Куда мчатся снегоходы? В Новый Уренгой...

В эти выходные в городе Кириллове, что в Вологодской области, будут названы призеры чемпионата России по снегоходному кроссу в отечественном классе. Но имя главного лауреата в личном зачете среди взрослых можно почти безошибочно назвать уже сейчас. Лидер
news

КАЛЕЙДОСКОП
СНЕГОХОДНЫЙ СПОРТ

В эти выходные в городе Кириллове, что в Вологодской области, будут названы призеры чемпионата России по снегоходному кроссу в отечественном классе. Но имя главного лауреата в личном зачете среди взрослых можно почти безошибочно назвать уже сейчас. Лидер новоуренгойского «Факела» Алексей Цыбовский, выиграв на предыдущих двух этапах все шесть заездов, набрал максимальное количество очков – 150 – и опережает ближайшего преследователя на 31 очко.

Если четвертая подряд золотая медаль в отечественном классе дело для Цыбовского практически решенное, то в чемпионате России по кроссу в более престижном – свободном классе дела у Алексея, как и у всего «Факела», складываются неважно. На четвертом этапе, состоявшемся в подмосковном местечке Курово, подопечным Александра Куща уже с первого заезда приходилось думать не о призовых местах, а о том, как бы добраться до финиша. Десять новеньких, давно оплаченных машин западного производства так и не поступили в распоряжение команды. Отсюда и плачевные результаты.

ТАМОЖНЯ, КОТОРАЯ НЕ ДАЕТ «ДОБРО»

Настроение тренера легко читалось на его лице: «Ну что тут можно поделать, если всем моим гонщикам в этом сезоне приходится ездить на старых, много раз ремонтированных снегоходах. У одного сразу возникли проблемы с тягой, у другого порвался ремень привода трака. Да что говорить, ребята не могут толком на гору заехать».

Алексей Цыбовский, правда, все три заезда сумел закончить, только общим итогом этапа (пятое место) он вряд ли мог быть доволен. Однако еще перед стартом он мне признался, что свою старушку перенапрягать не вправе, иначе она не доживет до конца сезона.

Проблема отсутствия новой техники из-за срыва поставок снегоходов в этом году оказалась актуальной не только для «Факела». Просто статус приполярного клуба как одного из фаворитов чемпионата сделал ее обсуждаемой и публичной. По словам руководителя тюменской команды «ТРКСС» Андрея Скребцова, который является одним из главных поставщиков в Россию снегоходов, в первую очередь популярных «СКИ-ДО», с конца декабря на таможне находится 200 машин. Их уже давно с нетерпением ждут профессионалы и любители, включая гонщиков новоуренгойского клуба. Какие вопросы и сомнения могут вызывать у таможенников спортивные машины, понять сложно, но один из руководителей отечественного снегоходного спорта в кулуарах сказал, что этим вопросом озадачились правоохранительные структуры. Другое дело, что для «Факела» поезд под названием «свободный класс» уже ушел. До окончания сезона осталось меньше месяца.

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОГА ДЛЯ «ЯМБУРГА»

А вот другой новоуренгойский клуб – «Ямбург» (тренер Александр Галенский), похоже, сумел своевременно договориться с таможней, и все гонщики команды, будь то взрослые или юниоры, сегодня на ведущих ролях в свободном классе. Но даже среди них выделяется действующий чемпион страны Максим Шевченко. Насколько сложно было ему в прошлом году вырвать чемпионский титул из рук Дмитрия Воженникова, настолько легко ему даются победы в этом сезоне, когда легендарный кемеровчанин остался не у дел из-за развала его команды «Винтертур».

«Если бы Воженников выступал в этом чемпионате, я, конечно, готовился бы к нему несколько иначе, – философски замечает Максим. – Например, куда большее внимание уделил бы физической подготовке. Находясь на трассе рядом с Дмитрием, даже секундной расслабленности позволить себе нельзя».

