Как говорили древние, человек мерило всех вещей. Руководствуясь этим правилом, несколько компаний объединились в консорциум MOVE-UK и начали разработку бортового автопилота, имитирующего человеческое вождение. По мнению исследователей и инженеров, электроника не должна выделяться из толпы, даже если толпа нарушает правила.
Необычный подход к проблемам работы автоматизированных систем управления обозначился после проведенных испытаний техники в западных штатах США. Несколько месяцев к ряду пару десятков автономных автомобилей колесили по Калифорнии и Неваде. Власти разрешили заезжать роботизированным машинам даже в города на дороги общего пользования. В итоге, автопилоты спровоцировали полтора десятка мелких аварий, формально оставаясь правыми. Их всегда били соседи по потоку, не понимая логики «железных мозгов». Люди, привыкшие к определенному алгоритму действий, в обычных дорожных ситуациях сталкивались с неожиданным и даже непредсказуемым поведением машин-роботов.
По словам директора по исследованиям и технологиям Jaguar Land Rover д-ра Вольфганга Эппле, сейчас важно научить электронику вести себя, как человек, иначе весь проект автоматизированного вождения окажется под угрозой, потому как люди не станут доверять машинам с иной логикой действий. Для этого важно сфокусироваться на водителе и понять человеческую психологию. Нужно научить электронику «живому» поведению.
В Консорциум MOVE-UK вошли несколько ведущих исследовательских центров, таких как лондонская лаборатория Гринвич, центр The Floow, несколько департаментов Jaguar Land Rover, Transport Research Laboratory (TRL), бюро Direct Line. Руководит разработками концерн Bosch, ну а координирует их действия государство через правительственное агентство Innovate UK. Всего по заверениям министра по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования Великобритании Саджида Джавида планируется выделить на эти исследования 2,75 млн. фунтов стерлингов. Примерно столько же найдут компании из внутренних источников. В целом же государственный фонд развития автономного движения составляет 100 млн. фунтов стерлингов.
В качестве рабочих лошадок для обкатки оборудования выбрано несколько автомобилей Jaguar и Land Rover. На них установлено два электронно-программного комплекса. Первый имитирует автопилот, а второй предназначен для фиксации действий водителя в стандартных и нестандартных ситуациях. К примеру, машина подкатывает к нерегулируемому перекрестку. Автопилот рисует один алгоритм действий, а человек поступает по-другому. Обе последовательности действий записываются. Затем программисты анализируют их и придумывают, как разъяснить программе, что действовать требуется по-человечески.
На данный момент автопилот учится пропускать машины экстренных служб и быстро перестраиваться в потоке, чтобы избежать столкновения при экстренном торможении.
Проект MOVE-UK расписан на три года, по истечению которых родится новое программное обеспечение для автопилотов. По оценкам представителей консорциума, если электроника сымитирует вождение человека, то автоматизированные машины получат доверие водителей и, как результат, поддержку покупателей. Люди привыкли доверять только тем, кто старается быть на них похожим. Тогда автопилот имеет шанс стать успешным на рынке.