М-магия
Одна модель, разные типы кузова, два имени. Они манят, они притягивают и соблазняют поскорее сесть за руль. Чтобы раствориться в скорости или просто неспешно двигаться в потоке, собирая взгляды прохожих и пассажиров соседних машин. BMW M3 и M4 – корреспондент «Совспорта/Weekly» прочувствовал, в чем заключается волшебство этих автомобилей.
ДИЗАЙН В ДЕТАЛЯХ
Они почти одинаковые с лица. Смотришь спереди, смотришь сзади – разве что цвет отличается. Ну, еще шильдики на крышке багажника. И все же M4 – эффектнее, причем не только за счет яркой золотой окраски кузова. M3 не всякий отличит в потоке от обычной «трешки» – по крайней мере не с первого взгляда. Конечно, натренированный, да и просто пытливый глаз заметит красные суппорты тормозных колодок, мощный горб на крышке капота, скрывающий массивный интеркулер, хищный, спортивный передний бампер… Каждый нюанс, который дает понять: перед вами не просто автомобиль, а настоящий суперкар. И все же с «четверкой» таких вопросов не возникает в принципе. Магия кузова купе – иначе и не скажешь. Вроде как можно ощутить разницу в 41 мм по высоте и 7 мм по ширине (обе – в пользу седана)? Однако ж силуэт M4 подсознательно кажется легче, приземистее, спортивнее. Да еще эта черная углепластиковая крыша…
Редкая девушка не обернется на такой автомобиль!
Конечно, кузов F30 прекрасен сам по себе. Но в Регенсбурге умеют работать над деталями. Даже M3 – может, мало понимающий в автомобилях человек не сразу распознает в нем «зажигалку», а не обычный дорожный BMW. Но инстинктивно прочувствует мощь, брутальность этого седана. По раздутым колесным аркам, по воздуховодам на передних крыльях, по изящным боковым зеркалам причудливой аэродинамичной формы…
Правда, в салоне отличий от стандартных «трешек» куда меньше. Конечно, здесь – спортивные кресла с мощной боковой поддержкой (в седане – еще и насыщенно-красного цвета, под стать кузову), иной рычаг коробки передач, да и буковка «M» встречается в нужных местах, напоминая, что сидишь не в простой машине. Но и только. Даже материалы отделки почти не отличаются от обычных BMW 3‑й серии. Впрочем, это ли главное? Главное – завести мотор кнопкой «старт-стоп». И – нажать на газ.
КАРБОНОВАЯ ДИЕТА
Когда дебютировала M3 прежнего поколения (E90/92/93), фанаты «эмок» обвинили баварцев чуть ли не в кощунстве. Мол, как можно было отказаться от классических рядных «шестерок» в пользу движков V8? Однако «восьмерка» покорила своей отзывчивостью, насыщенным звуком и бесподобной мощью. Тем более что главное качество машин – волнующая управляемость – никуда не делось.
После презентации новой версии M3 в начале этого года история повторилась. «Разве не святотатство – менять атмосферники на турбомотор?» – возмущались поклонники модели. Несмотря на то что схема цилиндров стала прежней – шесть в ряд.
И все же в BMW знают, что делают. Пусть не обманывает объем в 3,0 литра, идентичный тем моторам, что устанавливают на обычные «трешки». Двигатели S55 с «эмок» и N55 с базовых седанов – вовсе не братья-близнецы. И даже не близкие родственники. Здесь под капотом – облегченный коленвал, две (!) турбины, жидкостный интеркулер, расположенный прямо поверх безгильзовой головки блока цилиндров, семь радиаторов системы охлаждения… Всего не перечислишь, да и нет смысла. Главное – простые цифры. Мотористам из Баварии удалось снять с этих самых трех литров 431 л.с. и 550 Нм крутящего момента (против 400 Нм у предыдущего поколения M3). Не двигатель – произведение искусства!
Усовершенствовали и коробку – помимо шестиступенчатой «механики» (по сути – доработанная ZF от BMW M1 Coupe), можно заказать роботизированную КПП от Getrag с двумя сцеплениями и семью передачами. Такую же, как на более мощных и дорогих M5/M6! Добавьте к этому тот факт, что по сравнению с обычными «трешками» «эмки» похудели на 80 кг (ради снижения веса здесь даже карданный вал сделан из карбона!), а жесткость кузова на кручение увеличилась на 20 процентов, и вы поймете: каждый винтик этого автомобиля, каждая деталь создана для одного – для скорости. И, конечно, феноменальной управляемости.