Учитывая, что и еще один признанный мастер в свободном классе – Александр Петров – также защищал цвета почившего в бозе «Винтертура», сейчас главными соперниками Шевченко являются его партнер по команде Владимир Ушаков и два брата из Тюмени – Сергей и Николай Грачевы. Кстати, по мнению Максима, при наличии приличной машины очень неплохие шансы побороться за подиум в Курове, да и за медали вообще, были бы у Алексея Цыбовского.

ЧТО МОТОЦИКЛУ В РАДОСТЬ, СНЕГОХОДУ – ПОЧТИ СМЕРТЬ

Вообще подмосковную трассу почти все участники чемпионата признали едва ли не самой сложной в стране. И дело не только в приличном перепаде высот 1200-метровой дистанции, а также постоянных трамплинах и поворотах. Эта трасса в действительности предназначена для мотокроссменов, здесь даже проводился чемпионат мира, а для снегоходчиков она укатывалась лишь в течение двух дней, которые предшествовали этапу. Поэтому уже после тренировочных заездов трасса от снега во многих местах легко освободилась, и гонщикам пришлось бороться не только с соперниками, но и с глубокими колеями и грозными кочками обледенелой почвы, которые образовались после осенних баталий «колясочников». Это стало главной головной болью для участников и их снегоходов. В течение двух дней случались завалы, гонщики вылетали с трассы и не завершали дистанцию, однако особых повреждений никто из участников не получил, за исключением Вадима Троцая из «Ямбурга».

А в субботу не добрался до финиша и самый молодой участник соревнований пятнадцатилетний Владислав Гулягин. Но без ущерба для собственного здоровья. Не справившись с управлением своей 230-килограммовой машины, паренек, вес которого всего 47 килограммов, долго пытался с механиком команды выбраться на трассу, однако необходимая искра появилась лишь в воскресенье.

Кстати, организаторы вполне разумно сделали для юношей технические ограничения. Охлаждение двигателя воздушное, его объем – до 500 кубических сантиметров, а мощность – 45 лошадиных сил. Для сравнения: взрослые гоняют на машинах объемом до 1000 кубов, мощностью 140–160 лошадиных сил. При этом охлаждение мотора жидкостное.

Впрочем, самые тяжелые машины (с двигателем объемом 800 куб. см и выше) не пользуются особым спросом. На сложных по профилю трассах их сложнее как разогнать, так и остановить, особенно непросто работать при поворотах. Поэтому ведущие мастера предпочитают иметь дело с более покладистыми (440 кубов), но при этом приемистыми снегоходами.

УШАКОВСКАЯ ДИНАСТИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Многочисленные каверзы трассы (с погодой все обстояло самым наилучшим образом!) никоим образом не отразились на турнирном положении лидеров. Максим Шевченко уже в первом официальном заезде увеличил свое превосходство над преследователями.

Однако во второй день Максим ушел на вторые роли. Солировал Владимир Ушаков, которому, похоже, порядком поднадоело уже который год быть в роли подающего надежды.

Владимир не только в блистательном стиле выиграл два заезда и теперь лишь одно очко уступает занимающему второе место Сергею Грачеву, но и, как обычно, помогал своему младшему брату. Володя всегда находится на трассе, когда гоняет Антон, которому совсем скоро исполнится 17 лет.

Оба брата пошли по стопам отца, Андрея, неоднократного чемпиона страны, который погиб на тренировке в родном Новом Уренгое, отрабатывая сложный технический прием – торможение снегохода в воздухе после прыжка на трамплине. Наверное, отголоском той трагедии можно считать постоянные звонки матери. Сразу по окончании последней гонки первого дня Ушаков-средний подробно рассказал ей о том, как ехал он сам и особенно его младший брат.

Антон, между прочим, безусловный лидер в категории «юноши». В Подмосковье он одержал две победы, и хотя на подиум из-за схода во втором заезде не попал, особо не расстроился. Во-первых, у него огромный запас прочности по очкам, а во-вторых, при итоговом подсчете баллов худшая из его 15 гонок в итоговый протокол не войдет.

