Заслуженный мастер спорта по автоспорту Сергей Успенский: Ралли люблю закрученные и тяжелые
АВТОСПОРТ
Наш корреспондент встретилась с первым вице-президентом РАФ, председателем комитета по ралли, двенадцатикратным чемпионом России, заслуженным мастером спорта по автомобильному спорту, известным также как глава компании «У Сервис +» Сергеем Успенским.
– Сергей, множество ваших званий, должностей, наград наверняка накладывают и дополнительные обязанности. Каковы они и как вы с ними справляетесь?
– Должность первого вице-президента РАФ доверил мне президент данной организации. Я являюсь председателем спортивного совета, то есть отвечаю за спортивную составляющую федерации. Мы пытаемся навести порядок в различных дисциплинах.
– И как? Удается?
– Ну, что-то удается, что-то – нет. Все дается с боем. Самое тяжелое – донести до людей, относящихся к другим дисциплинам, то, что каждый должен заниматься своим делом!
Что же касается комитета по ралли, то здесь я оказался во многом благодаря рекомендациям предыдущего главы комитета Карла Сочнова. Кстати, скоро выходит его книга «Крутые дороги ралли». Весьма интересное чтиво.
Карл рекомендовал меня на этот пост, с тем, чтобы я мог привнести в работу комитета новые тенденции в функционировании комитета. Надеюсь, мне это удалось. Три-четыре года назад я собрал неплохую команду комитета ралли, и мы много сделали. На настоящий момент мы смело можем заявлять, что дисциплина «Ралли» – самая организованная.
НА КИПРЕ БЫЛ ТОЛЬКО ЗРИТЕЛЕМ
– Сергей, я знаю, что на следующей неделе вы отправляетесь на Кипр для участия в одном из этапов чемпионата мира по ралли (WRC). Приходилось ли вам раньше принимать участие в таком соревновании?
– Да, в прошлом году я принимал участие в одном из этапов чемпионата мира, который состоялся в Мексике. Мы показали неплохие результаты – я пришел десятым.
– Какие прогнозы на эту гонку?
– Не хочу загадывать. Хотелось бы сохранить прежние позиции. Ну а гонка покажет.
– Почему выбор в этом году пал именно на Кипр?
– По срокам с Мексикой было тяжело. А этап ралли Кипр я всегда хотел пройти. Я люблю горные гонки, я люблю закрученные и тяжелые ралли, поэтому для меня Кипр – это интересно. Это – мое.
– Какие условия необходимы для участия в этапе WRC?
– Наличие бюджета и желания. У нас есть небольшой бюджет спонсора, небольшой бюджет команды и огромное желание! В основном выезд двух наших экипажей финансируется Subaru Motor (дистрибьютор Subaru в России), и мы едем под флагом Subaru Россия, что очень приятно для России, и для Subaru России в частности.
– А вам приходилось ранее бывать на Кипре?
– Да, я был там как отдыхающий и как зритель ралли Кипр.
– То есть сама трасса вам незнакома?
– Как гонщику – нет. В качестве зрителя могу сказать, что видел трассу со стороны.
– И каковы впечатления от увиденного, когда приезжали на ралли Кипр в качестве зрителя?
– Знаете, гонщику очень сложно быть зрителем и тем более передавать впечатления. Здесь все – на ощущениях. И ощущения эти позитивными назвать сложно, так как хочется гнать, а не смотреть, поэтому поделиться впечатлениями от той гонки вряд ли смогу. Я ездил туда, кстати, в составе группы поддержки Citroen.
В ГРУППЕ ПОДДЕРЖКИ В ОСНОВНОМ ДРУЗЬЯ
– Группа поддержки? Как интересно! Вас на эту гонку тоже будет сопровождать подобная группа?
– Ну, с нами едет человек 20–25.
– Существуют какие-то специальные агентства, которые вывозят фанатов и просто любителей на гонки?
– Нет, что вы. Все проще. Я сказал всем желающим звонить моему секретарю, и она вместе с координатором на Кипре все организует. Так что люди в майках, кепках и с флагами будут поддерживать нас!
– И это какая-то постоянная преданная группа поклонников вашего таланта, которая поедет за вами даже на край света?
– Во многом эта группа состоит из моих друзей, приятелей. В Мексике, например, была группа из 8–10 человек. Туда, кстати, приехали даже мои друзья из Калифорнии.
