Неровности «Шелкового пути». Автомарафон финишировал в Сочи, куда добрались не все

Взяв старт 11 сентября в Санкт-Петербурге, уникальное ралли финишировало 18 сентября в Сочи. Позади 4711 км дорог. Из них 2014 км – спецучастки, 8 этапов. Гонщики пересекли три климатические зоны. До финиша добрались не все. Из 59 машин каравана участник
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. РАЛЛИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ-2010»
СЕРИЯ «ДАКАР». САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СОЧИ

Взяв старт 11 сентября в Санкт-Петербурге, уникальное ралли финишировало 18 сентября в Сочи. Позади 4711 км дорог. Из них 2014 км – спецучастки, 8 этапов. Гонщики пересекли три климатические зоны. До финиша добрались не все. Из 59 машин каравана участников (43 автомобиля и 16 грузовиков) на финише недосчитались 17 (14 внедорожников, 3 грузовиков).

«В СЛУЧАЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ»

Командировку на ралли-рейд «Шелковый путь» мне презентовали как праздник души, сердца, синекуру для журналистов, где во время автопробега кормят деликатесами, попутно пичкая информацией о ходе гонки. С шикарной культурной программой. Лишь ночлег в палатках таил в себе некоторые неудобства, да и то романтического толка… Но разве это неудобства, когда ты экипирован в теплую куртку, а главный патрон ралли – премьер-министр нашей страны?

Перед стартом напрягла лишь бумажка, которую надо было подписать непременно. «Я – нижеподписавшийся, отправляясь в «Шелковый путь», снимаю всю ответственность с организаторов ралли в случае несчастного случая». Волнительная бумажка. Бог с ней, с тавтологией: «в случае несчастного случая». Но ранее мне таких бумаг на подпись никто не подсовывал. Понятно, когда подобную бумагу подмахивает отважный гонщик… Ладно, черт с вами, подпишу и я, проверю, что может угрожать человеку с блокнотом и фотокамерой на «Шелковом пути»…

Раз ответственность за тебя никто не несет, попробую выжить.

ВЫСЧИТЫВАЯ РИСКИ

Вероятность отравления отпала сразу. Оду кулинарному искусству на семи биваках гонки я пел всю неделю: шашлык из баранины, уха из осетрины, плов. Приятного аппетита!

Перспектива замерзнуть повеяла холодком на аэродроме в Вязьме. Столбик термометра под напором дождя и ветра предательски устремился к нулю, оставив меня один на один с палаткой без матраса и спальника. Спасла куртка и вынужденная бессонница – полчаса дремоты – подъем и до ветра, полчаса дремоты и тот же маршрут.

Холода отстали ближе к югу. В Волгограде, Элисте и на кубанских просторах стало жарко, но тоже не смертельно. Заблудиться и сгинуть в степях Калмыкии не позволили бы солисты местного фольклорного ансамбля «Зултурган». Яркие национальные костюмы – маяк для путника на тыщу километров.

Отбиваться от вшей тоже не пришлось. На каждом биваке была разбита палатка с душевыми кабинами и теплой водицей в кране. А биотуалетами не удивишь уже нигде и никого.

В ВЕРТОЛЕТЕ С ЯКУБОВЫМ

Опасность таили машины – самолеты, грузовики и внедорожники. Но если не прыгать от восторга под колеса «КамАЗа» кумира России Владимира Чагина – вполне можно выжить. Тем более когда знаешь наверняка, что в свою кабину тот же Чагин тебя во время гонки не возьмет никогда… Скучно, в общем, стало без приключений…

Авиаперелеты надоели на счете два: Липецк – Волгоград, Волгоград – Астрахань – и хорош…

Приключение нашлось в вертолете, который болтал лопастями в полном тумане 20 минут, рядом со мной глубокомысленно молчали видавшие виды директор «Дакара» Фредерик Лекен и легендарный штурман и бессменный руководитель команды «КамАЗ-мастер» Семен Якубов.

Семену Якубову за 60, а всего три года назад – в 2007 году – он разбился на «Дакаре», когда «штурманил» в экипаже Чагина. Тот «КамАЗ», взлетевший в воздух свечкой, после аварии восстановлению не подлежал. А врачи и руководство автогиганта запретили Семен Семенычу садиться в кабину боевой машины.