ИНТРИГА, ПРИШЕДШАЯ ИЗ ЭНДУРО

Очень удачно складывается для Владимира Ушакова и нынешний чемпионат по эндуро. Правда, верхнюю строчку в турнирной таблице после третьего этапа, прошедшего в поселке Токсово (Ленинградская область), он уступил все тому же Максиму Шевченко, но одно первое и два вторых места говорят сами за себя. Так что судьба золотой медали для снегоходных раллийщиков, преодолевающих за этап до 150 километров, отнюдь не решена.

Кстати, участники чемпионата отметили сложность трассы предыдущего, второго этапа в подмосковном Ильинском, что стало причиной многочисленных сходов. Не всем хватило холодного расчета и точности, чтобы без потерь преодолеть внешне безобидные снежные холмы и овраги, а также невероятные узкие проходы в лесу между деревьями. А вот Антон Богомолов из Златоуста, несмотря на сломанную педаль газа, до финиша добрался. Завершал гонку он буквально вручную – ценой кровавых мозолей. Организаторы этапа этот подвиг не обошли вниманием, наградив Антона специальным призом «За волю к победе».

Решающая схватка за победу в чемпионате по эндуро намечена на 26–27 марта, когда в Мурманске будет назван новый чемпион. Именно новый, так как действующий обладатель этого титула Николай Грачев хоть и занимает третье место, по очкам слишком много уступает северянам.

А завершат снегоходный сезон представители отечественного кросса в свободном классе. Как обычно, последние награды и призы в индивидуальном и командном зачетах найдут своих обладателей в Новом Уренгое. На этот раз 9–10 апреля.

СПРИНТ-КРОСС – ГОРДОСТЬ ПИТЕРА

Ну а первыми лауреатами сезона стали участники всероссийского турнира «Спринт-кросс». Организаторы новой, но очень привлекательной для российского болельщика дисциплины ограничились пока двумя официальными этапами, которые прошли в подмосковной Яхроме. На них москвич Сергей Кривоногов дважды становился вторым, набрав 26 и 28 очков соответственно, чего ему вполне хватило, чтобы обойти победителя второго этапа Олега Чеблакова из столичного клуба «Олимп». Третьим стал Лев Бураков из команды «ОСРАМ». Жаль, что на второй этап не приехал питерец Владимир Бабенко, который опережал Кривоногова на одно очко. Но это можно отнести к издержкам молодого и, возможно, наиболее перспективного вида снегоходного спорта.

Свидетельство тому – участие в эти выходные дни в чемпионате Санкт-Петербурга и Ленинградской области по спринт-кроссу лучших гонщиков из «Ямбурга». Новоуренгойцы впервые решили испытать себя в этой дисциплине, но есть подозрение, что местному кумиру Бабенко придется очень несладко. По крайней мере, Максим Шевченко к этому старту относится с полной серьезностью. Он, конечно, понимает, что 24–25-минутные кроссы и многочасовые эндуро в корне отличаются от спринта, где на прохождение всей дистанции требуется порядка двух минут. Но это обстоятельство лишь подогревает интерес у Шевченко и Ко. Ведь в этом сезоне у них пока получается абсолютно все.

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО СНЕГОХОДНОМУ КРОССУ

СВОБОДНЫЙ КЛАСС

Взрослые. Личный зачет. 4-й этап
Курово (Московская область)

1

В.Ушаков «Ямбург» Нов Уренгой

72 очка

2

М.Шевченко «Ямбург»

67

3

С.Грачев «ТРКСС» Тюмень

62

Положение после четырех этапов

1

М.Шевченко

282 очка

2

С.Грачев

246

3

В.Ушаков

245

Взрослые. Командный зачет. 4-й этап

1

«Ямбург»

157 очков

2

«ТРКСС»

142

3

«Факел» Новый Уренгой

73

Положение после четырех этапов

1

«Ямбург»

665 очков

2

«ТРКСС»

571

3

«Краб» Красноярск

379

Юниоры. Личный зачет. 4-й этап

1

Ю.Черепанов «ТРКСС»

72 очка

2

Д.Цуков «Ямбург»

69

3

А.Байкалов «ТРКСС»

 56

Положение после четырех этапов

1

Д.Цуков

251 очко

2

Д.Сорокопуд «Ямбург»

