Новый Уренгой победно завершает сезон

ЧЕМПИОНОМ РОССИИ ПО КРОССУ В СВОБОДНОМ КЛАССЕ СТАЛ М.ШЕВЧЕНКО
news

КАЛЕЙДОСКОП. СНЕГОХОДНЫЙ СПОРТ

ЧЕМПИОНОМ РОССИИ ПО КРОССУ В СВОБОДНОМ КЛАССЕ СТАЛ М.ШЕВЧЕНКО

Последний день чемпионата России по снегоходному кроссу в Новом Уренгое стал не только своеобразным венцом всего сезона отечественного снегоходного спорта, но порадовал многочисленных болельщиков драматической развязкой, в которой в итоге лавры победителя в свободном классе достались их земляку.

ОТ СЕРЕБРЯНОГО ДУБЛЯ К ЗОЛОТОМУ

К тому же к себе домой на три апрельские гонки четвертого этапа в свободном классе, где спортсмены используют зарубежные, более продвинутые снегоходы, Максим Шевченко приехал уже фактически в ранге чемпиона в команде в этом престижном классе.

Однако выиграть личный зачет у легендарного Дмитрия Воженникова, четырехкратного чемпиона России, было делом куда более сложным, хотя кемеровчанин и прибыл в Новый Уренгой, занимая лишь третье место.

А ведь после двух этапов (в Ижевске и Альметьевске) лидерство Воженникова не вызывало сомнений – пять первых и одно второе место в шести заездах и почти максимально набранное количество очков — 147. У Шевченко же было лишь 98. К примеру, шедший вторым в чемпионате партнер Воженникова по «Винтертуру» Александр Петров имел 129 очков.

Ситуация резко изменилась в Тюмени. Максим выиграл все три заезда третьего этапа, а вот Воженников, завершив первый заезд вторым, на два других не смог выйти из-за травмы. Даже учитывая тот факт, что наихудший результат, показанный в 12 заездах всех четырех этапов, в итоговый протокол чемпионата не включается, все равно одну полновесную «баранку» Воженников в свой пассив заполучил и перед Новым Уренгоем в общем зачете расположился на непривычной для себя третьей позиции.

Но при этом Петров по-прежнему опережал Шевченко, только теперь их отделяли уже не 31, а всего лишь 3 очка. Напомним, что за победу в заезде присуждается 25 очков, за 2-е место – 22, 3-е – 20, 4-е – 18, 5-е – 16, 6-е – 15, 7-е – 14 и так далее.

В столице добычи российского газа напряжения двухдневных гонок, которые проходили при ослепительном солнце и 20 градусах мороза, первым не выдержал Петров. Уже в стартовом заезде он безнадежно отстал, заняв девятое место. А вот Шевченко и Воженников пришли к финишу друг за другом в двух заездах подряд, причем оба раза Максим выигрывал у своего более опытного соперника, всерьез вознамерившись отобрать титул сильнейшего гонщика страны у кемеровчанина. В этом ему, несомненно, помогали и родная трасса, которую он знает вдоль и поперек до мельчайших подробностей, и поддержка местной публики. Но именно родная трасса едва не сыграла роковую роль при распределении призовых мест.

Выходя на решающий старт, Шевченко знал, что может уступить Воженникову в заезде, но не более двух очков. Три в минусе давали в очках общее равенство, но в итоговой таблице преимущество получал бессменный чемпион России, у которого было больше призовых мест на этапах.

Похоже, предвкушение близкой победы слишком эмоционально подействовало на Шевченко. Чем иначе можно объяснить его два падения, из-за которых он по ходу гонки оказался даже на девятом месте. И все же лидер «Ямбурга» нашел в себе силы добраться до финиша третьим.

Но даже этот подвиг Максима вряд ли мог быть оценен по достоинству, если бы не Павел Захаров, который в полной мере может считать себя соавтором его чемпионства. Еще в прошлом году бившийся за медали чемпионата вместе с Шевченко в составе «Факела» Павел в этом сезоне на этапах ни разу выше третьего места не поднимался, а тут раз – и «выстрелил» в самый неподходящий для Воженникова момент. Захаров сумел в жестком соперничестве опередить супермастера, второе место которого в заезде превратило его в экс-чемпиона России.

