24 часа Ле-Мана

НА ГЛАЗАХ КОРРЕСПОНДЕНТА «СС» АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ И НИКОЛАЙ ФОМЕНКО ДЕБЮТИРОВАЛИ В ЛЕГЕНДАРНОЙ ГОНКЕ
news

АВТОСПОРТ

НА ГЛАЗАХ КОРРЕСПОНДЕНТА «СС» АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ И НИКОЛАЙ ФОМЕНКО ДЕБЮТИРОВАЛИ В ЛЕГЕНДАРНОЙ ГОНКЕ

В минувший уик-энд состоялась знаменитая гонка-марафон «24 часа Ле-Мана». Впервые в истории в ней приняли участие россияне Алексей Васильев и Николай Фоменко из команды «ЮКОС-Фрайзингер».

ПОЛМИЛЛИОНА ЧУДАКОВ

Рискну предположить, что если бы не суточный гоночный марафон, о существовании французского Ле-Мана знали бы только любители географии и истории. В местечке на полпути между Парижем и Нантом родился будущий английский король Генрих II, а верная спутница жизни Ричарда Львиное Сердце королева Беренгария основала здесь аббатство Л’Эпо.

Но для миллионов людей на планете слово «Ле-Ман» связано исключительно с ревом гоночных моторов. Вы можете себе представить более полумиллиона человек, пришедших посмотреть на состязание болидов?

Я тоже не мог. Хотя, откровенно говоря, поначалу ожидал большего. После невообразимого людского муравейника Парижа город удивил полупустынными улицами. Как выяснилось позже, отсутствие местных жителей объяснялось тем, что в пятницу вечером они отправились смотреть знаменитый парад пилотов «24 час Ле-Мана» на старинных автомобилях, проходивший на площади Якобинцев. Затем гонщики проезжали по центральной улице города, раздавая сувениры и автографы всем желающим. Когда же участники соревнований закончили свой парад, в дело вступили простые смертные. Болельщики колесили по Ле-Ману на разновозрастных авто – от старинных прошлого века до новомодных «Лотусов» и «Феррари». Находились чудаки, мчавшиеся по асфальту даже на детских мопедах.

ОБЪЯТИЯ ЛЕ-МАНА

Именно с этого момента легендарная интернациональная гоночная тусовка почти на двое суток захватила меня и уже не выпускала из своих объятий.

...Почти 14-километровое гоночное кольцо Ле-Мана окружено настоящим городом палаток, прицепов, киосков, стоянок автомобилей, людским морем. Над всем этим гордо зависают несколько вертолетов с телекамерами. Кстати, купить в окрестностях трассы можно все. Поражало просто фантастическое разнообразие различных сувениров. Сотни тысяч значков, наклеек, маек, бейсболок, флагов, плакатов. А уж о количестве выпитого пива и говорить не приходится. Его хватило бы как раз для заполнения русла протекающей неподалеку Руаны.

ФОМЕНКО ВЗЯЛ СЫНА

Меня же, прежде всего, интересует предстартовое настроение российских гонщиков Алексея Васильева и Николая Фоменко, в составе команды «ЮКОС-Фрайзингер» впервые участвовавших в «24 часах Ле-Мана». Французская пресса во все уста твердит, что это «русский прорыв в Ле-Ман», а наших ребят сравнивает с Петром I, прорубившим когда-то окно в Европу. Согласно правилам, в экипаже должно быть три пилота. Компанию россиянам составляет опытнейший англичанин Роберт Нирн. Для него это уже не первый суточный марафон.

За несколько часов до старта в субботу захожу в боксы «ЮКОС-Фрайзингер» и застаю там Фоменко с сынишкой, который с удовольствием крутит руль гоночного автомобиля отца.

Николай, а у меня есть шанс? – спрашиваю.

– Боюсь, что оказаться за рулем с такими ростом и габаритами вам поможет только ампутация, – в своей манере шутит Фоменко.

– Вижу, настроение у вас превосходное. Какая цель стоит перед командой?

– Перед нашим экипажем стоит задача – не рисковать и спокойно доехать до финиша, а вот вторая наша машина (Стефан Ортелли, Роман Дюма и Тимо Бернар. – Прим. «СС») будет бороться только за победу.

– С поставленной задачей справитесь?

– Пока не хочу загадывать. Что-то определенное можно будет сказать только после девяти вечера. Главное, чтобы мы втроем проходили трассу ровно – без всплесков и провалов.

АНГЛИЧАНИН ПОДВЕЛ

Николай как в воду глядел. Именно на исходе пятого часа гонки раскрашенный в цвета «ЮКОС-Фрайзингер» желто-зеленый автомобиль сходит с дистанции, проехав всего 65 кругов. Правда, за рулем в тот момент – Нирн. «Эх, загубил парень 650 тысяч евро», – сокрушается в боксах Фоменко.

– Что же произошло? – вопрос Васильеву.

– Все шло просто здорово. Не было проблем ни с резиной, ни с мотором, ни с машиной. Вдруг опытный англичанин ни с того ни с сего проехал несколько кругов очень быстро. В результате в одном из поворотов Нирн не вовремя затормозил. Его занесло, развернуло, и он задней частью автомобиля врезался в стену. Видно, придется на будущий год брать в экипаж российского пилота, – и тут же, улыбаясь, Николай добавляет, – все время приглашаем британцев, а они нам все дело портят (в прошлом году во время 24-часовой гонки в Спа Адам Джонс спалил мотор. – Прим. «СС»).

– Что значит выступление в Ле-Мане лично для вас?

– Сбылась мечта всей моей жизни. Я стартовал в величайшей гонке. Не поверите, проносясь по прямой на скорости более 300 километров в час, я различал улыбки зрителей на трибунах. В пятницу у меня поднялась температура. Спасибо врачам команды, сумели поставить на ноги. Во время второй смены Нирн забыл подсоединить мне воду. Так я этого даже не заметил! Жаль, что не удалось финишировать. Ну, ничего. На будущий год нас допустят в Ле-Ман без отбора. Думаю, тогда выступим успешнее.

Не обошли стороной проблемы и второй экипаж «ЮКОС-Фрайзингер». Ортелли и КО ночью в воскресенье выходят в лидеры в своем классе, а к полудню уже опережают ближайшего преследователя на три круга! Однако происходит сбой в работе зажигания. Следуют два заезда в боксы для ремонта. Механикам удается исправить неполадки. Наградой команде за волю к победе служит третье место.

«Формула-1» – это максимальная PR-серия. Соревнования в классе GT – максимальная гоночная», – сказал Фоменко за неделю до старта. Тогда, каюсь, я не поверил гонщику. Подумал: всяк кулик хвалит свое болото. Но теперь, после того как увидел легендарный Ле-Ман собственными глазами, понял, почему эта гонка так завораживает и спортсменов, и зрителей. Разгадка в том, что она – настоящая. И теперь, признаться, мне не хочется смотреть, как Михаэль Шумахер играет «в одни ворота» со статистами «первой формулы».