Подскажите: какое у вас место? Как создаются стадионные кресла
Изучив футбольное поле вдоль и поперек, разобрав тонкости газонного искусства и нанеся разметку, можно начинать игру. Но футбольной баталии будет не хватать самого важного – атмосферы поединка, ажиотажа, эмоций! А все потому, что вокруг нет болельщиков. Ведь именно они создают атмосферу великой игры.
Евгений ВАСИН
КРЕСЛА СТАЛИ ДЕЛАТЬ СКЛАДНЫМИ
В XXI веке футбол смотрят преимущественно с дивана, поскольку там не дует и всегда можно переключить канал. Кому хватает нервных клеток – идут на стадион. Но, если болельщик променял домашний уют или барную стойку на промозглый сектор, надо бы его удобно разместить, наградить классной игрой и быстро выпустить после финального свистка. Иначе второй раз может уже не прийти. К сожалению, наши команды не всегда выдают феерию, поэтому у многих любителей значится лишь один поход на футбол. Простоять весь матч под проливным дождем или палящим солнцем в окружении хмурых парней в форме – то еще удовольствие. Болельщик, если он себе не враг, на такое зрелище не пойдет, платить за билет не будет.
Порочный круг можно разорвать, только повысив уровень зрелища. О качественной составляющей отечественного футбола уже множество копий сломано, а вот в понятии комфорта на стадионе есть недосказанность. О комфортном, удобном кресле, встать на которое нога не поднимется, мы сегодня и поразмыслим. Тем более есть с чем сравнить.
Еще на прошлой неделе мы обменяли скромный грузовик Pajero Sport на комфортабельного старшего брата – Mitsubishi Pajero. После брутальных сидушек младшего из внедорожников японского бренда капитанские кожаные кресла «Паджеро» кажутся пределом мечтаний. Тут и пробки не так раздражают, и дизельное сердце стучит тише. Электрические настройки и подогрев партера есть и там, и там, но комфорта здесь явно больше. Может, из-за формы или размера?
Разбираться самим, как и учиться на собственных ошибках,- дело долгое и неблагодарное. Так что собираем скарб в бездонный багажник нашего Mitsubishi и отправляемся на восток столицы, где располагается одно из четырех отечественных производств стадионных кресел. Обсуждать все тонкости дизайна и устройства сидений будем с генеральным директором компании «Форвард» Иваном Кобозевым.
- Когда закончилась эра скамеек и началась эпоха пластиковых кресел?
- В 1997 году начали ставить на стадионах первые пластиковые сиденья. Сейчас они смотрятся нелепо, а тогда это было невероятно удобно и красиво. Знаменитые кресла, как в старых «Лужниках», называли «горшком» за удобство посадки. Сидеть на них было не очень удобно, поэтому многие стояли. Это были монолитные сиденья, которыми впервые заменили лавки. Тогда ПФЛ постановило, что стадионы первого и второго дивизионов должны иметь по три тысячи индивидуальных кресел, а арены премьер-лиги – по 15 000 штук. Иначе арену не сертифицировали для проведения соревнований. Сидушки, как их еще называли, до сих пор установлены на многих отечественных аренах, а всего их было выпущено около 4 миллионов штук.
- Очень много таких кресел сломали во время московских дерби?
- Да, ломали их в огромных количествах, но стоили они всего по 300 рублей, так что стадион не спешил с их заменой на более современные модели. Но время идет, сегодня те сидушки не проходят по многим параметрам.
- Какие параметры должны быть у современного стадионного кресла?
- Раньше современных стадионов не было, переоборудовали старые. А сейчас идет активное строительство, появляются новые требования. Во-первых, каждое кресло должно быть индивидуальным и пронумерованным, чтобы человек пришел на трибуну и сразу нашел свое место. Во-вторых, минимум 45 см на зрителя – это правило отражено в документах ФИФА и УЕФА. В-третьих, сиденье обязано быть нетравмоопасным, то есть при его разрушении не должно остаться острых кусков, которые могут нанести травму. Это основные требования. Сюда же поместим кресельные крепления: одно дело, когда устанавливают секции на новом стадионе, крепя в бетон, а совсем другое – когда обновляют старую арену. Там дряхлый кирпич, в который крепить сложно. Поэтому много сил и средств уходит на разработку универсальных крепежей.
