Авторалли. Молодежь дает бой...
Ярослав Андреев
27-30 сентября в окрестностях Новороссийска взревели моторы
современных раллийных автомобилей – «митсубиси», «субару» и «фордов». На
берегах Цемесской бухты прошел финал чемпионата России по ралли. Он должен был
назвать имена призеров и победителей сезона 2012 – ралли «Россия 2012».
НОВЫЕ ГЕРОИ
НОВОРОССИЙСКА
Новороссийск претендует на право принять у себя этап
второго, самого престижного после Формулы-1, автомобильного соревнования -
этапа чемпионата мира по ралли. Фактически, участникам ралли «Россия 2012»
приходилось соревноваться на такой же по сложности трассе, как, например, на
этапе чемпионата мира в Греции, только чуть короче.
Гонка проходила в трехдневном формате.
Перед финальным этапом чемпионата России по ралли шансы на победу
в абсолютном зачете сохраняло сразу несколько участников. Основными фаворитами
были молодые гонщики Василий Грязин и Никита Филиппов. Высокие шансы были также
у известного российского гонщика Геннадия Брославского и пятикратного чемпиона
России по ралли Сергея Успенского. Пилотам предстояло пройти
Лидировал в чемпионате к тому моменту самый юный пилот – 18-летний дебютант Василий Грязин (на фото). На этой гонке на молодом гонщике лежала двойная ответственность: его экипаж выходил в цветах нового спонсора - «Лаборатории Касперского», логотипы которого раньше можно было увидеть только на машинах команды «Феррари» в «Формуле-1».
Василий Грязин - 19-летний студент МАТИ, пилот Kaspersky Motorsport
МОЛОДЫЕ, НО НЕ ЗЕЛЕНЫЕ
В первый день гонки пилотов ожидал короткий спецучасток,
очень закрученный и техничный. Молодежь
активно включилась в гонку с первых же метров. Но за несколько сот метров до
финиша в машине Никиты Филиппова сломался кронштейн крепления педали газа.
Пилот и штурман толкают машину до самого финиша, теряя драгоценные 44 секунды.
Теперь их экипажу всю оставшуюся гонку придется только атаковать, чтобы
сохранить шансы на титул. И победа первого дня осталась за Василием Грязиным.
В последующие два дня экипажам предстояло пройти еще 12
полноценных «допов». Как отмечали гонщики после ознакомления с трассой - третий
день ожидался самым сложным.
Второй день, разделенный на несколько спецучастков, начался
с побед Геннадия Брославского. Он даже смог выйти в лидеры общего зачета ралли,
опередив Василия Грязина. Но уже на следующем участке опытный пилот слишком
быстро зашел в поворот. Его автомобиль перевернулся. Брославский смог
продолжить гонку и даже его отставание в 25 секунд не выглядело катастрофой. Но
способен ли он дотянуть до сервис-парка? И вот печальная новость - после финиша
спецучастка пилот сходит с дистанции из-за поломок в машине. Геннадий теряет
шансы на титул чемпиона, а победу на спецучастке вновь одерживает Грязин,
вернувший себе первую позицию в общем зачете. Его основной конкурент Никита
Филиппов к этому времени шел лишь седьмым.
ПРОБИТЫЕ КОЛЕСА И БОЛЬШОЕ ТЕРПЕНИЕ
Интрига обострилась во второй половине дня, когда машины
вышли из сервис-парка. В самом начале
послеобеденной гонки у лидирующего в гонке пилота команды «Касперский
Моторспорт» пробивает покрышку переднего колеса. Экипаж перед сложным выбором.
Либо остановиться и сменить колесо, потеряв, возможно необратимо, время. Либо
«на честном слове и трех колесах» продолжать движение, понимая, что так ехать
слишком опасно. Ведь здесь и на четырех колесах можно попасть в тяжелую аварию.
Грязин продолжает гонку, при этом машина мчит по трассе, пролетая дорожные ямы,
словно аппарат на воздушной подушке. Перед стартом следующего спецучастка
колесо сменили. Но неприятности на этом не закончились. Внезапно прерывается
связь в рабочем переговорном устройстве, с помощью которого пилот и штурман
слышат друг друга. Василий остается без надежных подсказок штурмана. Пилот
вынужден ехать «на глаз».
