Николай Фоменко: Теперь не торможу на вираже
АВТОСПОРТ
В чешском городе Брно завершился пятый этап чемпионата мира FIA GT. Российские гонщики Алексей Васильев и Николай Фоменко, выступающие за команду «ЮКОС-Фрайзингер», заняли четвертое место. Другой экипаж этой команды в составе Стефана Ортелли (Монако) и Эмануэля Колларда (Франция) финишировал третьим.
Известный в несуществующей нынче стране Чехословакии поэт Ян Скацел утверждал, что в Моравии, столицей которой является Брно, самый красивый гимн. Им, по мнению поэта, была тишина, секундная пауза между куплетами чешского и словацкого гимнов. Красиво, но все-таки, на мой взгляд, спорно, поскольку даже в названии города Бр-р-рно слышится звук работающего мотора. Не случайно ведь именно в пригороде столицы Моравии, области на востоке Чехии, 74 года назад была построена трасса для авто- и мотогонок, ставшая ныне такой же местной достопримечательностью как, например, Капуцинский монастырь со «склепом мумий» или замок Аустерлиц, близ которого состоялась историческая «битва трех императоров». Городская кондитерская фабрика наладила даже выпуск конфет, на фантиках которых изображена схема трассы автомотодрома Брно. «Долгоиграющие» леденцы, которыми потчуют журналистов в пресс-центре.
Сел сейчас описывать увиденное и почувствовал себя, образно говоря, водителем гоночного автомобиля, который сел за руль, нажал на газ и… обнаружил, что не знает, в какую сторону лучше поехать: слишком много впечатлений. И это всего за неполных два дня командировки!
ФОРМУЛА GT
Ну, для начала, надо объяснить, что такое 5-й этап чемпионата FIA GT 2004 в Брно? Если вы хотя бы раз видели гонку «Формулы-1», вам легко представить и эти соревнования, в которых участвовали шесть марок кузовных автомобилей, разделенных на два класса, в зависимости от мощности моторов. Наши – Алексей Васильев и Николай Фоменко – гоняли на «Порше», конкуренцию которой составили «Феррари» (с тем же объемом двигателя). Еще одно существенное отличие в том, что тут в одной машине едут два гонщика, которые по ходу соревнований меняют друг друга, а потому на пит-стопах машины задерживаются чуть-чуть дольше, чем в «Формуле». Но механики, или как их здесь называют, инженеры, ни в чем не уступают коллегам из «Формулы». Готов «замазать» на этот счет с кем угодно, поскольку сам был свидетелем тому, как накануне решающей гонки этапа инженеры команды «Фрайзингер» за час(!) заменили забарахливший мотор в «Порше» экипажа немецких гонщиков Масен – Лур. «В наших лучших автосервисах это делают за три дня. Притом, за деньги клиентов», – заметил по этому поводу пилот российского экипажа Алексей Васильев.
«УТКА» ПРО ШУМАХЕРА
Я спросил у Васильева, нельзя ли прокатиться с ним хотя бы один кружок на скорости 300 км/ч, чтобы, как говорится, на собственной шкуре почувствовать все прелести гонки. Увы, немножко опоздал. «Катание» журналистов на этом чемпионате происходит один раз в году и только с разрешения FIA. В нынешнем повезло тем, кто освещал первый этап гонки в итальянском городе Монца.
Окончательно добил меня Николай Фоменко: «Не переживайте так, все равно с вашим ростом и весом шансов проехаться по трассе почти никаких: будет очень тесно в этой машине…»
Известный российский шоумен знает, что говорит. За семь лет серьезных занятий автоспортом прошел сложнейший путь от участника любительских гонок на выживание до мастера спорта международного класса, одного из ведущих пилотов знаменитой команды «ЮКОС-Фрайзингер» и постоянного участника чемпионата мира по кольцевым гонкам в классе GT (за его плечами сейчас более 40 гонок «Гран-при»). Побывал в нескольких серьезных авариях, одна из которых закончилась реанимацией. «Очнувшись после комы и увидев врача в белом халате, в первую секунду принял его за архангела Михаила», – с улыбкой вспоминает Николай те трагические минуты своей жизни.
– И неужели после этого у вас не мелькнула мысль «завязать» навсегда с автогонками?
– Наоборот, горжусь тем, что вернулся. Самое трудное для гонщика – возвратиться на трассу после таких аварий!
– Хобби Николая Фоменко – чтение книг и компьютер. Так написано в буклете, посвященном вашей команде. Значит, автомобильные гонки стали уже вашей работой?
– Любимой и высокооплачиваемой. Здесь я зарабатываю деньги, которые никогда не заработаю дома.
– Но это связано с риском для жизни?
– К этому надо относиться философски. Что написано на роду, того не избежать. Тем более что я сознательно шел к профессии гонщика. Став в 2000 году чемпионами России по кольцевым гонкам, мы с Лешей Васильевым целый год искали, кто бы нас оценил на международном уровне. Наконец Манфред Фрайзингер, хозяин немецкой команды с одноименным названием, согласился заключить контракт. На первых порах ездили мы отвратительно, разбили несколько машин, но он терпел. А потом, где-то после восьмой гонки, случился переломный момент: поехали наконец-то быстро…
– В одном из интервью вы сказали, что если бы Михаэль Шумахер решил участвовать в чемпионате FIA GT и пересел на «Порше», вы бы его «сделали». Это в самом деле так?
– Откровенная журналистская «утка». Хотя ему действительно пришлось бы нелегко. Раньше, оказавшись во время гонки с какой-либо машиной на повороте, я испытывал муки, сбрасывая скорость до 80 км/ч. А теперь четко знаю: Фоменко – тоже проблема для гонщика, сидящего в другой машине. Пусть он даже будет семи пядей во лбу. Теперь воюю со всеми.
– Какую максимальную скорость вам удалось развить на трассе?
– Где-то 365 км/ч.
– Цифра, надо заметить, символическая. Триста шестьдесят пять дней в году – автогонки. Неужели не тянет, например, в театр или в кино, где, как известно, вы тоже преуспели?
– Тянет. В июле, кстати, начнется съемка французского фильма «Красная вода», где я получил главную роль. Фильм, правда, тоже об автоспорте и гонщиках.