238

3

Е.Мартюченко «ТРКСС»

223

Юниоры. Командный зачет. 4-й этап

1

«ТРКСС»

164 очка

2

«Ямбург»

161

3

«Факел»

73

Положение после четырех этапов

1

«ТРКСС»

649 очков

2

«Ямбург»

630

3

«Факел»

416

Юноши. Личный зачет. 4-й этап

1

Д.Богданов «Факел»

60 очков

2

М.Алексеев «Факел»

59

3

Д.Носов «Ямбург»

58

Положение после четырех этапов

1

А.Ушаков «Ямбург»

266 очков

2

Д.Богданов

239

3

Д.Носов

221

Юноши. Командный зачет. 4-й этап

1

«Ямбург»

166 очков

2

«Факел»

160

3

«ТРКСС»

85

Положение после четвертого этапа

1

«Ямбург»

692 очка

2

«Факел»

592

3

«ТРКСС»

453

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КЛАСС

Взрослые. Личный зачет. 2-й этап.
Углич (Ярославская область)

1

А.Цыбовский «Факел»

75 очков

2

Д.Рязанцев «Сатурн» Рыбинск

62

3

В.Жельский «Факел»

58

Положение после двух этапов

1

А.Цыбовский

150 очков

2

Д.Рязанцев

119

3

А.Болхов «Сатурн»

114

Взрослые. Командный зачет. 2-й этап

1

«Факел»

173 очка

2

«Сатурн»

148

3

«УМПО» Уфа

126

Положение после двух этапов

1

«Факел»

318 очков

2

«Сатурн»

303

3

«УМПО»

253

Юниоры. Личный зачет. 2-й этап

1

В.Ждан «Факел»

75 очков

2

А.Дудоров «Сатурн»

62

3

Д.Смирнов «Сатурн»

56

Положение после двух этапов

1

В.Ждан

138 очков

2

Д.Смирнов

116

3

А.Волода «Факел»

109

Юниоры. Командный зачет. 2-й этап

1

«Сатурн»

167 очков

2

«Факел»

128

3

«УМПО»

52

Положение после двух этапов

1

«Сатурн»

323 очка

2

«Факел»

296

3

«УМПО»

168

Юноши. Личный зачет. 2-й этап

1

А Шевердин «УМПО»

64 очка

2

П.Арешков «Факел»

63

3

М.Алексеев «Факел»

62

Положение после двух этапов

1

М.Алексеев

115 очков

2

Д.Кукушкин «Сатурн»

109

3

В.Кривошеев «Сатурн»

108

Юноши. Командный зачет. 2-й этап

1

«Сатурн»

153 очка

2

«Факел»

150

3

«УМПО»

138

Положение после двух этапов

1

«Сатурн»

320 очков

2

«УМПО»

272

3

«Факел»

263

ДОСЛОВНО

Мотокроссовая трасса в Курове была настолько напряженной и сложной, что после ее преодоления все гонщики почувствовали себя профессионалами уже другого, более высокого уровня.

Член исполкома снегоходного комитета Мотоциклетной федерации России Александр НИКИТИН

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ЭНДУРО

2-й этап. Ильинское (Московская область)

1

М.Шевченко «Ямбург»

25 очков

2

В.Ушаков «Ямбург»

22

3

В.Троцай «Ямбург»

20

3-й этап. Токсово (Ленинградская область)

1

М.Шевченко

25 очков

2

В.Ушаков

22

3

Н.Грачев ТРКСС

20

Положение после трех этапов

1

М.Шевченко

72 очка

2

В.Ушаков

69

3

Н.Грачев

56

ВСЕРОССИЙСКИЙ ТУРНИР «СПРИНТ-КРОСС»

2-й этап. Яхрома (Московская область)

1

О.Чеблаков «Олимп» Москва

30 очков

2

С.Кривоногов Москва

28

3

Л.Бураков «ОСРАМ» Москва

25

Итоговое положение

1

С.Кривоногов

54 очка

2

О.Чеблаков

50

3

Л.Бураков

43