Японская ракета

В конце ноября в Японии проходит фестиваль скорости Nismo.
news

В конце ноября в Японии проходит фестиваль скорости Nismo. Десятки заряженных машин выкатываются на трек Fuji Speedway в префектуре Сидзуока. В один день можно увидеть и старичков автоспорта под брендом Datsun, и современные GT-R Nismo. Мы решили солидаризироваться с событием и на примере единственного Nismo, что поставляется в Россию, постарались разгадать таинственный японский характер.

Владимир Гаврилов

Juke Nismo RS, пожалуй, самый экстравагантный автомобиль не только в линейке японского концерна, но и вообще в классе компактных кроссоверов. Даже MINI уступает ему по силе эмоционального воздействия. Не удивительно, что Juke был выбран Nismo для глобального продвижения. Это первая ласточка, в задачи которой входит популяризовать дело заводского тюнинга и подготовить почву для успешного старта GT-R Nismo.

УДАР В БОК

Признаться, выглядит Juke Nismo RS как заправский спорткар. Мастерство дизайнеров превзошло ожидания. С помощью обвеса, спойлера и приятного подбора цветов удалось добиться сходства с прославленным Juke R, созданного британской инжиниринговой фирмой RML Group. Машина выглядит столь же брутально и мужественно. Черный цвет кузова замечательно сочетается с бордовыми вставками на зеркалах, в решетке радиатора и на порогах. Из-за спиц дисков проглядывают красные суппорты. В общем, ничего забавного и мимишного в заряженном Juke Nismo RS не осталось. Хочется надеть комбинезон, шлем и отправиться на спортивный трек.

Пару лет назад мне удалось проехаться на легендарном Juke R. Англичане из RML совершили невозможное и вставили в него мотор и трансмиссию от спорткара GT-R. Салон уменьшился, коробка влезла в расширенный тоннель между сиденьями, отчего водителю пришлось сдвинуться влево, а педали отодвинулись назад. В проеме двери для жесткости появилась дополнительная распорка на уровне бедер. В итоге приходилось перелезать через нее.

Японцы решили подчеркнуть родство кроссовера Juke Nismo RS с суперкаром Juke R и тоже поставили туда спортивные ковши Recaro с высокой и жесткой боковой поддержкой. При посадке в них нужно осторожничать. Если не предпримешь усердия, то рискуешь сесть на острое боковое ребро. Признаться, это больно. Пару раз поморщишься и поймешь, что безопасность в спортивной машине превыше удобства посадки.

Второй спортивный атрибут в интерьере - это кожаный руль с вельветовой вставкой в местах хвата. Эргономичная баранка удобна и ложится в ладошки, как влитая. В середине дуги имеется красная насечка, указывающая на нейтральное положение руля. Если хоть немного поездил в ралли, то понимаешь, насколько удобна эта штука при штурме скоростного спецучастка.

Обивка салона черная, как и положено спортивной машине, а на внутренних поверхностях боковин сидений имеются бордовые вставки. В этот же цвет выкрашены подголовники и циферблат тахометра. В остальном в «Жуке» все по-прежнему. Навигационная система умеет не только прокладывать путь, но и голосом предупреждает о возможных заторах по ходу движения. Выглядит это забавно. В неожиданный момент музыка приглушается, и строгий дамский голос оповещает о затруднениях впереди.

ДЕЛО ТЕХНИКИ

По части технической начинки Juke Nismo RS, конечно, не настолько хорош, как тюнингованный суперкар Juke R, но тоже щи лаптем не хлебает. Благодаря турбинам и впрыску японским инженерам удалось снять с 1,6-литрового агрегата 218 л.с. мощности, а крутящий момент подскочил до 280 Нм. Такой мотор агрегируется механической коробкой передач. Правда, привод у такого Nismo RS только передний. На «ручке» машина разгоняется до сотни за 7,0 сек.

Для ценителей автоматической трансмиссии предлагается только вариатор с «гражданских» версий. Чтобы подогнать к нему мотор, мощность снизили на 4 л.с., а крутящий момент на 30 Нм. В итоге вариаторный Nismo RS вооружен 214 л.с. и 250 Нм тяги, что есть предел для коробки со шкивами и ремнем. Естественно, разгон до сотни уменьшился на секунду. Однако в подарок машина получила спортивный полный привод с хитрой муфтой на задней оси и системой TVS (Torque Vectoring System). Она имеет не один, а три пакета фрикционов, один для входного вала, а два других для валов к задним колесам. При дозировании момента муфта способна распределять тягу в разных пропорциях на каждое из колес. К примеру, в повороте электроника оценивает нагрузку и понимает, что кроссовер сносится к краю трассы. Муфта перебрасывает момент на крайнее заднее колесо и подкручивает корму, помогая проскальзывающему передку. С такими возможностями машина становится гораздо интереснее на извилистых участках.

ЛЕД И ПЛАМЯ

Повадки «Жука» хорошо оценивать в гололед. Чтобы никому не мешать, мы отправились на Moscow Raceway. Конечно, автополигон закрывается на зиму. Трасса уже успела покрыться снегом и лужами. По технике безопасности гонять в полную силу там запрещено. Поэтому на самом треке мы ограничились съемкой, а вот на открытой парковке у паддоков, где нет поблизости бетонных отбойников и ограждений, мы сделали несколько упражнений. Скорость выдерживали в соответствии с правилами. Для дрифта на льду хватало и 40 км/ч.

В общем, по повадкам полноприводная машинка похожа на квадроцикл. Немного поддал газу, закрутил руль вбок- и хвост стремится вырваться вперед. Под сброс газа происходит стабилизация. Кренов нет, подвеска держит высокий центр тяжести, и автомобиль ползет наружу ровненько. Крутить восьмерки на Juke Nismo RS одно удовольствие. Но долго так продолжаться не может. Все же пакеты фрикционов электронной муфты не вечные и требуется дать им отдохнуть.

Покидали Moscow Raceway мы с приятным ощущением на сердце. Так зажигательно покрутиться нельзя на длиннобазных купе. А у хэтчбеков полный привод имеют единицы.

Что же касается скоростной езды, то у нас уже была возможность осенью промчаться по треку «Казань-Ринг» на таком же полноприводном Juke Nismo RS. Тогда хотелось понять, насколько адекватен вариатор.

В целом бесступенчатая трансмиссия хороша для города, но вот на треке она таит в себе некоторые неожиданности. Не происходит рывков при переключении! Она позволяет мотору раскрутиться до оптимальной зоны и управляет ускорением за счет шкивов. Передаточное отношение варьируется плавно, отчего машина набирает скорость быстро, но ровно. Так же и в поворотах. При входе под сброс газа машина повисает на шкивах, а затем при подшпоривании слышится звук мотора, а потом коробка подхватывает колеса. Поэтому ценителям многоступенчатых роботов можно посоветовать использовать ручной режим, который имитирует обычный автомат. Шкивы там выстраиваются по положениям с фиксированными

передаточными отношениями, и коробка, переключаясь между ними, выдает все привычные атрибуты хорошего преселективного робота. Есть и рывки, и завывающий мотор.

В общем, Juke Nismo RS - это жемчужина в короне японской компании. Инженеры, дизайнеры и маркетологи прошли по лезвию бритвы и совместили в нем все то, что ранее считалось несочетаемым. Веселый психоделический дизайн, короткая база, высокий центр тяжести, мощный мотор с полным приводом, агрессивный обвес и вариатор сложились, как пазл, в красочную картину. Все элементы гармонично вписываются друг в друга, и, признаться, в Juke Nismo RS не хочется ничего менять.