Тонкая белая линия. Всё о том, как и зачем рисуют на футбольных полях

В рамках большого ликбеза Sovsport.ru рассказывает все, что нужно знать о разметке футбольного поля и эволюции правил, ее описывающих.
news

В подробностях разобрав все хитрости газонного искусства, нам потребуется еще немало времени и тяжелого топлива, чтобы поляна стала полем. Так что пора вновь будить дизельное сердце нашего Mitsubishi Pajero Sport и, как говорил незабываемый Владимир Маслаченко: «Поехали дальше».

Евгений Васин

Греть мотор, несмотря на позднюю осень, незачем – проверенный временем японский агрегат простит нам эти вольности. А вот нарушать правила, будь то дорожное движение или футбол, дело непростительное. О них, правилах, сегодня и пойдет речь.

Слово капитана

Первые правила игры в футбол появились в далеком 1848 году, естественно, в Англии. И с тех пор постоянно меняются. Сначала на поле не было даже судьи: первые матчи судили капитаны команд-участниц. Любое нарушение фейр плей того времени каралось изгнанием с поля. Причем принимал это решение капитан своей же команды! Представьте на мгновение, как Роман Широков подходит, например, к Игорю Денисову и рекомендует ему немедленно покинуть поле за неспортивное, по мнению Романа, поведение.

Еще одним упущением было то, что в правилах не было ни слова о размерах поля – что попалось под руку, на том и играли. Нашли древний космодром, ворота поставили – и можно начинать. Кстати, у ворот той эпохи не было перекладины сверху. А лента, отмеряющая высоту, появилась значительно позже. Как футбольные команды раннего периода выявляли победителей, остается загадкой, но страсти, я уверен, на полях кипели нешуточные.

Определенной вехой в этом вопросе стал 1863 год. Тогда в футбольных правилах появился пункт № 1, гласивший, что длина поля не должна превышать 200 ярдов, или 183 м, а ширина – 100 ярдов (91,5 м). Ворота отмечаются двумя вертикальными стойками, расстояние между которыми составляет 8 ярдов, или 7,32 м. По описанию больше напоминает стадион для квиддича, чем что-либо другое. Но именно так должно было выглядеть футбольное поле полтора века назад.

О центре поля, штрафной и прочих неотъемлемых элементах современного футбольного стадиона тогда никто и не помышлял. Первые упоминания о нанесении на поле дополнительных линий связаны с появлением в правилах термина «пенальти»: в 1891 году за любые нарушения ближе 12 ярдов к линии ворот ввели штрафной удар без «стенки» из игроков. Параллельно линии ворот – на расстоянии 11 метров – стали проводить дополнительную линию, с любой точки которой можно было нанести удар. Интересно, что пенальти предложил бить не полевой игрок, а голкипер.

Сто лет – на возраст

В Россию футбол пришел еще в XIX веке, когда в Северной столице состоялся матч между командами Василеостровского общества футболистов и Кружка любителей спорта, самым первым отечественным футбольным клубом. «Васильевский остров» с треском вынес «кружковцев», забив шесть безответных мячей, а матч дал отмашку развитию футбольных лиг во всех крупных городах империи.

В 1910 году состоялся первый международный матч с участием нашей команды: пражский клуб «Коринтианс», который на деле оказался знаменитой «Славией», прибыл в Санкт-Петербург. Отечественная команда победила с хоккейным счетом 5:4, поставив титулованную чешскую команду в неудобное положение.

Как пишут современники, в Санкт-Петербурге было не найти велодрома, а футбольное поле было в каждом районе. Шествие Великой игры по нашей стране начиналось с большой помпой. 

Ярды или метры

Тогда же стали отмечать центр поля с окружностью в 10 ярдов, то есть девять с хвостиком метров, и рисовать два круга из основания в стойках ворот, обозначавших вратарскую, из которой игрок под первым номером вводил снаряд в игру! Выглядело это, должно быть, комично, но именно тогда футбольные правила приблизились к современным.

Чуть позже появилась новая 18-ярдовая линия, которая помогала судье правильно расположить игроков во время исполнения 12-ярдового, то есть одиннадцатиметрового удара.