Лететь в кромешном тумане с самим Якубовым и думать о несчастьях – неловко. После того полета я бросил ерничать по поводу несчастных случаев на «Шелковом пути». Ведь стоит нырнуть в водоворот гонки…

БРАТЬЯ ПО «ДАКАРУ»

– Все участники «Дакара» – братья! – подвел итог ралли-рейда Семен Якубов на финишном банкете в Красной Поляне (там состоится Олимпиада-2014. – Прим. ред.).

Они – эти юные и седые дакаровцы – реально братья. Они – семья. «Наше всё» отечественного автоспорта – Владимир Чагин гостит у своего прямого конкурента Де Роя в Голландии, дружит с чехом Лопрайсом. Ребята преподносят друг другу сувениры, подарочную водку, обмениваются деликатесами…

– Но они же соперники? – поделился я недоумением с Ильгизаром Мардеевым, пилотом – ветераном «Дакара».

– Одни дороги дубасим, случись что – помогаем друг другу. И без разницы, на «Татре» ты или на «КамАЗе». Потому и братья.

Тема «Дакара» – красная нить всех разговоров на «Шелковом пути». Пару минут болтовни о том о сем, и снова: «Нет, «Дакар» – это, брат, «Дакар»!!!»

ПОЛОВИНА «ДАКАРА»

А чем «Шелковый путь» хуже «Дакара»? – неистово выспрашивал всю неделю у гуру ралли камазовцев, семейного подряда Лопрайсов, коллег- журналистов...

В целом ответ таков: у «Дакара» богаче история, гонке более 30 лет, а «Шелковому пути» – всего два года. Маршрут «Шелкового пути» в два раза короче «Дакара», а участников в несколько раз больше. На «Шелковый путь» российская сторона заманивает сильных гонщиков дополнительными стимулами. А на «Дакар» гонщики едут, чтобы собственноручно гордо заплатить вступительный взнос.

На «Дакаре» нет таких длинных леазонов (перегонов по трассе от спецучастка к спецучастку), как на «Шелковом пути». На «Дакаре» песок-песок-песок – в ушах, в палатках и – жара.

Но, превознося «Дакар», гуру сходились во мнении: «Шелковый путь» – очень даже неплохо. В России щедро встречают гостей, а кормят лучше, чем на трех «Дакарах» вместе взятых. «Шелковый путь» – единственная гонка, что входит в серию гонок «Дакар», сразу за ним самим.

– Пройти «Шелковый путь» – это полбеды, – с чувством внутреннего превосходства небрежно хлопали меня по плечу коллеги-дакаровцы, плутавшие и по пустыням Африки, и по пескам Южной Америки. – Но если хочешь кое-что понять в этой жизни, дуй на «Дакар».

БЕДА У СЕЛА ПОКОЙНОЕ

Ну не видал я «Дакара»… Зато «Шелковый путь» подтвердил статус серьезной гонки. Подтвердили те самые несчастные случаи. Из 59 стартовавших машин (43 автомобиля и 16 грузовиков) повезло пересечь финиш 42 (29 внедорожников, 13 грузовиков).

На седьмом этапе у села Покойное (Буденновского района Ставропольского края) случилась беда. Разбился российский экипаж: пилот Илья Кузнецов и штурман Андрей Нешин. На огромной скорости внедорожник «Мицубиси» влетел в яму и перевернулся. Машина – вдребезги. Андрей Нешин на вертолете был доставлен в краевую клиническую больницу Ставрополя, врачи отказались от операции пробитой головы. Состояние пилота удовлетворительное.

Бились на трассах «Шелкового пути» и другие гонщики. На шестом этапе две тяжелые травмы получили молодые «камазовцы» – члены экипажа пилота Ильгизара Мардеева: Станислав Погожих и механик Дима Сотников. Диагноз у того и другого един: компрессионный перелом позвоночника, но дотерпели до финиша гонки, не покинув кабины «КамАЗа».

Какие там жалобы журналистов на лишения-испытания «Шелковым путем», когда сам слышал вопли гонщиков во время массажа их натруженных спин. На этих спинах, вбитых в водительские кресла минимум на 500 км пути ежедневно, держится «Дакар». А теперь вот и «Шелковый путь».

МУЖИКИ ИЗ «КАМАЗ-МАСТЕРА»

Если кому из молодых людей недостает суровой мужественности (безо всяких там цацек в ушах и бандан заигравшихся в мачо пижонов), значит, вам в «КамАЗ-мастер». Почти у всех пилотов, штурманов и механиков – компрессионные переломы позвоночника. А они рвут свои колеса и моторы к новым победам без остановки.