ОБГОНЯЯ «ПОРШЕ»
Знаете, каково стоять на трассе у поворота, когда мимо проносится BMW M4? Разрывая тяжелый, холодный вечерний воздух рокотом шести цилиндров, а под сброс газа добавляя к этому звуку злые хлопки басов из специальных приоткрытых клапанов позади глушителя… Будто двигатель сплевывает остатки мощности! Но лишь затем, чтобы набрать побольше воздуха – и при новом нажатии на педаль акселератора турбоволной ускорения вдавить пассажиров в кресла, а стрелку спидометра положить в правый угол шкалы… И теперь представьте, что за рулем сидите вы сами.
Понятно, почему коллеги, весной этого года первыми испытавшие новые M3 и M4 на трассе в Альгарве (Португалия), возвращались в Москву с одним словом: «Восторг!». Это он и есть, причем каждая буква отлита в граните.
Нет, при запуске двигателя вас не оглушит рев мотора болида «Формулы-1» – наоборот, удивляет относительная тишина в салоне, будто и впрямь сидишь в обычной «трешке». Но ровно до тех пор, пока не нажмешь на газ. Мощный пинок, 4,1 секунды – и скорость уже перевалила за сотню, а темп разгона снижаться и не думает! Урезанная до минимума длина впускного тракта позволила избавиться от эффекта турбоямы, а коробка даже в автоматическом режиме позволяет регулировать скорость переключения передач. Выставил максимальный режим – и робот сжимает-разжимает диски сцепления с молниеносностью кобры, а волна ускорения не позволяет оторвать лопатки от спинки кресла. И кажется, что этот кайф может продолжаться вечно… Когда на прямой от M4 отстал 911‑й «Порше» (в 996‑м кузове), я точно понял, что управляю суперкаром. Пусть внешне он никак не смахивает на «Феррари» или «Лэмбо».
И дело ведь не только в ураганной динамике. Руль влево – руль вправо в предельных режимах, но, кажется, нет такой силы, которая заставит «эмку» сорвать колеса с траектории и отправиться в занос или скольжение! Чтобы активировать систему стабилизации, уже надо сильно постараться. А задать такой темп, чтобы не справилась и она, – это что-то из области фантастики.
ПИРАНЬЯ И БАРРАКУДА
И все же M3 и M4 разные не только внешне. Да, это, по сути, одна модель (вся разница – только в типе кузова), с идентичными двигателями, коробками и шасси. Но по ощущениям купе – чистый спорт. Пиранья, готовая проглотить соперников на ночных городских улицах и пустынных трассах. А седан – словно барракуда. Столь же быстрая, но степенная и где-то вальяжная. Если верить паспортным данным, обе машины идентичны в плане динамики и скорости. Однако по субъективным ощущениям M3 – возможно, за счет чуть большей массы – все же разгоняется не так лихо. Да и, если честно, не провоцирует на откровенно безбашенную езду.
Седан подкупает другим. Сюда, например, легко поставить детское кресло. И лица прохожих на парковке у торгового центра не начнут вытягиваться при виде владельца M3, вытаскивающего с заднего сиденья своей машины маленького ребенка. Представить подобное с той же M4 – получить полнейший сюр. Да, в купе сзади тоже спокойно разместятся два взрослых мужика среднего роста и крепкой комплекции, хотя пробраться туда им будет не ах как комфортно. Седан же подобной проблемы лишен напрочь. А марш-бросок за пару сотен километров в соседнюю область превратится в легкую прогулку – и пятая точка не заноет от жесткой подушки водительского кресла на пятом часу путешествия. При этом каждый обгон превращается в сказку – не успеет водитель впереди идущей фуры моргнуть левым поворотником, предупреждая об опасности, как ты уже вернулся на свою полосу впереди него. И человек за рулем встречной машины даже не снял ногу с педали газа…
Тут, правда, важно не смотреть на расход топлива, который в подобном режиме переваливает за 14 литров на «сотню». И это – за городом! Хотя стоит отказаться от постоянных вжиманий правой педали в пол, как показания бортового компьютера снижаются до 12 литров и меньше. Но… смысл покупать M3 за 3,5 миллиона рублей, чтобы экономить топливо и ехать в одном ритме со всеми?
При этом обе машины, несмотря на спортивный профиль и кажущуюся низкой посадку кузова, спокойно реагируют на ямы на асфальте. Даже не ремонтированные год (то есть пребывая в состоянии 20‑летних) дороги Калужской области не вынуждают снижать скорость ниже средней по потоку, а размытая трасса своими выбоинами не поставит вас в тупик. Щели и стыки на российских «направлениях» за рулем M3/M4 объезжаются с той же уверенностью, что и на хетчбэке гольф-класса. И это ли не главная радость от обладания подобным суперкаром? Когда при желании ты можешь «сделать» на трассе «Порше», но при этом не боишься сгонять к родителям на дачу.
А уж что выбрать – купе или седан… При наличии подходящей суммы решить несложно. Одно знайте наверняка – будет вашей пассажирке 20 лет или три года, она придет в неописуемый восторг. Девушки любят такие автомобили. Независимо от своего возраста.