Большой датой в истории футбольных правил считается 1902 год, когда именитые англичане собрались и написали кодекс правил, многие из которых действуют и по сей день. Тогда постановили, что длина поля должна быть в промежутке от 130 до 100 ярдов, а ширина – от 100 до 50, штанги ворот оставили на расстоянии 8 ярдов друг от друга, определили площадь ворот, которую в народе именуют вратарской, а также договорились о штрафной. Появилась центральная линия, которая проходила в середине круга и делила поле на две равные части. То есть родилась современная футбольная разметка, которой намедни стукнуло сто с чертовой дюжиной лет!

История игрушек

Завод «Огонек» впервые открыл свои двери в 1963 году. Это было не просто очередное крупное предприятие, одно из тысяч в Союзе, производившее что-то важное, – это был завод игрушек. Изначально здесь производили исключительно технологичные забавы, такие как железные дороги, стреляющие пистолеты и, конечно, автомобили! Завод здравствует и по сей день, как и его небольшой уютный стадион, расположившийся на старом дачном лугу в Царицыне. Не так давно тут проводили матчи дублей РФПЛ, а сейчас тренируются юные футболисты из спортивных секций.

Игра с «Огоньком»

Вверенный нам «Паджеро Спорт» уверенно и шустро везет нас на окраину столицы, в Царицыно, где расположился стадион завода «Огонек». Здесь-то и предстоит на практике оценить процесс рисования тех самых линий и кругов, что делают лужок футбольным полем.

Нанесение разметки – процесс кропотливый и постоянный, обреченный на скорейшую механизацию. От натягивания нитей и ручного труда довольно быстро перешли к нехитрым инструментам, способным равномерно сыпать измельченный мел на траву. Одна из генераций такой тележки нас и ожидала на «Огоньке». Высоким технологиям тут предпочитают проверенный временем коктейль из мела и водоэмульсионной краски, который наносят на газон по необходимости. Говорят, что периодичность напрямую зависит лишь от погоды, ведь сильный дождь может за час смыть все труды.

Современные приборы для нанесения футбольной разметки ушли не слишком далеко: все та же тележка, только несколько легче, линия ярче, да краску используют уже смешанную. Самое важное, к слову, это не яркость, а ширина линии, ведь этот пункт оговорен в правилах: не более 5 дюймов, или 12 сантиметров, так как разметка входит в площадь, которую ограничивает. А нарушение правил на линии, ограничивающей штрафную площадь, ведет к пенальти.

Разметка футбольного поля включает в себя множество элементов, каждый из которых имеет значение. Поэтому мы подготовили небольшую выжимку из футбольных правил, которая позволит окончательно расставить все точки над i.

Кстати

Коль мы затронули тему истории, то Mitsubishi Pajero Sport – автомобиль крайне молодой. Первая версия среднеразмерного внедорожника появилась лишь в 1996 году. Построенный на базе пикапа L200, он должен был занять нишу между старшим Pajero и крошечным Pajero Io, более известным у нас как Pinin.

У автомобиля было множество имен: в родной Японии его назвали Challenger, в США знали как Montero Sport, в Центральной Америке именовали Nativa, на островах Королевы называли не иначе как Shogun Sport, а в Таиланде просто G-WAGON. Во всем остальном культурном мире автомобиль был представлен под именем «Паджеро Спорт».

За это время он пережил множество рестайлингов, но сменилось всего два поколения. В 2016 году мы увидим третью по счету генерацию японского внедорожника.

Правила разметки

Разметка футбольного поля – это совокупность линий и отметок, нанесенных на его поверхности, в том числе внутри поля, для обозначения границ, отдельно выделенных на нем участков и мест для соблюдения в ходе игры правил.

Две длинные линии, ограничивающие поле для игры, называются боковыми, а две короткие – линиями ворот. Боковая линия предназначена для определения момента выхода мяча за пределы поля; нахождения игроков в пределах поля; правильности расположения игрока, выполняющего вбрасывание мяча; момента введения мяча в игру после правильно выполненного вбрасывания; места производства замены игроков и возвращения игроков в игру после временного ухода с поля. Линия ворот нужна для определения момента выхода мяча за пределы поля; взятия ворот; определения нахождения игроков в пределах поля; определения положения «вне игры»; расположения вратаря при выполнении 11-метрового удара; расположения игроков обороняющейся команды на линии ворот; между стойками при выполнении соперником свободного удара с расстояния менее 9,15 м от нее; возвращения игроков в игру после временного ухода с поля.