На завершающем спецучастке дня Грязин смог отыграть у
соперников несколько секунд. Но в итоге - отставание от лидера более полутора
минут и серьезное «падение» вниз в зачете гонки. Филиппов же вышел на четвертое
место. На третьем уже шел еще один претендент на титул - Сергей Успенский.
Это означало, что на следующий – третий день гонки - Василию придется атаковать, чтобы вернуться в борьбу за чемпионство.
«Срезки» поворотов - улучшаяют время, но высок риск порезать колеса
САМЫЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ФИНАЛ
Утро нового дня началось ярко. Никто не ожидал от самого
молодого пилота чемпионата такой быстрой езды. Все три утренних «допа»
завершились яркой победой Грязина. К дневному сервису уже казалось, что все
проблемы позади. Зрители и журналисты уже предвкушали сенсацию. Экипаж Грязина
вышел на четвертое место, дыша в спину Никите Филиппову – а это и означало
необходимый результат для победы.
Но, тут слово взяли судьи: Филиппов поздно покинул
сервис-парк и получил 30-секундный штраф. Это вывело Василия Грязина на третье
место, впереди из прямых конкурентов только Сергей Успенский и лидирующий в гонке Григорий
Трегубов. Такая расстановка сил обеспечивала чемпионство идущему третьим
Грязину. Однако до финиша оставалось еще три спецучастка на трассе, где каждый
метр может перевернуть ход гонки с ног на голову. И если неприятность может
произойти – она случается.
Последний спецучасток гонки дарит самый непредсказуемый
финал за всю историю российского ралли. Снова пробивает колесо на машине
Грязина. Экипаж финиширует, и, кажется, потери еще не так велики и сохраняются
шансы. Но Его Величество Случай расставляет все на свои места… Технические
проблемы у лидирующего Трегубова - автомобиль начинает замедляться, в лидеры
выходит Успенский. Филиппов второй, но запас времени у бывшего лидера гонки
слишком велик. Грязин не успевает его опередить - не хватает как раз тех
секунд, которые были потеряны из-за последнего прокола.
Лидером чемпионата при таком раскладе становится Успенский,
но гонка не закончена - машины должны добраться до сервис-парка в определенное
время, каждая минута опоздания влечет за собой 10 секунд штрафа. А у автомобиля
Трегубова проблемы - пробит радиатор, машина вот-вот остановится, и если он не
доедет до сервиса - чемпионом России станет Василий Грязин!
Но чуда не произошло. Григорий Трегубов опаздывает всего на одну минуту, так неудачно для Грязина «вклиниваясь» между ним и Филипповым. И вот уже шестой титул раллийного чемпиона достается Сергею Успенскому. Этот многоопытный ветеран провел всю гонку без единой ошибки.
Чемпионом России 2012 становится Сергей Успенский, а серебро и бронза достается молодым и, как показал сезон, очень перспективным пилотам – Никите Филиппову и Василию Грязину.
Таким образом в 2013-м году на Европейских трассах мы будем наблюдать двух талантливых и быстрых россиян, которые, наверняка сделают выводы из столь обидного поражения. И смогут избежать ошибок в будущем, став настоящими звездами мирового ралли.
Super 2000 - не зря называют «самолетом» - над трассой машина буквально летит
НАШЕ ДОСЬЕ
Вся трасса ралли состоит из набора «специальных» или «дополнительных» участков (СУ или «допов»). Экипажи должны преодолеть их за минимальное время. По этим отрезкам ралли движется в обычном дорожном режиме - с соблюдением всех правил и по маршруту, заданному правилами соревнований, с соблюдением контроля времени. Нарушил - получи штрафное время. Сервис и заправки - только в строго установленных зонах и в определенное время. Экипаж состоит из пилота и штурмана. Штурман во время гонки зачитывает стенограмму – краткую схему-описание движения автомобиля. Ее экипаж составляет заранее. В отличие от кольцевых гонок и «Формулы-1» в ралли пилоты едут не «на память» или «по взгляду», а руководствуясь именно стенограммой. Она, как радар для самолета, показывает – что впереди. Заходя в поворот, гонщик заранее знает, что его ожидает за ним.