момент можно было разом потерять и друзей, и команду, и бизнес.
Надо было что-то срочно менять. Я собрал вещи и улетел на Бали. Через несколько дней позвонил, сказал, что все со мной нормально. За три недели в Индонезии я переосмыслил весь быт команды, все наши проблемы. Приехал в Москву - и все переделал.
ПОСЛЕ БАЛИ
- Давай подробнее, кульминация!
- Да, это была кульминация. После возвращения мы полностью переделали машины, сделали их проще, но надежнее. Пересмотрели отношение ко многим вещам. И сразу пошли победы. Два кубка у Андрюхи в альтернативном чемпионате – PVR Series в Тольятти. Показательные выступления, кубок в Мячково. Было очень круто, весело. Вся команда почувствовала: неудачи позади. Я принял решение, что построю весь бизнес на команде, на ее выступлениях и буду спонсировать Песегова. Он уже был пилотом высокого уровня, нужно было просто вкладывать деньги. И победы придут.
Но в 2012 году вышел отвратительный сезон. Все экспериментирова
- Как находил в себе силы не бросить всю эту историю?
- Находил. Команда помогала. Мы стали как семья. Может быть, успех пришел благодаря этому. В 2013 году парни отлично ехали, но результата не было. Я не находил объяснения. Пытался разобраться - ничего не выходило. Даже судьи уже подходили и говорили о мистике. Все перебрал и дошел до резины. Китайские колеса, на которых мы гоняли, не позволяли ехать достаточно близко - зацепа не хватало. Начали ставить дорогую резину, и успех пришел. Поперло так, что никто и ничто уже не могло нас остановить. Даже сто тысяч рублей на покупку колес. В 2014 году Андрей Песегов стал чемпионом. Даже латышей на их сверхмощных «корчах» объехал. Нам воздалось за все неудачи. Просекли все тонкости, пришли в настоящий спорт. В 2015-м нам так выступить не удалось, хотя и шинный спонсор появился, и машины перетряхнули. Видимо, всю удачу забрали в том, чемпионском году.
- Что ты ждешь от нового сезона?
- Побед, конечно! Мы уже начинаем готовиться. Перебираем машины, поменяем трансмиссии, поставим другие главные пары, новые, более мощные турбины и распредвалы. Подвески у нас собственного производства, так что их просто обновим.
- И главный вопрос любителей дрифта: сколько резины вы сожгли за прошлый сезон?
- Три сотни баллонов. Не так уж и много…
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Пожелав Алексею Климушкину успеха в новом сезоне, мы выбираемся из бетонных лабиринтов. Mitsubishi Outlander, простоявший целый вечер в обществе настоящих гоночных болидов, кажется, стал агрессивнее и увереннее. Даже сумасшедший подъем с четвертого подземного уровня пролетел на одном дыхании. Может, дело в его новой трансмиссии. А, может, и в 600-сильных «корчах», что стояли совсем близко, в ожидании новой, большой гонки?..