Семь корон «Царя Владимира». Слагаемые успеха семикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина

В Набережных Челнах по возвращении из Южной Америки Владимир Чагин переоделся в цивильное. И вырвать хотя бы час из рабочего графика директора предприятия «КАМАЗ-автоспорт» казалось делом немыслимым. Но ближе к вечеру Чагин ослабил галстук.
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. АВТОРАЛЛИ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

В Набережных Челнах по возвращении из Южной Америки Владимир Чагин переоделся в цивильное. И вырвать хотя бы час из рабочего графика директора предприятия «КАМАЗ-автоспорт» казалось делом немыслимым. Но ближе к вечеру Чагин ослабил галстук.

– А пойдем-ка в нашу столовую, – предложил Чагин. – Там больше шансов спокойно поговорить. Мы на мини-заводе спортивных автомобилей начали подготовку к новому «Дакару». В отпуск? Не был года четыре. Выходной? Только в воскресенье.

Во время нашей беседы Чагина постоянно отвлекали звонки...

Телефонные ответы директора Чагина (интонация ровная). Руководителю «КАМАЗ-Мастера» Якубову (начальнику): «Да, Семен Семеныч! У нас еще 607-й на ходу был. К 1 февраля, вы сказали? Можно и первого утром отправить? Да, готовим машину».

Пилоту Ильгизару Мардееву (подчиненному): «Мотор закончили? На какой машине у нас мотор-то кердыкнул? Ладно, Ильгизар, освобожусь – вместе сядем, распределим награды на всех. Чем быстрее, тем лучше».

Общались в паузах между звонками.

КОРОНА 1. СЛУЖБА В «КАМАЗ-МАСТЕРЕ»

— Где та метла, с которой вы пришли в команду 18-летним юнцом?

– Метлы той нет, но храню руль от «КамАЗа» с первого своего «Дакара». К нам всегда сложно было в команду попасть. Я пришел – мальчишка с улицы. Мне сказали: «Пока ходи подметай, там посмотрим». Я подмел не хуже профессиональной уборщицы. Дали работу сложнее – сделал ее на пятерку. Добился, приняли в команду. Если чураться черновой работы, обижаться и делать ее плохо – не будет роста.

— В 18 лет обычно забирают в армию…

— В 1988 году мечтал служить в Афганистане. Хотел, где сложно, где боевые действия. Но на первых соревнованиях мы успешно выступили – и военком сказал, что больше нужен здесь, и дал отсрочку на год. А потом наш ограниченный контингент из Афгана вывели. И служба в армии у меня прошла в «КАМАЗ-Мастере». Мне досадно, что в армию не сходил. Я и жене говорю, что наш младший сын Игорь (11 лет) обязательно должен служить. Не понимаю тех, кто от армии сачкует. Не по-мужски. У меня два сына, старший, Вадим (21 год), не служил из-за проблем со зрением.

ПУТЬ К ТРОНУ МИРОВОГО АВТОСПОРТА (В КЛАССЕ ГРУЗОВИКИ) БУДУЩИЙ «ЦАРЬ ВЛАДИМИР» НАЧАЛ В ШЕСТЬ ЛЕТ НА МОПЕДЕ… ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
 

КОРОНА 2. ШКОЛА И ХОККЕЙ

— Знающие люди мне сказали, что вы пунктуальны, как немец. Откуда это качество в русском человеке?

— Чтобы лучше остальных делать любую работу, нужно знать ее досконально. Спасибо родителям, отцу, за мое воспитание. Он привил любовь к технике, первый раз посадил за руль автомобиля в шесть лет, завлек. Хотя был период, я пять лет жил одним хоккеем.

В 80-е я знал всю историю советского хоккея, всех игроков того времени и предыдущих поколений. На уроках рисовал хоккейные комбинации. Бабушка-техничка руку не успеет убрать с кнопки школьного звонка – меня в школе нет. Забегал домой, портфель в угол и бегом на хоккейную коробку: снег чистить, лед заливать, потом тренировка до позднего вечера. Наша команда всегда в призах была в городской «Золотой шайбе». Я – левый защитник, но забивать мне нравилось. Недавно вышел на лед с ровесниками в ночной хоккейной лиге, а мышцы-то помнят…

— А что голова помнит из школьной программы?

