С небес на землю

Будущее автомобилей видится через системы их коммуникаций. Мощные компьютеры из единого центра должны управлять потоками тысяч автомобилей.
news

Будущее автомобилей видится через системы их коммуникаций. Мощные компьютеры из единого центра должны управлять потоками тысяч автомобилей. Концерны шаг за шагом идут к намеченной цели. Volvo уже несколько лет продает системы OnCall, планируется запуск единого командного центра для анализа дорожной обстановки. Ну а Ford подошел к финальным испытаниям технологии Smart Mobility, эксплуатирующей принципы космической связи.

Главная проблема существующих комплексов автоматической коммуникации является их работа по сетям мобильной связи или по выделенным радиоканалам. Станции сотовых операторов имеют ограниченные возможности и не справляются с одновременным выходом в онлайн десятков тысяч машин в большом мегаполисе. Мешают высокие здания и электронные помехи. Соединения срываются, и бортовая электроника «подвисает». Навигационные карты с трафиком не всегда корректны. А радиоканалы имеют инерцию в 10 мин и более. А что будет, если сбои возникнут в момент острой необходимости или далеко загородом, где прием сети отсутствует?

Самой надежной считается космическая связь. С ее помощью реализуются функции «Тревожной кнопки SOS». Именно космическую связь Ford взял за основу для Smart Mobility, являющуюся первым шагом на пути централизованного управления трафиком.

Пока еще Smart Mobility это коробка, не больше мобильного телефона, которая устанавливается под рулевой колонкой. Функционал ее обширен. Прибор соединен с бортовой системой, откуда поступает информация о работе узлов и механизмов машины. Эти данные в реальном времени «выстреливаются» через спутник на серверы Smart Mobility. В процессе эксплуатации машины создается библиотека ее «жизни» с проделанными маршрутами, соблюдаемым скоростным режимом и техническим состоянием, что особенно нравится страховым компаниям, уже готовым делать скидки для машин с устройствами космического слежения.

Smart Mobility фиксирует срабатывания электронных помощников, ABS или Terrain Response, оценивая состояние дорожного полотна. Если водитель пропустил канализационный люк или глубокие ямы, то все участники движения должны оповещаться об опасной зоне впереди. Из единого центра поступит сигнал и дорожным службам для устранения причин опасности.

Smart Mobility настроен и на обратную связь. Через мобильный телефон можно завести двигатель, прогреть или охладить салон, проверить зарядку аккумулятора. Smart Mobility оценивает и здоровье водителя. По реакциям человека в дороге, по стилю управления машиной протоколируется психоэмоциальная картина управления. В случае ДТП страховщики, полицейские или технические специалисты гарантийного обслуживания могут проследить за тем как и в каком состоянии человек вел машину.

При обилии информации важны надежные каналы передачи данных. Компания Ford обратилась за помощью к специалистам авиакосмической индустрии. Началось сотрудничество с кафедрой телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Выбор сделан не случайно. С 2013 г. кафедра принимает участие в европейских проектах в рамках программы ACTS (Передовые коммуникационные технологии и сервисы). В числе них – MULTICUBE, ориентированный на автомобильную и аэрокосмическую индустрию.

Специалисты предложили применить для Smart Mobility системы передачи данных через ЭРА-ГЛОНАСС и eCall, а так же нейросетевые комплексы управления межпланеными зондами и автоматизированными манипуляторами, разрабатываемые для миссий к Марсу, Юпитеру и к их спутникам. Такие устройства активно испытываются в космосе.

19-20 августа 2015 года космонавты на борту МКС провели эксперимент по управлению движением робота на Земле при специально поставленных радиопомехах, при временной задержке сигнала управления, при временном выходе из строя элементов оборудования. Во время полной потери связи искусственный интеллект решал, как поступить для преодоления той или иной трудности.

Такие же алгоритмы поведения искусственного интеллекта ученые применили для создания «умного» геоинформационного сервиса Ford. В его памяти должны скапливаться материалы по особенностям ландшафта, информация об инфраструктуре, динамике движения автотранспорта и иные базы, необходимые для проектов «умных дорог» и «умного города».

Со стороны СпбПУ над проектом трудится два доктора наук, пять кандидатов, а также группа из пятнадцати студентов университета. Результаты первой части проекта Smart Mobility будут известны в конце этого года.