Китайское шампанское
На предпоследнем этапе чемпионата мира по гонкам на выносливость «G-Drive» вновь была быстрее всех. Не будь дисквалификации на «Ле-Мане» и дождя на «Фудзи», из-за которого гонку отменили, ходить бы нам в лидерах давным-давно. Но и перед последним этапом в Бахрейне 30 ноября российская команда имеет шансы на победу.
КРУЧЕ «ФОРМУЛЫ»
На мой вкус гонки на выносливость (чемпионат FIA WEC) интереснее «Формулы-1». Здесь можно увидеть не только соревнования прототипов, но и серийных машин. «Феррари», «Астон Мартин», «Порше» – названия, сводящие с ума фаната автоспорта, но кто круче? В Шанхае в классе GT Pro победила любимая машина Джеймса Бонда – «Астон Мартин».
А еще здесь случаются чудеса. А как иначе назвать произошедшее с Марком Шульжицким, который в Шанхае пилотировал машину команды «Greaves Motorsport» в классе LMP2? Несколько лет назад он еще работал в спортивном магазине во Владивостоке, а в пятницу стал третьим в квалификации китайского этапа чемпионата FIA WEC! В 23 года из геймера, который часами резался в спортивные симуляторы, он превратился в профессионального гонщика благодаря программе Nissan GT Academy.
В отличие от «Формулы» здесь можно увидеть за рулем женщину: за французскую «OAK Racing» в Шанхае выступала японка Кейко Ихара. Вам все равно не хватает «Формулы»? Так в FIA WEC – целая россыпь бывших пилотов «королевских гонок»: Физикелла и Хайдфельд, Вурц и Макниш, Кобаяши и Буэми.
А традиция душа из шампанского на подиуме вообще родилась на главном этапе FIA WEC в Ле-Мане! В 1967 году Дэн Герни с высшей ступени подиума облил подарочным шампанским недоброжелателей, пророчивших ему провал. И вот уже почти полвека гонщики на подиуме самозабвенно поливают друг друга и зрителей шипучим напитком. Правда, мотив «полива» уже не месть, а радость.
РИСКОВАННАЯ ТАКТИКА
Шанхайский автодром – фартовый для нас. В 2010‑м Виталий Петров здесь впервые заявил о себе, как о пилоте мирового класса, набрав первые очки в «Формуле-1». В минувшую субботу российская команда «G-Drive Racing» с российским пилотом Романом Русиновым во главе, заправившись топливом нового поколения, должна была побеждать, чтобы сохранить реальные шансы на итоговый подиум чемпионата FIA WEC. Должна была побеждать и победила!
На заре проведения чемпионата мира по гонкам на выносливость (а он всего на три года младше «Формулы-1») на старт зачастую заявлялись одиночки, и бывали случаи, когда они засыпали за рулем. Сейчас команда состоит из трех или из двух человек.
В «G-Drive» помимо Русинова выступают австралиец Джон Мартин и британец Майк Конвей.
В гонке Мартин первым садится за руль и лидирует вплоть до пит-стопа. Еще до этого из-за технических проблем сходит машина команды «Pecom», которая шла второй в чемпионате. В боксы Мартин заезжает позже конкурентов. Когда это повторяется во второй раз, становится очевидна тактика нашей команды на гонку: сделать на один пит-стоп меньше соперников. Тактика рискованная, требующая точных расчетов, но оправданная. Ведь в WEC количество механиков, меняющих резину, ограничено двумя, и пит-стопы занимают полторы-две минуты.
«НО МАШИНА ЛЕТИТ…»
В конце второго часа гонки вся тактика едва не летит в тартарары: в нашу машину въезжает «Порше», раскалывая задний левый диффузор. Менять – долго. Отремонтировать так, чтобы держался, – рискованно. Но инженеры команды выбирают второй вариант.
Как расскажет после гонки Русинов, на каждом пит-стопе механики заклеивали диффузор скотчем. Получается, как в песне Утесова: «Бак пробит, хвост горит, но машина летит...» Мартина за рулем сменяет Конвей, того – Русинов, но «G-Drive», несмотря на «пробоину» поочередно со вторым экипажем «OAK Racing» лидирует в гонке. Когда французы заезжают на седьмой пит-стоп, притом что российская команда ограничивается шестью, исход гонки становится ясен: наша тактика сработала.