— Учился на четыре, иногда и на пять, тройки проскакивали. Любил писать сочинения…

— Могу предложить тему для сочинения: Владимир Чагин, как Павка Корчагин…

— Про себя не пишу. Но люблю излагать мысли на бумаге. Минимум текста – максимум смысла, слово к слову чтоб подходило. Правила не учил, но правильно знаки препинания расставлял даже в записках, которыми в классе перекидывались. Хулиганил, но в меру. Общественная нагрузка? Классный руководитель поняла, меня не удержать после уроков – и стал я ответственным за столовую. Я и в нашей команде ответственный за питание.

1988 ГОД. СТАРТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ЕЛЕНЫ И ВЛАДИМИРА ЧАГИНЫХ. ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
 

КОРОНА 3. РЕМЕНЬ, ОТЦЫ И ДЕТИ…

— Мой отец строил «КамАЗ»– работал в управлении оборудования начальником отдела. Поставка оборудования для школ, детсадов, больниц через него шла. Мама работала там же, она умерла в 2002 году. С отцом мы редко видимся. Ему 72 года, он обижается на меня, и я жалею очень, что мало времени ему уделяю…

— Вас драли в детстве ремнем?

— Если заслуживал. Отец строго, но справедливо со мной обходился. Он не курил. И я не курю. В моей семье дисциплина строжайшая. Старший Вадим сам очень требовательно к себе относится. Младший Игорь растет в семейных традициях.

— Вы тоже хватаетесь за ремень, когда не хватает аргументов в разговоре с сыновьями?

— Можно ремнем погрозить, когда дети маленькие, сейчас достаточно слов. Если в 11 лет доходит до ремня, значит, многое в воспитании было упущено в раннем возрасте. Основная забота о детях легла на мою жену. Но, может быть, дело, которым занимается отец, послужит примером сыновьям? На мой взгляд, даже редкие часы общения с отцом могут оказывать на ребенка большее влияние.

— Вы привили любовь к музыке старшему сыну?

— Мне медведь на ухо наступил. Но я с огромным уважением отношусь к его увлечению. У Вадима великолепный слух – он учится в музучилище. Песни пишет, роком увлекается, поет классику. Младший Игорь еще не умел ходить, а уже ездил на электрической машинке. С трех лет – на картинге, в четыре освоил квадроцикл, в пять – снегоход. Выезжая на природу, мы назначаем Игоря старшим в компании разновозрастных ребятишек. Он всех катает на квадроцикле, скорость не нарушает. Талант к технике у Игоря есть, но я не буду влиять на его жизненный выбор.

КОРОНА 4. СЕКРЕТ КАМИКАДЗЕ

— Вы ратуете за аккуратность на дорогах, но ваш стиль вождения соперники сравнивают с полетом камикадзе.

— Стараюсь ехать в максимально быстром темпе. Двухнедельные ралли-марафоны состоят из длинных спецучастков – один этап от 300 до 600 км. Вы попробуйте в течение 10 часов у компьютера просто «мышку» погонять или в тренажерном зале упражняться на одном снаряде. За рулем на скорости 130–150 километров ни на мгновение нельзя отрывать взгляд от дороги. Стабильно держать темп сложно, приходит усталость. Мой секрет в том, что я за рулем стараюсь держать темп без скоростных провалов. Чувствую: подустал, темп падает. Ну, думаю, значит, и соперники начнут сбрасывать скорость. Т-а-а-к, а я, ребята, себе такой слабины не позволю.

КОРОНА 5. ТАКТИКА ПОБЕДИТЕЛЯ

— Слышал, что на «Дакаре» вы морально давите соперников с первых метров гонки.

— Уверенность в себе – первое условие для больших дел. Перед стартом машины у всех сверкают, бренды кругом серьезные. Понятно, что серийные грузовики «МAН», «Мерседес», «Ивеко» в чем-то превосходят наш серийный «КамАЗ»… Боязно: вряд ли получится в этом году победить… Наша задача – показать, что российский грузовик не хуже. Нельзя в горячке допускать ошибки на старте, там чаще всего случаются сходы машин. В гонку нужно грамотно вкатиться, почувствовать автомобиль, возможности соперников и... наступать.

Моя тактика: с первого метра гонки на 12 000 километров ехать быстро и ровно. Сразу занять первую позицию, чтоб остальные почуяли нутром: первое место уже занято. И с каждым километром наращивать преимущество. Опасно, когда завязывается равная борьба на этапах, а соперник живет верой: могу победить.

