Глаза врозь

Наступил август, ночи потемнели, и появилась возможность испытать адаптивные динамические фары.
news

Наступил август, ночи потемнели, и появилась возможность испытать адаптивные динамические фары. Устройства автоматически меняют световой поток и затеняют «шторками» встречные автомобили. Выясняем, действительно ли они не слепят водителей.

Головной свет с функцией динамического управления потоком активно внедряется производителями. Фары первого поколения могли приспосабливаться к климатическим условиям, формируя пучок света для преодоления тумана, дождя или снега. Переключение с ближнего на дальний у них происходило автоматически. С 2011 года немецкая компания Hella произвела революцию и выпустила новую оптику с постоянным дальним прожектором. Чтобы не ослеплять встречный транспорт в ней реализован хитрый механизм затемнения лучей. Адаптивные фары тут же нашли понимание у производителей премиальных автомобилей, и в 2013 году на автосалонах показались первые модели с интеллектуальным управлением головным светом.

Сейчас мы решили разобраться, насколько эффективны они ночью и взяли на тест BMW X6, Volvo XC60 и Volkswagen Touareg.

Hella поставляет продукцию почти всем европейским автопроизводителям, однако, свое участие не афиширует. Продукция создается в кооперации с поставщиками, и каждый бренд, приспосабливая адаптивный механизм к своим фарам, дает устройствам свое название, переписывает настройки или заранее закладывает в технические требования к оптике особенности и назначение машин. Поэтому работают фары везде по-разному, демонстрируя лишь одинаковый принцип.

Чудеса со светопредставлением происходят за счет двух механизмов. Это поворотные лампы, меняющие направление пучка света и затемняющий барабан, выступающий в качестве шторки. В основании внутрисалонного зеркала монтируется камера, распознающая очертания объектов и регистрирующая свет впереди, а так же его силу.

Компания BMW назвала «умную» оптику Adaptive LED Headlights. Состоит она из двух блоков с двумя линзованными головками в каждой.

Если присмотреться к ним поближе, то в центре головной оптики можно разглядеть горизонтальную гребенку с выступающими зубцами, с помощью которых «подрезается» световой пучок.

Работает оптика таким образом. В городе горит только ближний свет. Но на скоростях выше 60 км/ч активируется дальний прожектор. Камера в основании внутрисалонного зеркала высматривает транспорт вокруг. Полученная информация обрабатывается компьютером на предмет отсеивания ложных целей, таких как светоотражающие знаки или информационные щиты, наружная реклама, вывески, придворовые фонари и т. д. Они опознаются по уникальным спектрам.

Но если показался встречный или попутный автомобиль, компьютер распознает его от горизонта, и при его приближении блоки LED Headlights изменяют световой поток, обволакивая машину тенью.

На дороге это выглядит необычно. Машина будто накладывает черный прямоугольник на соседа. Зато обе обочины остаются освещены дальним прожектором и хорошо просматриваются. Пешеходы, собаки, лоси, припаркованные грузовики, поваленные деревья видны всегда метров за 300, в то время как с обычным ближним всего за 50-70 м.

Active High Beam Control на Volvo работает грубее. Граница света и тени у фар прослеживается отчетливее. Повороты головок ламп заметнее. Кроме того, на тестовой ХС60 стояли ксеноновые лампы. «Шторку» Volvo использует реже, стараясь обходиться поворотом головок в стороны. Хотя на эффективность это не влияло. Volvo Active High Beam Control активируется уже на скоростях от 15 км/ч и выше.

Впервые система показалась в 2013 году на автосалоне в Женеве, а с 2014 года ее можно заказать на любой Volvo S60, V60, XC60, а сейчас и на ХС90.

Включив Active High Beam Control мы старались сделать так, чтобы встречные водители мигали нам, сердясь на дальний прожектор. Но вот один проехал мимо, за ним другой и, в общем, адаптивный свет мало кого беспокоил. Его переносили даже лучше, чем простой ближний «ксенон». Лишь пару раз нам все же моргнули. Но сделано это было для профилактики, издалека, совсем от горизонта, где ослепления нет и в помине.

Заявляется, что механика фар способна выдерживать контуры объекта с погрешностью до 1.5 градуса. Это важно, когда необходимо затемнить несколько машин. К примеру, попутную и встречную, одновременно освещая обочины. В этом случае используется шторка-барабан.

Третьим автомобилем для теста был выбран Volkswagen Touareg. Этот внедорожник первым взял на себя ответственность нести в массы адаптивные фары. Именно на нем в 2013 году немецкий концерн впервые в мире применил Dynamic Light Assist.

Система оказалась самой ровной и стабильной из троицы. Формирование картины освещения происходит незаметно для глаз, границы между пучками от двух фар размыты и дорога освещается лучше, чем у Volvo.

Но вот что будет, если впереди скопится несколько встречных и попутных машин. К примеру, грузовик тащит за собой вереницу легковушек. Система сначала старается закрыть их шторкой, максимально разводя «глаза» в стороны, на обочины. Но вскоре, поняв, что машин слишком много, Dynamic Light Assist отключает дальний прожектор и пользуется постоянным ближним. Когда скопления транспорта рассеивается, то дальний свет вновь активируется.

В целом, адаптивные фары значительно облегчают вождение ночью и повышают безопасность. Если при 100 км/ч ночью, разъезжаясь с «встречкой», выключить дальний, то зона просмотра сильно сокращается. Водители рисковали проглядеть что-то выбежавшее или выкатившееся на дорогу. Адаптивный свет позволяет всегда видеть обочины на сотни метров вперед. Адаптивный динамический свет это одно из тех изобретений с появлением которого уже не представляешь, как люди обходились без него раньше.