- Какие еще есть ограничения?
- Некоторые нормативы для нашей продукции прописаны в ГОСТе по мебели. То есть оценивают кресло на удобство в институте мебели: оно должно быть эргономично, спинка – немного отклоняться, высота посадки 40 - 45 см от пола. Все нужно учесть, иначе как зритель высидит 90 минут?
- Что скажете по экологическим и противопожарным нормам?
- На местном уровне есть еще множество требований, особенно по противопожарной безопасности. Раньше в «Лужниках» целые костры жгли из сидушек. Сегодня кресла не должны гореть – только плавиться, без дыма. Этого можно добиться за счет современных добавок в пластик при изготовлении. Химия дорогая, но, однажды схалтурив, можно навсегда попрощаться с этим бизнесом. Так что все добавляют. Пожарные требуют, чтобы проход между рядами был не менее 45 см, иначе может быть затруднен выход с сектора. Перила и заграждения устанавливают уже после, чтобы регулировать людские потоки.
- А какие требования у хозяев стадионов?
- Владельцы стадионов в первую очередь хотят максимальной вместительности. Поэтому кресла стали делать складными – меньше «гребенка» на секторах, много рядов влезет, а значит, и билетов можно продать больше. Мы такие сиденья впервые поставили на стадионе в Грозном - на «Ахмат-Арене», домашней для грозненского «Терека», потом - в «Мегаспорте». Сиденья должны быть красивые и блестящие, легкие в очистке. И чтоб пыль с них сама слетала. Представьте, сколько потребуется уборщиков на сорокатысячный стадион! Должна быть естественная очистка. Если уж жвачку прилепят или нацарапают что-то, придется менять. К слову о вандалах: очень важный фактор – это ремонтопригоднос
XXI ВЕК
В интерьер Pajero наконец-то пришел новый век. Классика в отделке и материалах осталась, а вот центральную часть торпедо облагородили большим дисплеем и мультимедийными примочками. Система очень дружна со смартфонами, особенно «яблочного» производства: рабочий стол выполнен в стиле iOS, а соединение происходит быстро и безболезненно.
Здесь, конечно, как и в любом новом гаджете, есть за что покритиковать, но похвалить хочется больше. Особенно за использование уже встроенного приложения CarPlay. Одним словом, поклонники вездесущего «надкушенного яблока» новое поколение магнитол от Mitsubishi однозначно оценят.
СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
Сменив дизельный Pajero Sport на дизельный же внедорожник старшей линейки, особо перестраиваться не приходится. Те же повадки, то же поведение на дороге, чуть быстрее разгоняется, чуть медленнее тормозит. А вот внутри все совсем иначе: Pajero куда богаче и просторнее младшего. Тут и удобные капитанские кресла, и широкий подлокотник, и роскошный новый комбайн медиасистемы с россыпью входов.
Несмотря на удивительное долголетие, внедорожник по-прежнему популярен. В Японии даже не планируют новую модель. Завидная уверенность в своем флагмане. Хотя, оглядевшись по сторонам, стоя на перекрестке в центре столицы, начинаешь отдавать себе отчет, что снимать с конвейера столь любимый в народе авто было бы расточительством
КОГДА У НАС БУДУТ ТРИБУНЫ С ОБОГРЕВОМ?
- Что еще?
- Кресла не должны выгорать в течение пяти лет. Это стандартная гарантия в нашей отрасли. Ни снег, ни зной, ни дождик проливной не должны испортить их внешний вид. Для достижения такого результата в пластик при изготовлении добавляют целый букет специальных добавок, а вся ответственность ложится на химиков. Когда идет стадия разработки, мы проверяем итоговый результат в МИПП-НПО «Пластик», где есть специальная камера, имитирующая солнечный свет и радиацию. Если после испытаний есть движение по цвету, то все сначала. Основная рецептура по нашим креслам уже отработана, занесена в технологическую карту. Техники при изготовлении строго контролируют рецепт, чтобы потом не менять за свой счет половину стадиона. Вообще все индивидуально: когда начинаем работать на новом объекте, ставим секцию кресел и проводим испытание перед комиссией. Если все в пределах технического задания – значит, можно начинать работать.
