Мяч в игре! То, без чего не обойдется ни один футбольный матч

Sovsport.ru продолжает рассказывать о различных тонкостях организации футбольного матча.
news

Вместе с внедорожниками Mitsubishi мы прошли долгий путь к идеальному футбольному матчу. Проехали немало километров, сожгли сотни литров самого разного топлива и расставили множество точек над «и».

Евгений ВАСИН

Итак, пора переходить к финальному элементу нашей программы. Для решающего штурма мы выбрали самую важную тему и самый роскошный автомобиль бренда: жемчужный Mitsubishi Pajero c топовым бензиновым мотором.

ПАКИСТАНСКИЙ СЛЕД

Для того чтобы начать первый матч на нашем стадионе, осталось совсем немного: у нас уже есть идеальный газон, правильная разметка и зрительские трибуны. Дело за малым: нужен мяч! «Круглый» навсегда останется главным символом Великой игры. И чем он «круглее» – тем выше уровень матча.

История самого узнаваемого футбольного атрибута началась так давно, что уже никто и не помнит, как именно. Одни муссируют слухи, что британские офицеры в колониальной Индии играли в теннис, другие утверждают, что они пинали мяч. Но одно известно точно: город Сиялкот, находящийся на территории нынешнего Пакистана, а раньше считавшийся индийским, к истории футбола причастен. Шикарные газоны провинции Пенджаб – прекрасное тому подтверждение.

Говорят, однажды во время игры, офицеры Колониальной армии ее величества прокололи мяч – и отдали его в ремонт местному сапожнику. Тот справился с заданием блестяще. За что и стал популярен у новых клиентов. Постепенно ремонтная мастерская превратилась в фабрику. А спустя много лет – в Мекку по изготовлению футбольных мячей.

Начиная с 1970 года и до чемпионата мира в Германии adidas производил свои «знаковые» мячи для главных турниров планеты именно здесь.

Футбольный мяч несметное множество раз менял свой внешний вид, дизайн и цвет. Однако стандарты ФИФА, принятые еще в XIX веке, изменились лишь однажды: в 1937 году мяч стал тяжелее. Итак, параметры футбольного мяча, принятые FIFA за эталон:

– мяч должен иметь правильную сферическую форму;

– материал для изготовления – кожа или другой пригодный материал (не стоит забывать век, в котором приняты эти устои футбольного общества);

– окружность не должна превышать 28 дюймов (70 см) и не должна быть меньше 27 дюймов (68 см);

– на момент начала матча «круглый» обязан весить не более 16 унций (450 граммов) и не менее 14 унций (410 граммов);

– давление внутри мяча должно соответствовать 0,6–1,1 атмосферы.

Для участия в соревнованиях под эгидой FIFA футбольный снаряд должен иметь одну из трех маркировок:

– FIFA APPROVED («Одобрен FIFA»);

– FIFA INSPECTED («Проверен FIFA»);

– INTERNATIONAL MATCHBALL STANDART («Мяч соответствует международному стандарту»).

РАСХОДЫ ПАДАЮТ

В городе наш Mitsubishi Pajero показывал отменный аппетит – не меньше 20 литров на сто километров. Несмотря на довольно вместительный 80-литровый бак, стрелка топлива стремилась к нулю куда быстрее желаемого.

А вот на загородной трассе тяжелый внедорожник сократил потребление бензина почти вдвое, продемонстрировав дальность хода чуть не в 800 километров. Даже частые обгоны не увеличили расход значительно, а с учетом всеядности классического атмосферного мотора машина запросто может служить как экспедиционным автомобилем, так и средством транспорта для всей семьи на любые расстояния. Просторный салон и бездонный «трюм» с вынесенной на пятую дверь запаской – лишь подтверждение этому свойству. 

