Тюнинг! Полезные идеи не скрывают – ими обмениваются!
Леонид Михаляк был профессионалом-автогонщиком. Сегодня он занимается тюнингом отечественных автомобилей. И делает это не менее профессионально. Недавно была презентована спортивная модель ВАЗ-21103 – детище Леонида и его команды.
– Как вы стали профессиональным гонщиком?
– Началось, пожалуй, с того, что мы вдвоем с моим другом-штурманом в 1986 году приобрели первую машину – старенькую «Копейку» и подготовили ее к любительским гонкам: вставили каркас, сделали более мощным двигатель. Разбивали мы ее много раз, приходилось даже и другой кузов ставить... Следующей нашей гоночной моделью была «восьмерка». Нравилась она тем, что двухдверная, ее кузов жестче, надежнее. Учились у спортсменов-мастеров. От спортивно-технического клуба «Чайка» (был такой в Калашном переулке) ездили в Прибалтику на популярное тогда ралли «Губис». Для нас каждые гонки были настолько увлекательны, что в двух словах не передать. Знаете, душа пела, когда выезжали на старт. Запомнились, конечно же, и курьезные моменты: аварии, сбитые деревья, полеты в никуда, напрочь сломанные и списанные автомобили. Ведь аварии возможны всегда, потому что и самой совершенной машиной управляет человек. Другими словами, по поводу машины, если она технически подготовлена, исправна, нечего и волноваться. У меня, например, не было ни одной аварии по техническим причинам. Ошибки были в основном штурмана и мои как водителя.
В 90-х годах мы организовали команду, тогда же у нас появились два настоящих спортивных автомобиля.
– Как пришли первые идеи усовершенствования?
– Тогда спорт был не такой, как сейчас. Каждый гонщик самостоятельно готовил свой автомобиль: у кого-то что-то подсматривал, копировал, изобретал. При этом скрывал свои изобретения от конкурентов. До каждого усовершенствования приходилось доходить своим умом.
Мне помогло инженерное мышление, ведь в 1982 году я окончил Московский автодорожный институт. Чтобы поднять мощность, автомобиль приходилось в буквальном смысле «пилить», «строгать» двигатель. Экспериментировали и с системой питания, наполнением цилиндров, т.е. увеличивали клапаны, ставили какие-то распределительные валы с другим подъемом, с другими фазами. Тогда впрысковых машин было мало, в основном карбюраторные. Мы проводили опыты с карбюраторами, диффузорами, жиклерами, ставили веберы (чисто спортивные изделия, серьезно повышающие мощность).
– Помогали изобретения достичь высоких результатов в спорте?
– Конечно, благодаря изобретениям, машина становилась мощнее, чем у соперника. Выигрывали в честной борьбе за счет своих рук, головы. Сейчас все по-иному. Можно подготовить машину в Германии, заплатить за нее 300 тысяч долларов и объехать всех в России. Личное техническое творчество отходит на задний план. Есть у нас в России и сегодня очень талантливые ребята, которым никогда не стать чемпионами по чисто материальным соображениям.
– Вы ушли из спорта и занялись профессиональным тюнингом. Почему?
– Знаете, я и сейчас бы с удовольствием поехал, если бы средства позволяли. Хорошая реакция, здоровье, крепкие нервы – все это позволяет «гоняться». Но в 1997 году я оставил спорт потому, что он стал очень дорогим. Однако боль от такого вынужденного решения осталась, и, вероятно, поэтому я профессионально занялся тюнингом, которым и до этого занимался всегда, правда, по-любительски, т.е. «на коленках».
– В чем отличие подготовки спортивного автомобиля от тюнинга обычных машин?
– Тюнинг в моем понимании – любое усовершенствование автомобиля по заказу владельца. А вот основная цель усовершенствования спортивных автомобилей – не комфорт, а динамика и улучшение тормозных качеств. Например, для ралли, т.е. для гонок со скольжением, чрезвычайно важны именно тормозные качества машины. Здесь не работает утверждение лихачей: «Тормоза придумали трусы». Очень многие улучшения динамики и тормозных качеств спортивной машины достигаются в ущерб комфорту ее водителя. Поэтому на спортивной машине каждый день ездить невозможно: езда в спортивном автомобиле – это своего рода аттракцион. Из-за грохота в машине ездить без специальных наушников вообще нельзя – себя не услышишь, не то что штурмана. Штурман общается с водителем, как в танке, т.е. через гарнитуры (наушники, микрофон) по внутренней связи. Другими словами, тюнинг для обычных машин – это уменьшенный, т.е. более комфортный вариант спортивного тюнинга, приглаженный для повседневных поездок.
– Ваши идеи понравились компании «Элекс-Полюс», одному из самых крупных дилеров АвтоВАЗа. Сегодня вы возглавляете одно из новых подразделений компании «Элекс-Полюс Тюнинг». Тюнинг-ателье было создано для реализации всех запросов покупателей, которые хотят купить более усовершенствованную модель ВАЗа. Недавно была презентована спортивная машина ВАЗ-21103. Тюнингом этой модели занималась вы. Расскажите о ней подробнее.
– При разработке тюнинга этой модели мы не ставили перед собой цель сделать спортивный автомобиль. В итоге получился усовершенствованный ВАЗ на каждый день с некоторой претензией на спортивность.
Это модель с 16-клапанным двигателем объемом 1,7 литра и мощностью 125 л.с., коробка передач в ней спортивная, подвеска усиленная. И салон не такой, как в обычных «десятках», а более стильный. Внешне ее оригинальность дополняют «обвес» (навесные детали) кузова и литые диски.
Но это не идеальная модель, мы продолжаем ее усовершенствовать и вскоре, примерно через месяц, познакомим почитателей спортивных машин с еще более прогрессивным авто: двигатель – 140 л.с., более эффективные тормозные механизмы и подвеска тоже будут иметь лучшие характеристики.
– Воплощена вами в жизнь и мечта женщин – модель «десятки» с автоматической коробкой передач.
– Да. Теперь у представительниц прекрасного пола есть возможность расслабиться за рулем. В городских условиях из-за светофоров и пробок не нужно каждые 5 секунд нажимать на педаль сцепления и дергать ручку переключения передач. Теперь дамы могут одной рукой наводить макияж, другой – вести машину. Думаю, что эту модель полюбят не только женщины, – ею не меньше интересуется и сильный пол.
– Среди автолюбителей немало меломанов. Для них у вас тоже есть новинка?!
– Из машины можем сделать «концертный зал»: напичкать ее самыми оригинальными аудиосистемами. Звук можно настроить на внутренний объем салона, а можно – на внешний: как на концертной площадке.
Автозвук – это не просто аппаратура, а инсталляция ее в салоне автомобиля: приходится изготавливать подиумы, сабвуферы, все просчитывать. Кстати, на соревнованиях по автозвуку судьи измеряют и давление звука, и качество звучания. Все как в фигурном катании: есть оценки за технику, есть за артистизм. Мы с новой моделью собираемся участвовать в чемпионате России по автозвуку.
– Со своей личной машиной экспериментируете?
– У меня тюнинговая девятка. Усовершенствовал на ней практически все: двигатель, коробку передач, подвески, тормозную систему...
– Связи с бывшими и действующими профессионалами поддерживаете?
– Бесспорно, общаемся. Это отдельный мир, совершенно своеобразный. Фанаты.
Мы делимся друг с другом различными техническими идеями. При условии, что это не касается бизнеса. Парадокс: если раньше любое усовершенствование автомобиля держалось в тайне, то сейчас ситуация меняется – полезные идеи, разработки не скрывают, ими обмениваются.