Уже не раз кемеровчанин грозился покинуть снегоходный спорт, но сразу после чувствительного поражения он пообещал своему главному сопернику полновесный реванш в следующем сезоне.

КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО КРОССА

А вот в отечественном классе пока так никому не удается нарушить гегемонию Алексея Цыбовского. Парень, которому чуть больше двадцати, уже в третий раз подряд стал чемпионом России среди взрослых. Правда, в свободном классе Алексею до вершин предстоит проделать большой путь. 12-е место в этом году – это явно не его планка.

Кстати, отечественный класс имеет серьезную специфику. Заключается она не только в том, что российские машины «тайга» и «рысь» приходится здорово доводить до ума, чтобы они не подвели уже на старте чемпионата. Согласно правилам на наших машинах нельзя менять лишь отечественные раму и двигатель, а во всем остальном спортсмены и их техники вольны, как птицы. А поэтому в богатых клубах на российских снегоходах можно увидеть и иностранные подвески, и траки, и систему зажигания, и ремни. Все это дает слишком заметное преимущество гонщикам, которые «седлают» перед стартом «навороченные» снегоходы. Это постоянно отмечают руководители команд, у которых нет лишних средств. А таковых, к сожалению, сегодня немало. Не случайно уже принято решение, что со следующего сезона медали чемпионата России в отечественном классе будут разыгрываться в двух категориях – «открытой» и «стандартной». Думаю, понятно, что «открытая» подразумевает в первую очередь использование заметно переделанных снегоходов.

Финансовая слабость многих снегоходных клубов, наверное, одна из самых болезненных проблем очень зрелищного вида спорта. Даже в таких крупных городах, как Красноярск, Санкт-Петербург, Кемерово, по существу есть лишь по одному снегоходному клубу с развитой инфраструктурой.

Ограниченное финансирование вкупе с широкой географией снегоходов обозначили еще одну проблему. С тех пор, как этапы чемпионата России по кроссу начали проводиться в Сибири, многие европейские команды – из Санкт-Петербурга, Мурманска, Кирова – прекратили в нем свои выступления. Для них сегодня приезд, например, в Новый Уренгой — непреодолимое по деньгам препятствие. Между прочим, от Москвы до этого северного города путь, который преодолевает «караван» с машинами, техниками и гонщиками, составляет около четырех с половиной тысяч километров.

ДЕМОКРАТИЧНОЕ ЭНДУРО И ПРОБНЫЙ ТРЕК

Вот и получается, что некоторые «европейцы» в этом сезоне предпочли классическим кроссовым баталиям (в свободном и отечественном классах) чемпионат России по эндуро, который проводился лишь во второй раз. Ни один из четырех этапов дальше Свердловской области не забирался. Более того, два заключительных старта проходили в Московской области, а поэтому вполне понятно, почему соревнование собрало более 100 участников.

Гонки эндуро, по мнению вице-президента снегоходного комитета Мотоциклетной федерации России Александра Никитина, больше приближены к естественной езде по пересеченной местности, где трасса в отличие от кросса на 95 процентов сделана самой природой. Старты эндуро очень напоминают по своей сути автораллийные соревнования. Спортсмены гоняются по кругу длиной 35–40 километров, а общая протяженность дистанции составляет порядка 100–110 километров.

Вообще дисциплин, активно развивающихся в отечественном снегоходном спорте, становится все больше. Помимо кросса и эндуро пусть и спорадически, но проводятся соревнования по спринт-кроссу. В нем трасса немного короче, чем в кроссе (600–800 метров), а регламент соревнования абсолютно идентичен тому, что успешно применяется в мировом и отечественном спидвее. На старт каждого заезда выходят не более четырех спортсменов, при этом в итоговом протоколе у всех участников абсолютно одинаковое количество стартов и личных встреч между гонщиками.

В этом году в Ижевске прошло и 1-е первенство России по трековым гонкам. Пока назвать это соревнование профессиональным нельзя, поэтому и статус у него не чемпионата, а первенства. Турнир стал своеобразной пробой пера и для участников, и для организаторов. К сожалению, в России пока нет специально подготовленных по науке трасс для трековых гонок, чем, например, могут похвастать американцы. В США треки даже делятся на две категории – ледяные и снежные.