ВЕЛИКИЙ НЕУДАЧНИК

Первый резиновый мяч создал Чарльз Гудьир в 1855 году, через 17 лет после открытия уникальных свойств каучука. Сегодня этот удивительный романтик от науки добился бы многого, а вот в Америке XIX века ему была уготована тяжелая судьба.

Старший из шести детей Амаса Гудьира, он с малолетства занимался скобяным делом, а в 21 год стал партнером своего отца. Он рано женился и рано уехал, чтобы открыть свое дело. У него было все: свой магазин, грамотный бизнес-план и даже успех. Но экономика тех лет представляла собой безостановочно штормящий океан, который многих пустил на дно. Скобяная лавка Чарльза не стала исключением.

Именно тогда он узнал о каучуке, который впоследствии стал делом всей его жизни. Долги, аресты, кредиторы и неудачи не смогли охладить азарт ученого. И в 1844 году он запатентовал вулканизацию каучука.

В 1898 году, спустя сорок лет после смерти Чарльза Гудьира, была открыта компания Goodyear Tire and Rubber Company, названная в его честь и известная теперь во всем мире.

ЛАБОРАТОРИЯ МЯЧА

На этой торжественной ноте с теорией покончено. Пора переходить к практической части.

«Седлаем» наш белоснежный «Паджеро» – и отправляемся в подмосковный Дмитров. Там располагается единственная в России лаборатория мяча. Откроет нам глаза на производство и технические характеристики этого спортивного снаряда завлабораторией Марк Земсков.

– Мячи для игры в футбол либо шьют, либо клеят. Причем клееные сейчас куда более технологичны. И они ближе к идеалу, чем шитые. Все мировое производство сосредоточено в Китае и Пакистане. Но существует разделение: в Поднебесной клеят, а в Пакистане, соответственно, шьют. Такое узурпирование рынка объясняется очень просто: в нашем деле очень многое зависит от стоимости труда. Где цена рабочей силы ниже – там и будет производство.

– В России подобного производства уже не осталось?

– Мы давно отказались – из-за экономической стороны вопроса. Просто невыгодно. Было время, когда футбольные мячи шили заключенные, например, в знаменитом Владимирском централе. Но сейчас это уже невозможно – никто не станет работать за такие деньги.

– А какие требования к самому производственному процессу?

– Материал и резка делаются станком. А дальше с шитым мячом можно работать буквально голыми руками. Даже на самых высокотехнологичных производствах, где изготовляют дорогие и профессиональные болы, последний шов делается вручную. Это отдельная и довольно сложная операция. Практически готовый мяч выворачивают – и специальной иглой завершают процесс. Клееный, конечно, куда легче сделать. Все зависит только от требуемого качества: профессиональные мячи adidas делают на полностью роботизированном конвейере.

– В чем разница между клееным и шитым мячами?

– В технологии производства – это понятно. У клееной футбольной сферы могут быть доли разных размеров, какие-то интересные, фигурные, вычурные. У шитого мяча все детали одинаковые. Клееный намного проще сделать качественно. А чтобы сшить добротный бол, нужна очень высокая культура производства.

– Какой футбольный снаряд можно назвать эталоном?

– Топовый мяч adidas. Он идеален. Тот самый, которым играют все матчи мировых и европейских первенств. Он, к слову, клееный. Это фирменная технология многослойного производства с хитрой пеной внутри. Точность у этих мячей и параметры намного выше требований FIFA.

– Обсудим технологию изготовления.

– Создание такого без преувеличения произведения искусства требует значительных финансовых и временных затрат. По сути, каждый мяч проходит контроль. Начинается все с создания каркаса. Он закладывается в специальную форму и нагревается под давлением. Дальше идет процесс укладки камеры, покрытия латексом и нанесения внешнего слоя. Контроль должен быть на каждом этапе: заготовки взвешиваются на всех стадиях и проверяются ответственными лицами. Готовый бол инспектируют еще раз спустя сутки.

– Вся продукция так производится?