– Расскажите, если это не секрет, конечно, о своей стратегии, которую используете в гонках. Что является вашей отличительной чертой на трассе?
– Ну, о себе очень сложно судить. Бесспорно, бытует некое мнение о стиле Успенского. Это агрессивный стиль езды, желание победить, высокие амбиции… Наверное, так оно и есть.
– Как и где вы тренируетесь?
– Если честно, тренироваться у меня нет возможности: бизнес не позволяет. Ралли – это такая дисциплина, которую нельзя вытренировать. Раллист должен быть всегда «вкатан», так сказать, то есть должен быть всегда в форме. Например, наши чемпионы мира едут 16 этапов в году, а между этими этапами – тесты, то есть получается, что они 320 дней в году проводят в машине. Вот этим достигается полный автоматизм.
Я так не могу. Не могу себе просто этого позволить. Если брать мои водительские возможности, то я еду на 80 процентов и автоматизма достигаю уже где-то к концу гонки.
– Что для вас значит участие в гонке?
– Для меня это – отдушина. Это то место, где я отдыхаю эмоционально. Там я отключаюсь полностью. Там я превращаюсь в другого человека.
– «Другой» – это какой?
– «Другой» – это Успенский-гонщик. Успенский, который куда-то несется. Куда-то к финишу!
– Странное хобби вы для себя избрали – гонки! Бизнес в наше время – та же гонка, в которой приходится куда-то нестись день за днем. Не хотели никогда попробовать отдыхать как-то более спокойно?
– Нет. Знаете, говорят, что самый лучший отдых – занятие любимым делом. Вот мне повезло, и я занимаюсь любимым делом: как на работе, так и после работы. Причем повезло мне до такой степени, что я могу реализовывать свое хобби на профессиональном уровне и даже совмещать хобби с работой. Одно как бы дополняет другое!
– Как ваши близкие относятся к вашему увлечению?
– Да нормально. Они меня практически не видят!
– Разве это нормально?
– Да, наверное, как-то относятся. (Улыбается.) Я такой, какой есть, и меня так и надо воспринимать. Вместе с моими достоинствами и недостатками.
ГЛАВНОЕ – ПОБЕДИТЬ СЕБЯ
– А как вы вообще пришли в автомобильный спорт?
– Я впервые почувствовал боевой дух, придя в испытательную лабораторию ЗИЛ, будучи студентом первого курса. Там была команда грузовых автомобилей. А потом как-то само собой так сложилось, что я попал в автомобильный мир. Чинил машины, сам гонял, как сумасшедший, по Москве. В итоге друзья как-то сказали мне: «Чего это ты гоняешь здесь среди трамваев и троллейбусов? Тебе надо на ралли». В итоге была подготовлена своя машина. И я поехал уже практически без остановок. Перерывы были только, когда СССР развалился и распалась сборная. А в 1995 году уже новый виток начался.
– На Кипр поедете заранее, чтобы с трассой ознакомиться?
– Да вы что?! За три месяца вообще нельзя даже на велосипеде приближаться к трассе! Если вас там заметят, то снимут с гонки. И такие прецеденты в WRC были.
– А что еще нельзя делать?
– Ралли – очень строгая дисциплина. Например, во время тестов нельзя превышать скорость, разрешенную муниципальными правилами. Сейчас вот на все машины повесили датчики, которые фиксируют скорость. Нарушил – будешь наказан.
– А во время самой гонки существуют ограничения скорости?
– Только на дорожных участках между скоростными трассами. А что касается Кипра, то где там разгонишься-то? Горы одни! Трассы разные бывают. Есть очень быстрые – Финляндия, например. А на Кипре гонка будет не быстрая, но очень сложная.
– Как добиться успеха в гонках? Что необходимо для победы?
– На мой взгляд, основа успеха в нашем деле – талант. А если иметь талант и потрудиться достойно, то можно достичь высоких результатов. Вообще ралли – это импровизация. Проехали десять машин – трасса изменилась. Прошел дождь – опять изменения. Интересно как раз тем, что знание трассы и тренировки ничего не дадут. Каждый раз все по-новому.
– Как вы оцениваете шансы своих соперников?
– Ой, даже не думал об этом! Знаете, я еду туда бороться с самим собой, а не с кем-то!
Что ж, нам остается лишь пожелать Сергею Успенскому удачи как в бизнесе, так и на гонках! И конечно, на ралли Кипр!