Средняя линия делит поле пополам; служит для определения положения «вне игры»; определяет расположение игроков при начальных ударах; определяет место выполнения замены игроков.

Отметка, являющаяся центром поля, служит для установки мяча при выполнении начального удара, в том числе после каждого взятия ворот.

Центральный круг определяет расположение игроков команды, которой не предоставлено право начинать или возобновлять матч первым ударом.

Площадь ворот имеет два основных назначения: из ее пределов выполняется удар от ворот; вратаря собственной площади нельзя толкать, кроме двух ситуаций: когда он стоит на земле и владеет мячом и когда вратарь блокирует мяч.

В своей штрафной площади вратарь может играть в мяч руками. Любое нарушение, совершенное обороняющимся игроком в своей штрафной площади против игрока соперников, наказывается 11-метровым ударом при условии, что мяч в этот момент находился в игре. Линии разметки штрафной площади определяют одно из условий введения мяча в игру при ударе от ворот, штрафных, свободных ударов, выполняемых обороняющейся командой.

С 11-метровой отметки выполняется пенальти. Точка обозначает место установки мяча при выполнении удара. 11-метровая отметка также определяет расположение игроков, не участвующих в данной процедуре.

Существуют и необязательные элементы разметки: их называют «усики», они служат вспомогательной разметкой для судей. Так, например, «усик» на расстоянии 9 м 15 см от места пересечения дуги углового сектора с линией ворот служит ориентиром расположения игроков обороняющейся команды при производстве углового удара.

Обязательными элементами оборудования футбольного поля являются ворота и угловые флагштоки. Флагштоки у средней линии поля и сетка (если ее наличие не оговорено в регламенте соревнований) являются необязательными элементами.

Баллончик для рефери

Рассказывая о разметке на футбольном поле, мы никак не могли обойти тему набирающих популярность судейских баллонов с временной краской. Несомненно, в современном спорте технологии обязаны были внести свой вклад, но эффект от этого ноу-хау был сногсшибательным.

Спрей молочного цвета, испаряющийся ровно за минуту, прекрасно виден на зеленой траве. Нововведение призвано помочь судье обозначить те самые девять метров, на которые и обязана отойти «стенка» при исполнении штрафного удара. Спорить с арбитром в этом вопросе теперь совершенно бесполезно.

Итак, баллончик с быстро испаряющейся краской, отчетливо напоминающей пену для бритья, есть у каждого рефери. Появился он в арсенале служителей фемиды от футбола на мундиале в Бразилии. И этому есть вполне логичное объяснение: дело в том, что именно в Латинской Америке, а точнее, в Аргентине, эта технология родилась на свет и быстро завоевала популярность.

Остался только один вопрос: а где судьи хранят баллон во время матча? 

Эстафета поколений

Второе поколение Pajero Sport, к которому относится наш спутник, выпускается с 2008 года, а с 2013-го имеет отечественную прописку благодаря заводу в Калуге. Кстати, 7 лет не такой уж долгий срок для внедорожников Mitsubishi! Старший брат, Mitsubishi Pajero, выпускается с 2006 года и на покой не торопится. А если быть до конца откровенным, то на конвейере он с 1999-го, потому как нынешнее поколение -- четвертое по счету -- является глубоким рестайлингом третьего «Паджеро».

Багажник знаний

Вот теперь мы знаем о футбольном поле всё. Отогревшись в еще не остывшем салоне нашего Mitsubishi Pajero Sport, можно подводить первые итоги. Мы рассмотрели сложную процедуру постройки настоящего, современного футбольного газона от А до Я, от первой трубы до последней капли краски. Расспросили знатоков и попробовали сами. Разобрали разметку до последнего «усика». Намотали на колеса «Паджеро Спорт» без малого тысячу километров и спалили под сотню литров солярки. Багаж новых знаний уже можно мерить автомобильными багажниками рамных внедорожников.

Но ведь качество и удовольствие от футбола зависят не только от травы и ворот. Футбол – это прежде всего люди, которые в него играют и которые его смотрят. Об этом мы и поговорим в наших следующих материалах. Тем более что дальше нашим спутником в мире футбольных азов станет старший внедорожник в линейке японского производителя – Mitsubishi Pajero IV.