– Конечно, нет. Так делают только главные мячи. Те, которые создают фирме славу и являются флагманами модельного ряда. Они, естественно, очень хорошие. А далее по линейке качество уже снижается. Поэтому «первый» мяч в 2–3 раза дороже своего ближайшего родственника.

– Так что же самое важное в мяче?

– Самое главное – это форма, вес и размер. Если «круглый» не проходит по одному из этих параметров, то он уже не имеет права именоваться футбольным. Помимо требований футбольной федерации, еще применяют ударный тест: мяч не должен деформироваться после 2000 ударов. Еще есть эксперимент на впитываемость – грубо говоря, во время матча мяч не должен размокнуть. Вот и вся наука. Ничего сложного.

Обзавестись хорошим газоном, как и хорошим мячом, так и хорошей машиной, может сегодня каждый. Достаточно поставить цель, обозначить временные рамки и перестать слушать скептиков. К сожалению, точных рамок и требований ко всему на свете еще нет. Поэтому многие в своем выборе руководствуются опытом, проверенными механизмами и доказавшими свою состоятельность партнерами. Теми, на кого можно опереться в сложную минуту, когда «поехала нога» или судья свистнул «не в ту сторону».

Именно такими показали себя крепкие «парни» из Mitsubishi за месяц наших совместных путешествий. За что им от всей души спасибо.

ВЫБОР ЕСТЬ!

Компанию Select основал голкипер сборной Дании Эиджил Нильсон в 1947 году. Футболисты не всегда получали миллионы за игру. И будущий фабрикант сначала учился спортивной психологии, а потом работал в обувном и кожевенном производстве.

В середине прошлого века Нильсон создает свой первый мяч и заключает контракт с датской футбольной федерацией о поставке «снарядов» к матчам национальной сборной. Мяч Select имел существенное преимущество. В нем сразу была видна рука бывшего вратаря: у него не было внешней шнуровки, то есть мяч был действительно круглый, имел баланс и понятную траекторию полета. Именно компании Select принадлежит изобретение классического мяча из 32 секций.

В 1974-м датчане сделали первый шитый мяч из синтетики, которая очень быстро стала популярной ввиду лучших игровых характеристик. Сегодня все бренды используют для производства «круглых» только искусственную кожу.

Компания Select сегодня является лидером по производству шитых мячей и входит в большую тройку производителей главных футбольных снарядов в мире.

СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА

Работа над лучшим футбольным мячом кипит во множестве лабораторий по всему миру. Первенство принадлежит adidas, но многие с этим не согласны. Так, например, компания Puma решилась на отчаянный эксперимент в этой гонке вооружений: сделать футбольный снаряд не с классической ровной поверхностью, а покрыть его тысячами небольших «воронок», как это делают на мячах для гольфа.

Благодаря эффекту подъемной силы такой мяч будет лететь намного дальше. При определенной ловкости и навыке производитель гарантирует увеличение дальности ни много ни мало на 20%.

СИМВОЛЫ ВНЕДОРОЖНИКА

То, что наш «Паджеро» – настоящий внедорожник, сомневаться не приходится. Тут и впечатляющий дорожный просвет, и могучий мотор, и легендарная трансмиссия Super Select. Что еще нужно для покорения помпасов и вельда?

Но знатоки-то вспомнят затертую до дыр, но незыблемую истину: «Чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Беда современных внедорожников в том, что наличие трактора – это недостаточное условие для вызволения из грязевого плена. Чтобы дернуть машину, надо трос за что-то зацепить, а долезть до моста не всегда есть возможность. Тягать трехтонную «баржу» за крошечный крючок, что вкручивают в бампер, – печальное занятие. А классической скобой оборудованы далеко не все представители класса 4х4.

У Pajero по две скобы спереди и сзади, что дает возможность не только оказать помощь другу, но и самому выбраться сухим из воды. Сюда же отнесем и мощную защиту картера из цельного листа. Глаза могут и бояться, но руки – все равно сделают.