БОЕВОЙ «КАМАЗ» ЧАГИНА В ПЕСКАХ «ДАКАРА» – 2011. ФОТО АП
 

КОРОНА 6. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭКИПАЖ

— Говорят, что психологическая совместимость в экипаже между пилотом, штурманом и механиком – первое дело в достижении результата…

— Если в экипаже нервозная обстановка, победы не будет. Сам стараюсь не нервничать во время гонки, чтоб не провоцировать навигационные ошибки у штурмана. И механик может ошибиться – недосмотреть за приборами. Каждое слово в переговорное устройство – только со спокойной интонацией, дикция четкая. Слова обдуманные и только о гонке. Случилась ошибка – реагируй спокойно, иначе сломаешь рабочий настрой экипажа. У нас паникеров нет. Факт ошибки констатируем спокойно: давайте решать, что делать. И сразу кто-то из троих дает свое предложение. Такой настрой был всегда в нашем классическом экипаже Чагин – Якубов – Савостин. Большую часть славы получает пилот, а штурманы и механики часто остаются в тени – это несправедливо. Я семь лет на «Дакар» ездил механиком – знаю, как важна эта работа.

— Как на «Дакаре»-2011 удалось сбить пламя на вашей машине?

— В Южной Америке в январе днем температура около 50 градусов по Цельсию. Экипажам тяжело, машинам – особенно. Перегрев двигателей, тормозов, особенно на горных участках. На одном из этапов на нашей машине на скорости 130 км/ч взорвалось заднее правое колесо. Хлопок – будто снаряд угодил. Машину стало бросать вправо-влево. Хорошо, не перевернулись. Вылезли из кабины, покрышки нет – одни расплавленные куски резины. Разлетелось все – крыло, боковая обшивка кузова, до диска невозможно дотронуться, еле гайки открутили. Начали колесо менять, и в это время остатки шины запылали… Вытащили из машины два двухлитровых огнетушителя – не помогает. А пламя жарит, на ремень ограничения хода подвески огонь перекинулся. Хорошо, местные вовремя с ведрами прибежали. Аргентинцы народ гостеприимный. Три ведра воды – и все потухло.

— Часто вспоминаете аварию на «Дакаре» в 2007 году?

— Та гонка для нас началась хорошо, наш экипаж лидировал. Неожиданно в облаке пыли возникла куча камней – высотой больше двух метров. Пять переворотов через кабину – и конец гонке. Савостин повредил позвоночник, мы с Семеном Якубовым все в синяках от ушибов. Восстанавливались в спортзале по системе Сергея Михайловича Бубновского. Он всех наших камазовцев с больничной койки поднимал после травм – Сергея Решетникова, Фирдауса Кабирова, Ильгизара Мардеева.

КОРОНА 7. ФЛАГ РОССИИ

– Я занимаюсь любимым делом. Таким, какой я есть, меня сделала команда. С 19 лет я в «Дакаре». Высшее счастье, когда на финише марафона я поднимаю флаг своей страны. Надо побеждать. Нельзя огорчить наших болельщиков. Они столько добрых писем нам присылают…

Бюджет у «КАМАЗ-Мастера» далеко не самый высокий среди конкурентов. Мы не выезжаем на тренировочные сборы в горы. Для победы нужны деньги: на современное оборудование, на покупку дорогих пилотов. Рад, что в нашей команде нет «легионеров». Все пилоты, штурманы, механики – россияне. Но и нашему мини-заводу необходимо техническое переоснащение. Если финансирование останется на прежнем уровне, через год-два мы начнем отставать от конкурентов. Впрочем, мы рады, что даже во время кризиса никто из постоянных финансовых партнеров не бросил команду.

— Сколько вы для себя отмерили новых «Дакаров»?

— А вот об этом говорить не буду...

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

После интервью Чагин подарил мне свою главную «корону» – небесного цвета бейсболку «КАМАЗ-Мастер» с личным автографом на козырьке. Пусть висит на видном месте в моем рабочем кабинете как символ победы человеческого духа над обстоятельствами. Такую не примеришь. Мне рассказали в Челнах: когда врачи не смогли вернуть зрение старшему сыну Чагина, Владимир помог ему найти себя в музыке… И сам, преодолевая травмы, пилот продолжает «дубасить» по трассам «Дакара». «Корона» Чагина, простенько скроенная на вид...

ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

ДОПИНГ ЧАГИНА

В Челнах Владимир Чагин, как обещал, угостил вашего корреспондента салом, которое с любовью поставляет из Ростова большой друг команды Юрий Шашлюк. Результат испытания: сало соленое, с тремя мясными прожилками, тает во рту. Вот строки из «Оды салу» на столике раздачи в столовой российской команды:

«Повидали мы немало: страны, веси, города,

Но такого, братцы, сала, не едали никогда.