«Гонка в Шанхае стала решающей для российского экипажа, – делится руководитель проекта «G-Drive Racing», директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов. – Благодаря завоеванному первому месту команда имеет все шансы не просто достойно завершить сезон, а победить в чемпионате мира по гонкам на выносливость. Я рад, что топливо
G-Drive, которое тестируется в гоночной серии, постоянно демонстрирует свои улучшенные характеристики и помогает команде достигать отличных результатов».
На подиуме звучит российский гимн. Настоящий, а не авторства Глинки, который американцы поставили после нашей победы в Остине. Поднимается флаг России, а не Сербии, как на «Ле-Мане». Раз за разом, стиснув зубы, российская команда доказывает свое мастерство и убедительно движется к победе!
– Какое на вкус китайское шампанское? – выпытываю у Русинова, когда он довольный, с бутылкой в руке возвращается в боксы с подиума.
– Не знаю, – по-мальчишески улыбается Роман. – Я его и не попробовал: все на ребят вылил.
Пришлось отпить глоток за Романа. Оказалось: сладкое оно, китайское шампанское. Как и победа нашей команды.
ЛИКБЕЗ
ЧТО ТАКОЕ ГОНКИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ?
В чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA WEC – 8 этапов. Все, за исключением французского, – 6‑часовые. На флагманском этапе в Ле-Мане гонка длится сутки, зато призовые удваиваются. Система начисления очков, как в «Формуле-1»: 25 – за победу, 18 – за второе место, 15 – за третье и т. д. За победу в квалификации – 1 очко.
Команды-участницы разделены на четыре класса: LMP1 – старшие прототипы (самые мощные), LMP2 – младшие прототипы (менее мощные), GT1 – машины на базе серийных, с серьезными доработками, GT2 – серийные машины с минимальными доработками.
ГОНЩИК КОМАНДЫ «G-DRIVE» РОМАН РУСИНОВ:
СКОТЧЕМ КЛЕИЛИ МАШИНУ…
Роман Русинов совладал не только с непростой ситуацией в гонке, но и вышел почти сухим из-под душа из шампанского.
– А как все сложно начиналось, – улыбается Русинов после гонки, – были проблемы с коробкой передач. Даже выиграв квалификацию, не были уверены, что конкурентоспособны на сто процентов. В настройках машины на гонку нам надо было найти компромисс между скоростью и зацепом резины в быстрых поворотах. Приоритет был отдан быстрым поворотам.
– В гонке вы решили сделать на один пит-стоп меньше остальных.
– Да, при этом старались экономить топливо и беречь резину. Резина здесь очень быстро убивается.
– Откуда вы знали, сколько пит-стопов сделают соперники?
– Это было понятно по времени на круге, которое показывали конкуренты: оно было очень хорошим по сравнению с квалификацией. Топливо и резину они не так берегли.
– Соперники могли поменять свою тактику?
– Могли, но не стали. А за нашу удачную тактику надо благодарить нашего гоночного инженера, который смог точно проанализировать ситуацию и просчитать все до секунды, метра, литра. Потому что, если бы мы проехали на круг больше, то не доехали бы до пит-стопа. Плюс хотел бы отметить отличную работу наших механиков на пит-стопах, да и всей команды.
– Насколько серьезным было столкновение с «Порше»?
– Столкновение было небольшое, но нам повредили диффузор, заднее антикрыло, капот. На каждом пит-стопе механики по 20–30 секунд тратили на то, чтобы заклеить диффузор.
– После победы в Шанхае есть шансы на итоговую победу?
– Мы по-прежнему в игре в борьбе за чемпионский титул. Бахрейн – сложная трасса, там все может случиться, как случилось в Шанхае с «Pecom». И мы, возможно, подадим апелляцию на решение о нашей дисквалификации на «24 часах Ле-Мана».
СТАТИСТИКА
Чемпионат мира по гонкам на выносливость
«Шесть часов Шанхая»
LMP2. 1. G-Drive Racing (Россия) – 6:01.41,831. 2. OAK Racing-2 (Франция) +34,240. 3. OAK Racing-1 (Франция) + 1.08,789.
Положение в чемпионате мира: 1. OAK Racing-1 (Франция) – 129,5 очков. 2. OAK Racing-2 (Франция) – 116,5. 3. Pecom Racing (Аргентина) – 109. 4. G-Drive Racing (Россия) – 107.