По сравнению с конкурентами команда «КамАЗ-мастер» – монстр с отлаженной материально-технической базой в Набережных Челнах. «КамАЗ -мастер» – сторукий богатырь, изобретатель о ста головах. Шутка ли, за пару-тройку часов «камазовцы» могут разобрать и собрать боевой грузовик. Команда – родом из СССР, где сумма контракта – дело не первостепенное. В почете забытые понятия: вперед за Родину, вперед за «КамАЗ»! Сто человек работают на предприятии, в «Шелковый путь» отправилась делегация из 55 лучших в своем деле.

У Семена Якубова – не забалуешь. Ночные механики «КамАЗ-мастера» (во время нашего 12-часового автомарша на грузовике сопровождения из Элисты в Майкоп) под вареных раков рассказали мне историю, как был уволен из команды нерадивый механик, накануне гонки не закрепивший как надо колесо на машине Чагина. Колесо улетело, «КамАЗ» на три часа встал на прикол – так Чагин не смог выиграть в прошлом году «Шелковый путь».

Нынче колеса Чагина на месте. Но он снова второй – на этот раз перед учителем в общем зачете вырвался 26-летний Эдуард Николаев. Чагин на подиуме тепло приветствует бывшего своего механика, недавно ставшего пилотом.

– Эдуард Николаев выступил на «Шелковом пути» на пределе своих возможностей. Я искренне рад за своего бывшего механика. У Эдуарда отец – восьмикратный чемпион СССР по автоспорту, в жилах Эдика течет чемпионская кровь, – признался Чагин. – Но особенно греет душу, что весь пьедестал в классе грузовиков на «Шелковом пути» – наш, российский!

ЗАЧЕМ МИРОНЕНКО БРИЛ БОРОДУ?

В классе внедорожников на лидерских позициях «КамАЗа» – немецкая команда «Фольксваген».

До последнего этапа россиянин Александр Мироненко был самым близким преследователем трио экипажей Volkswagen. А закончил гонку Мироненко на… буксире и с четвертого места отъехал на седьмое. За 16 км до финиша гонки на Красной Поляне на его автомобиле сломался мотор. Друзья Александра сетовали после гонки: не надо было Саше брить бороду перед последним этапом.

ЧТО ДОРОЖЕ СИНЕКУРЫ?

– Ну, так как тебе «Шелковый путь»? – ближе к концу ралли-рейда насели с вопросами на меня коллеги – старожилы автопробегов. – Поедешь на следующий год? Если, конечно, жить российскому ралли-рейду…

Насчет светлого будущего «Шелкового пути» есть сомнения. В Майкопе, приветствуя участников ралли, примьер-министр Владимир Путин о будущем российского ралли-рейда ничего конкретного говорить не стал.

Потому посмакую автопробег прошедший – вдруг в первый и последний раз.

Сложности были. Главная, возможно, – резкая смена декораций. Проснулся в Липецке – уснул в Астрахани, Элисте, Вязьме. Не успел поставить палатку, помыться, побриться, перекусить – пора сниматься с нагретого места, вперед, в холод, в дождь, в суховей. Вон Серега Костыркин из «Интерфакса» (в отличие от меня теперь Шелкопут Второй) в жизни не курил, а здесь без устойчивого выхода в Интернет задымил от напряжения.

…Я не могу знать будущего. Но могу признаться наверняка, чего теперь мне будет не хватать: полетов наяву, невероятного чувства птичьей свободы, лучшего в мире вида звездного неба с бетонки российских аэродромов. И вот этого невесомого ощущения собственной наготы в душе-времянке: когда пространство тебя растворило до клеточки… Это дороже любой синекуры.

ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИЙ

ЭДУАРД НИКОЛАЕВ, ПОБЕДИТЕЛЬ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ»: ХОЧУ ПОБЕДИТЬ НА «ДАКАРЕ»!

– До сих пор не верю в победу. Мне многому еще надо учиться у Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова. А мечта у меня с детства одна. Она – с того времени, как в Набережных Челнах гонял на картинге. Я хочу победить на «Дакаре».

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

ПИЛОТ «КАМАЗ-МАСТЕРА» ИЛЬГИЗАР МАРДЕЕВ: У ДВОИХ «КАМАЗОВЦЕВ» – КОМПРЕССИОННЫЙ ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА

– Это случилось на шестом этапе под Астраханью. В середине гонки прозевали яму. Машина совершила три прыжка. Грузовик целый, а ребята – штурман Станислав Погожих и механик Дима Сотников – получили травмы. До финиша мы доехали – финишировали сразу за первой тройкой экипажей. После финиша ребята поверились у врача, у обоих диагноз: компрессионный перелом позвоночника – при приземлении машины ребята не успели сгруппироваться.

