Экипажи рвутся в мирный бой

Сегодня во французском городе Руан начнется XII чемпионат мира по вертолетному спорту. Сборная России будет представлена на нем девятью экипажами.
news

ВЕРТОЛЕТНЫЙ СПОРТ
ЧЕМПИОНАТ МИРА

Сегодня во французском городе Руан начнется XII чемпионат мира по вертолетному спорту. Сборная России будет представлена на нем девятью экипажами.

История проведения чемпионатов мира по вертолетному спорту уходит корнями в 1971 год — именно тогда состоялось первое подобное состязание. А спустя два года на этом турнире успешно дебютировала сборная СССР. Тогда-то и началось грандиозное противостояние между спортсменами нашей страны и США, которое длилось почти двадцать лет.

Вплоть до 1991 года эти команды имели равные показатели в командном и личном зачетах. Однако в том сезоне, а впоследствии в 1994-м и 1996-м, американцы вчистую были разгромлены сборными СССР и России. Удар был настолько сокрушительным, что команда США была расформирована и до сегодняшнего дня в чемпионатах мира участия не принимала.

И вот теперь после длительного перерыва американцы вновь изъявили желание приехать на мировой чемпионат. Каким получится их возвращение?

Впрочем, что нам американцы! Давайте лучше заглянем за кулисы российского вертолетного спорта.

Весной этого года у нас в стране была создана Национальная федерация вертолетного спорта (НФВС), объединившая частных владельцев судов. Знающие люди сразу поинтересовались бы: зачем? Ведь уже столько лет существует другая организация — Федерация вертолетного спорта России (ФВС), официальный представитель нашей страны в Международной авиационной федерации (ФАИ).

Увы, но в последние годы ФВС занималась развитием своего вида только за счет скудного финансирования из государственного бюджета, которое сильно сократилось после 1991 года. А деньги ведь нужны и на закупку новой авиатехники, и на подготовку молодых экипажей, и на различные соревнования. Да мало ли еще на что! Время от времени ФВС удается привлекать спонсоров, но средств все равно недостает.

Так вот, НФВС как раз и создана для того, чтобы возродить вертолетный спорт. «При этом мы не зависим от государственного финансирования, — поясняет ситуацию председатель совета НФВС по спорту Андрей Силкин. – Дело в том, что в последнее время в России появились частные владельцы судов, которые заинтересованы в развитии вертолетного спорта. Они готовы вкладывать свои средства как в приобретение вертолетов, так и в подготовку экипажей и проведение соревнований в России и за ее пределами. Имейте в виду, что большинство зарубежных национальных команд уже давно формируются по принципу объединения частных владельцев вертолетов. Это снимает проблему государственного финансирования и способствует развитию вертолетного спорта в целом».

Ранее сборную команду нашей страны формировали экипажи ДОСААФ (впоследствии РОСТО) и ВВС. Готовились и выступали на вертолетах Ми-2, эксплуатация которых обходится очень недешево.

Сборную России для участия в предстоящем чемпионате мира НФВС и ФВС создавали вместе. Было заключено специальное соглашение, по которому НФВС за счет своих средств и с помощью спонсоров обеспечила участие в мировом чемпионате трех экипажей на вертолетах Robinson-44 (они не так дороги в эксплуатации, к тому же их можно арендовать на месте проведения соревнований, что сокращает расходы по доставке туда своих судов).

На этих вертолетах на чемпионате мира выступят отец и сын Михаил и Юрий Казачковы, Алексей Табачников и Георгий Арбузов, Людмила Сорочинская и Александр Мазалов. «Знаете, в чем преимущество тех спортсменов, которых посылаем на чемпионат мира мы? – говорит заместитель председателя совета НФВС по спорту Анатолий Уланов. – В том, что почти все они молоды. Это значит, что мы работаем на перспективу. Но, безусловно, нам нужен и опыт тех, кто постарше. В этом смысле для нас бесценно сотрудничество с Георгием Арбузовым, который в свое время выступал еще за сборную СССР».

Кроме того, НФВС профинансировала еще и шесть профессиональных экипажей, которые выступят на вертолетах Ми-2. Плюс ко всему эта федерация обеспечила доставку одного такого вертолета в Руан.

Одним словом, в новых условиях выступление сборной России на чемпионате мира в этом году стало возможным только благодаря Национальной федерации вертолетного спорта. Без ее участия россияне не долетели бы до Руана.

В ПРОГРАММУ ЧЕМПИОНАТА МИРА ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

НАВИГАЦИЯ

Полет по маршруту с отыскиванием целей, сбросом груза в мишени, выходом на линию прибытия в заданное время и с выполнением «коробочки» со сбросом груза в отверстие крыши.

ТОЧНОСТЬ

Полеты на малой высоте (2–3 м) в пределах размеченного на земле маршрута с выполнением комплекса перемещений и посадка на точность.

РАЗВОЗКА ГРУЗОВ

Полеты, во время которых экипаж трижды получает груз и сбрасывает его в контейнер.

СЛАЛОМ

Полеты с ведром, наполненным водой, между стоек ворот с последующей установкой его на стол.

Для этих упражнений существует командный и личный зачет, отдельно для мужских и женских команд.

Вертолетный пилотаж входит в программу соревнований, но в зачет командного и личного первенства не идет – здесь предусмотрен отдельный приз.

КСТАТИ

В чемпионате мира принимают участие 14 сборных команд: кроме России и США это Франция, Великобритания, Австрия, Канада, Белоруссия, Бельгия, Хорватия, Германия, Италия, Япония, Новая Зеландия, Швейцария.