Битва железных прототипов. Все о гонке на выносливость в Ле-Мане

В эти выходные во французском Ле-Мане стартуют 24-часовые гонки на выносливость. Соревнования стали главным испытанием не только для пилотов, но в первую очередь для двигателей, трансмиссий, подвесок и прочей техники, а так же для масел и командного духа
news

В эти выходные во французском Ле-Мане стартуют 24-часовые гонки на выносливость. Соревнования стали главным испытанием не только для пилотов, но в первую очередь для двигателей, трансмиссий, подвесок и прочей техники, а так же для масел и командного духа участников. Кто же на этот раз устроит в Ле-Мане душ из шампанского?

Формально гонки на выносливость в Ле-Мане это один из этапов большой серии, устроенной Международной федерацией автоспорта FIA и названной WEC (World Endurance Championship). В этом году он третий по счету после 24-часовых заездов в английском Сильверстоуне и в бельгийском Спа-Франкоршамп. В августе заезды состоятся в Германии на Северной петле Нюрбургринга, а осенью и зимой в США, Бахрейне, в Японии и Китае. Между тем, этап в Ле-Мане считается особенным, потому как имеет богатую историю и держит пальму первенства по зрелищности и престижности. Именно с Ле-Мана ведут историю европейские скоростные прототипы, а организует 24-часовой марафон старинный западный автоклуб Франции, который с 20-х годов стоит у руля соревнований. Этому же клубу дано исключительное право самостоятельно устанавливать правила 24-часовых состязаний.

Гоночный уик-энд в Ле-Мане проходит не только на автодроме Сартэ, где есть специализированные боксы и трибуны, но и по дорогам общего пользования, что увеличивает протяженность маршрута до 13 650 м. Естественно, по периметру трассы собираются зрители, и на данный момент гонка считается самой посещаемой из всех автомобильных соревнований. Посмотреть на борьбу прототипов приезжают около 400 тыс. человек.

А полюбоваться в Ле-Мане есть чем. Автомобили здесь разгоняются быстрее, чем в Формуле 1. Нередко прототипы превышают порог в 400 км/ч. Машины летят с такими скоростями не только днем, но и ночью, при свете фар, наматывая заветные километры. Главная цель гонок проехать максимально большую дистанцию на пределе возможностей техники. В итоге, многие экипажи наматывают за сутки более 5 тыс. км.

Каждый из прототипов ведет экипаж из трех человек. Пилоты сменяют друг друга через 4 часа, чтобы отдохнуть и выспаться. При этом, одному человеку запрещено быть за рулем за сутки более 14 часов.

В этих условиях побеждает не индивидуализм, а командный дух. От слаженных действий пилотов, техников и инженеров зависит победа. Но главная составляющая успеха, это, конечно же, надежность техники.

Гонки в Ле-Мане это соревнования «железа» и масел. В довоенный период в Ле-Мане господствовали Bugatti, Bentley и Alfa Romeo. После войны самыми быстрыми и выносливыми стали Ferrari, Aston Martin, Mercedes-Benz и Jaguar. Ну а современная эпоха выдвинула в победители Audi и Porsche.

Двигатели на прототипы можно устанавливать любые, но чтобы как-то уровнять шансы в высших классах LMP1 и LMP2 турбированные моторы не должны превышать объем в 4 л., в то время как «атмосферники» могут растачиваться и до 6 л. При этом, мощность у тех и у других ограничивается 620 л.с. В итоге, каждый производитель старается найти подходящую комбинацию между весом, мощностью и экономичностью. Так победитель Ла-Мана 80-х годов Porsche 962 был вооружен лишь 3-литровой оппозитной турбошестеркой!

В Ле-Мане испытывались двигатели самых необычных конструкций. Здесь в 1963 году ездил Rover с газовой турбиной. Выяснилось, что несмотря на высокую мощность и малый вес такие силовые агрегаты подвержены чрезмерному нагреву.

В Ле-Мане в 1991 году побеждала Mazda с роторным двигателем Ванкеля, а в 1980 году в Францию приехал Porsche 911 на этаноле. Но самой громкой премьерой стал дебют в 2006 году дизельного прототипа Audi R10 TDI, который на протяжении нескольких лет становился абсолютным чемпионом гонки. Специально для прототипа создавались смазочные материалы Castrol, с тем условием, чтобы обеспечить смазку не только во время гонки, но и в случае возможной поломки системы смазки. Правилами разрешена смена смазочных материалов только 1 раз в час., тем самым в случае неплановой утечки масла двигатель должен был на низких оборота суметь протянуть это время. Сейчас в гонках стали участвовать и гибридные R18 e-tron Quattro.

Гонка в Ле-Мане богата традициями. Именно здесь зародился ритуал праздновать победу, поливая шампанским руководство команды и коллег, собравшихся вокруг пьедестала. Первыми это сделали Дэн Герни и Эй-Джей Фойт из Ford. Причем окатили они своего босса президента Ford Генри Форда II, который вначале не одобрил изменение конструкции подвесок на прототипе Mark II. Пилоты настояли и выиграли гонку. Под душ из шампанского попали не только Форд, но и его жена, а так же руководители гоночной команды и журналисты.