– Ребята полностью обездвижены?

– Нет, просто позвонки сильно сдавило. Для ребят это была одна из первых серьезных гонок – опыта маловато. Спорт у нас суровый – практически все в «КамАЗ-мастере» имеют такие переломы, и я в том числе. Боль в спине – дикая. После Элисты мы решили не рисковать здоровьем Погожих и Сотникова – ребята обязательно восстановятся к «Дакару».

– Не многовато травм нынче на «Шелковом пути»? На седьмом этапе гонки штурман внедорожника «Мицубиси» Андрей Нешин пробил голову, его состояние врачи оценивают как крайне тяжелое…

– Я не вел статистику и за соревнованиями внедорожников не особенно следил. Знаю, что после этапа в Астрахани шесть членов экипажей грузовиков обратились в больницу. Гонки серии «Дакар» простыми не бывают. Смертей удалось избежать, значит, организация была на уровне и ошибки при подготовке трассы были сведены к минимуму.

– «Шелковый путь» – серьезная гонка или все-таки пародия на «Дакар»?

– В мире на сегодня существуют только две такие сложные гонки – «Шелковый путь» серии «Дакар» и собственно сам «Дакар». В классе грузовиков на «Шелковом пути» все конкуренты «КамАЗа» были представлены. Все на новых машинах. Цель: протестировать автомобили перед «Дакаром». Впереди анализ гонки, исправление дефектов. Доработки будут внесены. Времени мало, уже в ноябре мы должны отправить свои машины на пароме за океан – в Южную Америку, к месту старта «Дакара».

– Сколько экипажей «КамАЗ-мастера» примут участие в «Дакаре»?

– Наша команда собирается выставить на «Дакар» четыре боевых экипажа – Эдуарда Николаева, Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова и мой.

– Победа молодого Эдуарда Николаева на «Шелковом пути» – случайность?

– Эдик победил заслуженно, молодец. То, что молодые начинают нас объезжать, – здорово. Будет, кому передать свое дело. На «Шелковом пути» «КамАЗ-мастер» выставлял семь экипажей. К слову, экипаж моего сына, пилота Айрата Мардеева, добрался до финиша.

– Владимир Путин, встречаясь с командой «КамАЗ-мастера» на финише этапа в Майкопе, обещал «Шелковому пути» светлое будущее?

– Не слышал. Но надеюсь, что гонка получит статус традиционной. Нашей стране сам Бог велел иметь такую серьезную гонку.

СТАТИСТИКА

ГРУЗОВИКИ

8-й этап. Майкоп – Сочи. 1. Кабиров (Россия, «КамАЗ») – 16.45. 2. Вила Рока (Испания, «Ивеко») – отставание 0.11. 3. Чагин (Россия, «КамАЗ») – 0.24.

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕМ ЗАЧЕТЕ. ГРУЗОВИКИ

1. Николаев (Россия, «КамАЗ») – 22:56.41. 2. Чагин (Россия, «КамАЗ») – 22.08. 3. Кабиров (Россия, «КамАЗ») – 28.01… 6. Каргинов (Россия, «КамАЗ») – 2:23.58. 7. Мардеев (Россия, «КамАЗ») – 4:43.42… 9. Мехтиев (Россия, «МАН») – 5:46.18… 11. Леонтьев (Россия, «КамАЗ») – 9:10.44.

ЛЕГКОВЫЕ

8-й этап. Майкоп – Сочи. 1. Аль-Аттиях (Катар) – 16.34. 2. Миллер (США, оба – «Фольксваген») – 1.10. 3. Беркут (Россия, «Мицубиси») – 1.19.

ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕМ ЗАЧЕТЕ. ЛЕГКОВЫЕ

1. Сайнс (Испания, «Фольксваген») – 19:42.02. 2. Аль-Аттиях – 8.27. 3. Миллер – 40.22… 5. Джепаев (Россия, «УАЗ») – 7:12.26… 7. Мироненко (Россия, «Ниссан») – 7:28.46… 9. Беркут (Россия, «Мицубиси») – 9:14.53.

ПОСМОТРИМ!

ВИДЕО ГОНКИ ГИГАНТОВ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА