Безумные сутки Ле-Мана. Наш корреспондент посетил легендарную гонку
ПОВОРОТ ПОД ШАШЛЫЧНЫЙ ДЫМОК
Впервые в жизни поднимаюсь на легендарную трибуну Ле-Мана, которая вмещает около трехсот тысяч человек. Путь на самый наверх – сто шагов, чем выше, тем сильнее закладывает уши. Жаль, не предупредили, что нужно обязательно взять с собой наушники, визг 56 моторов заставляет обхватить голову руками. Глядя на мои мучения, Джордж, фанат Ле-Мана с тридцатилетним стажем, родом из Ливерпуля, понимающе улыбается. Он тут же лезет в сумку и протягивает мне беруши. С ними чуть полегче…
…Бац, и через мгновение в крутой поворот не вписывается «Феррари», в последний момент это с ужасом понимает пилот из «Тойоты», но уйти от столкновения не может. Удар страшной силы, и «Тойота», словно оттолкнувшись от невидимого батута, подлетает на десять метров ввысь. Вздох трибун на мгновение заглушает даже адский рев трассы. Соотечественник моего соседа Джорджа, пилот Энтони Дэвидсон, выбирается из машины сам и отгоняет медиков, пока окончательно не убеждается, что его железная подруга «умерла». Чуть позже выясняется, что у самого Дэвидсона перелом двух позвонков…
Снимите шляпы, господа, перед великой гонкой за жизнь! Правила ее просты, твоя команда должна за 24 часа намотать кругов больше, чем это сделает соперник. В отряде русского Русинова еще два французских пилота, каждый имеет право вести автомобиль не больше трех часов. А ведь раньше гонщики сами решали, как долго им рулить, и нередко, переоценив силы, засыпали за рулем навсегда.
Так, в 1952 году Пьера Левега сморил сон после 22 часов (!) гонки. Тогда Пьер выжил, но в 1955‑м на машине Mercedes 300 SLR на полном ходу врезался в трибуну возле пит-лейна после контакта с Austin-Healey и разбился вдребезги – двигатель и другие детали полетели прямо в болельщиков. Погибли 82 (!) зрителя и сам Левeг.
– Это не трасса – это сплошной экстрим, – торопливо рассказывает мне Роман Русинов в боксе, там, куда никогда не пускают журналистов, но Nissan, G-Drive by Signature сделал исключение для «Советского спорта». – Глянь на стекло машины – черно от копоти. Откуда копоть? Когда на скорости заходишь в поворот, видимость заслоняет дым… от шашлыка. Зрителей во время гонки в два раза больше, чем жителей в Ле-Мане (население 148 000), люди живут в палатках в метре от трассы, здесь же готовят тонны мяса...
БОРОДАТАЯ ДЕВОЧКА ЭЛЛИ
Из боксов иду за трибуны на запах шашлыка. А за трибунами – бразильский карнавал.
Вот оранжевая голландская волна с песнями и плясками окунает меня в свою апельсиновую волну, вливая в меня залпом кружку пива.
– Мы болеем за «Ауди» (команда в итоге уверенно заняла первое место), – кричит мне в ухо толстяк Руд, который уверяет, что это его 25‑й выезд на Ле-Ман. – Если не выиграем, то разнесем этот город ко всем чертям, – так хищно скалится Руд, что трудно не поверить.
Чуть поодаль от голландцев английские чудики, нарядившись в костюмы обезьян, сводят окружающих с ума дикими криками.
– Есть такая традиция – наряжаться в макак и болеть за «Тойоту», – говорит Гарри – самая дружелюбная человекообразная обезьяна на Ле-Мане. – Этот наряд у меня уже девять лет, и он фартовый.
Немцы – не макаки, они в костюмах героев книги «Волшебник страны Оз». Мимо пробегает бородатая девочка Элли, прет буром на меня Железный Дровосек, Храбрый Лев и позеленевшая от злости Бастинда норовят укусить репортера из России.
– Только БМВ, только БМВ, – басом грохочет толстушка Элли, которую на самом деле зовут Андреас. – Каждый год мы выбираем для себя новых сказочных персонажей. Ждем Ле-Ман целый год, как Рождество, и отрываемся здесь по полной.
Наперерез Элли летят французские гвардейцы с тележкой наперевес. Тележка – холодильник с ледяным пивом. В самый раз к шашлычку по-ле-мански…
Дополняют сумасшедший калейдоскоп Ле-Мана снующие туда-сюда любительские автогоночные машины, на которых приезжают фанаты. Оранжевый «Феррари», розовый «Ламборджини», зеленый «Порше» гоняют по улицам городка...
ДУШ ИЗ ШАМПАНСКОГО – ТРАДИЦИЯ ЛЕ-МАНА
…Экипаж Русинова остановился в шаге от подиума. Эх, не видать пока Роману душа из шампанского. А ведь мало кто знает, что традиция обливать победителей, теперь уже почти во всех видах спорта, пошла именно с гонки Ле-Мана.
В 1967 пилот Дэн Герни выиграл «Ле-Ман» за рулем нового Ford GT40. Когда он получил на подиуме бутылку шампанского, то увидел внизу главного администратора «Форда» Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби и их жен, а также нескольких журналистов, которые ранее предсказали его провал в Ле-Мане. Герни встряхнул бутылку и облил всех тех, кто в него не верил…
– За четыре часа до финиша мы шли вторыми, – поделился впечатлениями Русинов. – Но из-за взрыва колеса в начале моей третьей смены, к сожалению, концовка гонки получилась для нас другой.
Уверен, в следующем году мы будем в шампанском.
СТАТИСТИКА
«24 часа Ле-Мана». Трасса «Сартэ». Абсолютный зачет. 1. Фасслер/Лоттерер/Трелуйе (Швейцария/Германия/Франция, Audi R18 e-tron quattro, Audi Sport Team Joest) – 378 кругов. 2. Макниш/Кристенсен/Капелло (Великобритания/Дания/Италия, Audi R18 e-tron quattro, Audi Sport Team Joest) – отставание 1 круг. 3. Рокенфеллер/Джарвис/Бонаноми (Германия/Великобритания/Италия, Audi R18 ultra, Audi Sport North America) – 3 круга... 10. (4‑е место в классе LMP2). Русинов/Панчатичи/Раг (Россия/Франция/Франция, ORECA 03 Nissan, G-Drive by Signature) – 28 кругов.
ИЗ РЕГЛАМЕНТА
«24 часа Ле-Мана» – знаменитая гонка на выносливость, проходящая ежегодно недалеко от французского города Ле-Ман. Первые соревнования состоялась 26–27 мая 1923 года, в дальнейшем соревнования проходили в июне. Гонка не проводилась в 1936‑м (из-за всеобщей забастовки) и в 1940–1948 годах (из-за Второй мировой войны).
Соревнования проходят на трассе Сарте, длина которой в настоящее время составляет 13 650 м (8,482 мили). Большая часть дистанции проложена по обычным дорогам, в остальное время года используемым для передвижения транспорта. В шоу участвует 56 машин, стартующих одновременно. Победителем объявляется экипаж, машина которого прошла за 24 часа наибольшее расстояние.