- Кресло выдержит любую погодную аномалию?
- Температурный режим по ГОСТу, при котором кресло не должно испортиться, – от - 40 до + 60. В футбол при крайних значениях, конечно, не играют, но у нас бывает всякое. Правило есть правило.
- Как выглядит производство?
- Любая компания в нашей сфере тесно связана с заводом полимеров. Свой станок купить нельзя, он слишком дорог и должен работать постоянно, так что производим на уже имеющихся предприятиях. В нашем случае – на мощностях завода «Полимербыт». Для изготовления кресла нужно произвести множество операций, первая из которых – это дизайн-макет. Создав и опробовав его, можно приступать к изготовлению формы, гигантского клише, с помощью которого станок делает каждые 90 секунд новое кресло. Форма – самая затратная часть производства. В зависимости от параметров может стоить больше пяти миллионов рублей. Технические аспекты состава, из которого делается кресло, не являются секретом и довольно скучны. Это производство пластиковой части. Металлическое основание современного кресла создается отдельно, красится порошковой краской или цинкуется в зависимости от пожеланий подрядной организации. Собираем их вместе – и вот оно, современное и удобное стадионное кресло.
- С сегодняшним днем разобрались. А что будет завтра?
- Пример западных коллег показывает, что требования к комфорту на стадионах будут только ужесточаться. Уже сегодня очень остро стоит доступность спортивных арен для людей с ограниченными способностями: увеличивается количество мест для инвалидов и сопровождающих, строятся пандусы и специализированн
- Техническое задание к чемпионату мира-2018 уже есть?
- Конечно, все требования уже известны. В целом ничего нового не предвидится, разве что появились требования к организации мест для гостей первенства и лиц с повышенным весом. Также есть необходимость организовать ложи прессы, где нужно установить столы, подвести электричество и интернет. Непосильных задач никто не ставит.
- Вопрос, который берег напоследок. Когда у нас будут трибуны с обогревом?
- Технология давно известна и проверена: на крышу трибун устанавливают инфракрасные обогреватели на газе. Такие стоят в многочисленных цехах по всей стране. Приборы позволяют поднять температуру на секторе на 4–6 градусов, что значительно упростит проведение соревнований поздней осенью и зимой. Первыми эту схему опробовали голландцы на «Амстердам-Арене
После экскурсии по производству мы откланялись, поблагодарив за вдумчивый рассказ, и побрели к машине. Как ни старались технологи с дизайнерами, а до автомобильного кресла им пока еще далеко. Особенно, если это комфортное кресло большого внедорожника. Тут и обогрев, и освещение, и охлаждение. Практически ложа VIP. Задорно мигнув аварийкой и распахнув «уши», Mitsubishi Pajero явно радовался нашему возвращению. Он скучал на парковке несколько часов, а теперь отправляется с чувством выполненного долга домой. Во всю педаль газа!
С ПАРКОВКОЙ ПРОБЛЕМ НЕТ
Расход топлива у Mitsubishi Pajero в городе не превышает 15 литров. Убрав «кирпич» с педали газа, можно легко добиться 12, а окончательно успокоившись – и десяти. Дизель, конечно, долго греется и излишне басовит, но двухтонный автомобиль, расположенный к преодолению сложного бездорожья, должен быть дизельным. Иначе строка расхода в семейном бюджете перевесит все удовольствие от обладания настоящим вездеходом.
У Pajero нет камеры, но вопрос парковки не стоит: квадратная и симметричная форма позволяет быстро привыкнуть к машине и легко запихивать ее даже в небольшие просветы.
«ПОЛИМЕРБЫТ»
Компания «Форвард», в гостях у которой мы побывали, производит кресла для стадионов на мощностях завода «Полимербыт». История этого предприятия насчитывает более 70 лет, а полный перечень товаров займет не одну сотню строк.
Кресла для спортивных арен требуют того же инструментария, что и пластиковый контейнер для продуктов: форма, гранулы пластика, краситель и специальный станок. Сегодня здесь делают полки, а завтра, если есть потребность, сменят форму -- и та же машина начнет печатать сиденья по две штуки в три минуты. Чтобы нашпиговать сиденьями стадион «Лужники», ей потребуется две тысячи часов, или 84 дня.