Это разинское сало, что когда-то снилось вам,

По дороге к пьедесталу сохраняет силы нам».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Владимир ЧАГИН

Родился 5 января 1970 г. в г. Нытва (Ныне Пермский край)

Заслуженный мастер спорта. Семикратный победитель ралли-марафона «Париж – Дакар»: 2000, 2002, 2003, 2004, 2006, 2010, 2011.

Награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Мужества, Почета, Дружбы, «Знак Почета». Лауреат Государственной премии за разработку и реализацию дизайн-системы «КАМАЗ-мастер». Почетный гражданин г. Набережные Челны.

Образование высшее. Женат. Воспитывает двоих сыновей

Благодарим банк ВТБ за помощь в организации командировки нашего спецкора в Набережные Челны

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

«ВОЛОДЯ НЕ ЛЮБИТ ВЯКАТЬ»

Елена ЧАГИНА, жена семикратного чемпиона «Дакара»:

– Познакомились мы с Володей в1988 году в КАМПИ (Камский политехнический институт). Вместе учились на первом курсе автомеханического факультета. Именно тогда он пришел в команду «КАМАЗ-Мастер». Сначала аккуратно подсаживался ко мне за парту. А через год мы поженились. Четыре года жили у родителей мужа. Потом получили двушку. Когда нам было по 23 года, считали себя богачами: сын старший родился, своя квартира, вазовская «семерка».

В мае 2010 года переехали в этот трехэтажный таунхаус (кухня, гостиная, три спальни). Сами строили несколько лет. Я детьми занимаюсь, жду Володю с работы. С «Дакара» он часто не звонит, но в день отдыха наберет мой номер обязательно. И на финише гонки. Новый год и день своего рождения (5 января) Володя встречает на «Дакаре». Нынче я первой его поздравила по телефону в 00.01 по московскому времени. А уже дома, 20 января, отметили два праздника. И новую победу.

– Владимир сдержанный человек?

— Да. Откроется в разговоре на секунду — глаза начинают светиться. И снова уходит в себя. Мол, чего это я вдруг откровенничаю. Он поступками дает понять, что любит. И никогда не будет кричать: «Ура-ура, поздравь меня, мы победили!». Володя не любит вякать: ой, там болит... От насморка капли иной раз попросит. После травмы 2007 года долго с костылями ходил, потом с палочкой.

– Сетуете на судьбу – муж вечно на работе, ведь мог бы уже почивать на лаврах в столицах?

— Страницы нашей жизни — от «Дакара» до «Дакара». Выбрала такого мужа, который пропадает на работе, – значит, терпи. Из Челнов он никуда не переедет, здесь его команда. Если только Якубов не примет такое решение. Мне кажется, Якубов для Володи – единственный человек, к чьему совету он обязательно прислушается. Они с полувзгляда друг друга понимают, столько лет в одном экипаже проехали.

— Любимые домашние блюда Владимира?

— Пельмени, котлеты домашние, щи, борщи.

— Ваш муж – настоящий герой России…

— Для меня он — настоящий мужчина, единственный в мире. Так выигрывать могут только настоящие мужики.

— Вы были на «Дакаре»?

— Нет. Я дома храню семь его золотых бедуинов.

«ЧАГИН – ГОРДЫЙ»

Ольга ЯКУБОВА, жена и соратница создателя «КАМАЗ-Мастера» Семена Якубова:

– С Володей я познакомилась в 1990-м на финише первого нашего «Дакара». Тогда все три «КамАЗа» сошли. Я прилетела в Сенегал ребят поддержать морально. А поседевший после гонки муж мне радостно сообщает:

— Мы новую машину сделаем — и победим.

Володя 21 год назад – худенький, белокожий, высокий, светлые глаза. Неподвижный, очень внимательный и сосредоточенный. Все обратили внимание на его пунктуальность. Муж мне рассказывал: Владимир завоевал авторитет в команде у старших…

Он предусмотрителен. Позже я узнала: Чагин в шестилетнем возрасте, чтобы свой первый мопед на балкон затащить и обратно на улицу, стелил на пол газетки от дверей до балкона, чтоб дома – чистенько.

— Владимир тщеславен?

— Володя — гордый человек. Для него позор, если Семен Семенович вынужден дважды говорить на одну и ту же тему.

— В чем, на ваш женский взгляд, уникальность Чагина?

— Посмотрите на его руки. У него идеальная рука слесаря, человека, который делает машину. И при этом ноготочки аккуратно подстрижены. Картина – шедевр, как Вова держит руль.