Но, например, фанатов трековых баталий в Альметьевске и Казани это обстоятельство нисколько не пугает. Для них, похоже, главное заключается в том, что зрители, уже давно пристрастившиеся к гонкам по кругу стадиона на мотоциклах и легковых автомобилях, с удовольствием приходят и на соревнования, где гонщики предпочитают выяснять свои отношения на супермощных снегоходных машинах.

ДОСЛОВНО

Общий уровень мастерства отечественных гонщиков за последние годы заметно вырос. Уже даже юниоры при вождении в соревновательных условиях очень грамотно выполняют самые сложные технические приемы и ведут мужскую, бескомпромиссную борьбу за места на пьедестале почета. Правда, в этом им здорово помогает и более совершенная, чем раньше, материальная база клубов.

Снегоходные клубы европейского региона могли бы бороться с сибиряками на равных, если бы их бюджеты были соизмеримы с теми, что имеют «Ямбург» и «Факел».

Вице-президент снегоходного комитета Мотоциклетной федерации России Александр НИКИТИН.

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО СНЕГОХОДНОМУ КРОССУ СВОБОДНЫЙ КЛАСС

ВЗРОСЛЫЕ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

1 М.Шевченко «Ямбург» (Новый Уренгой) 236 очков
2 Д.Воженников «Винтертур» (Кемерово) 235
3 А.Петров «Винтертур» (Кемерово) 211

ВЗРОСЛЫЕ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ

1 «Ямбург» (Новый Уренгой) 615 очков
2 «ТРКСС» (Тюмень) 458
3 «Винтертур» (Кемерово) 455

ЮНИОРЫ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

1 Ю.Черепанов «ТРКСС» (Тюмень) 260 очков
2 Д.Сорокопуд «Ямбург» (Новый Уренгой) 214
3 Д.Цуков «Ямбург» (Новый Уренгой) 207

ЮНИОРЫ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ

1 «Ямбург» (Новый Уренгой) 632 очка
2 «ТРКСС» (Тюмень) 569
3 «Факел» (Новый Уренгой) 304

ЮНОШИ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

1 Е.Мартюченко «ТРКСС» (Тюмень) 261 очко
2 С.Романенко «Ямбург» (Новый Уренгой) 244
3 У.Абдурахманов «Факел» (Новый Уренгой) 218

ЮНОШИ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ

1 «Ямбург» (Новый Уренгой) 559 очков
2 «Факел» (Новый Уренгой) 512
3 «ТРКСС» (Тюмень) 504

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КЛАСС

ВЗРОСЛЫЕ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

1 А.Цыбовский «Факел» (Новый Уренгой) 197очков
2 М.Шевченко «Ямбург» (Новый Уренгой) 149
3 С.Зоткин «Олимп» (Москва) 139

ВЗРОСЛЫЕ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ

1 СТК «Факел» (Новый Уренгой) 459 очков
2 СТК «Ямбург» (Новый Уренгой) 411
3 СТК «УМПО» (Уфа) 292

ЮНИОРЫ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

1 Д.Рязанцев «Сатурн» (Рыбинск) 194 очка
2 А.Дударов «Сатурн» (Рыбинск) 157
3 Д.Смирнов «Сатурн» (Рыбинск) 154

ЮНИОРЫ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ

1 «Сатурн» (Рыбинск) 539 очков
2 «УМПО» (Уфа) 350
3 «Факел» (Новый Уренгой) 152

ЮНОШИ. ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

1 В.Иванов «Олимп» (Москва) 179 очков
2 А.Милющенков «Буран» (Рыбинск) 163
3 Н.Настенко «Факел» (Новый Уренгой) 150

ЮНОШИ. КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ

1 «Факел» (Новый Уренгой) 435 очков
2 «Олимп» (Москва) 326
3 «Буран» (Рыбинск) 319

ОТКРЫТЫЙ ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО ЭНДУРО НА СНЕГОХОДАХ

СУПЕРСПОРТ (ПРОФЕССИОНАЛЫ)

1. Н.Грачев «ТРКСС» (Тюмень) 95 очков
2 Л.Носков «X-Style» (Киров) 82
3 С.Грачев «ТРКСС» (Тюмень) 63

СПОРТ (ЛЮБИТЕЛИ)

1 С.Соколов «СИМ-МАДИ» (Москва) 95 очков
2 О.Березин Златоуст 84
3 М.Пехтерев Санкт-Петербург 74