«Лукойл рейсинг» зажигает звезды

По уровню подготовки персонала и пилотов, количеству побед в российском автоспорте «ЛУКОЙЛ Рейсинг тим» не имеет аналогов.
news

КАЛЕЙДОСКОП. АВТОСПОРТ

По уровню подготовки персонала и пилотов, количеству побед в российском автоспорте «ЛУКОЙЛ Рейсинг тим» не имеет аналогов.

Количество завоеванных золотых медалей и кубков уже давно перевалило за сотню, и более 25 раз команда и ее пилоты становились чемпионами России.

Количество ноу-хау, пришедших через эту команду в российский автоспорт, впечатляет.

ВПЕРВЫЕ на кольцевую отечественную «восьмерку» установлен специальный спортивный бортовой компьютер и последовательная секвентальная коробка передач.

ВПЕРВЫЕ в работе с пилотами применены научные методики, включающие в себя компьютерную диагностику и моделирование поведения пилота на трассе – 1998 г.

ВПЕРВЫЕ на автомобилях десятого семейства ВАЗа в классе «Супертуризм» применены стабилизаторы поперечной устойчивости, регулируемые из салона автомобиля – 2000 г.

ВПЕРВЫЕ в России в 2002 г. начата программа комплексной подготовки молодых талантливых пилотов, цель которой представить на мировой рынок автоспорта в 2006–2007 гг. гонщика, способного достойно защищать цвета России в «Формуле-1».

ВПЕРВЫЕ европейская «Форму- ла-3», младшая сестра «Формулы-1», покорилась российской команде, которая победила в чемпионате Финляндии, и русский пилот Алексей Павловский был быстрее финнов, давших мировому автоспорту Мику Хаккинена, Мику Сало, Кими Райкконена – 2003 г.

СТРАТЕГИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Таких «впервые» очень много, их полный перечень вряд ли необходим, но и из вышеперечисленного ясно: сегодня «ЛУКОЙЛ Рейсинг» – самая профессиональная гоночная команда страны. И именно ее менеджеру Евгению Малиновскому хочется задать вопрос о «Формуле-1», русских пилотах, способных достичь успеха в соревнованиях этого класса, а также узнать мнение о широко обсуждаемом вопросе – строительстве стадиона «Формулы-1» у нас в стране и о менеджменте в автоспорте.

– Кто такой менеджер, каковы должны быть его функции и отношения со спонсорами или владельцами команды?

– Менеджер в команде лишь управленец. Отношения между владельцем команды и мной очень простые: должны быть спортивные результаты, позитивный PR, развитие команды. Если все эти составляющие присутствуют, платят зарплату, нет — выгонят.

О функциях кто-то сказал очень хорошие слова: «Если команда выигрывает, выигрывают все: владельцы, спонсоры, пилоты, механики и т.д., если проигрывает, проигрывает один человек – менеджер».

– «ЛУКОЙЛ Рейсинг» имеет стратегию в автоспорте на долгие времена?

– «ЛУКОЙЛ Рейсинг», по мнению многих журналистов, осуществляет государственную политику в области автоспорта. Судите сами.

– Новые технологии, обучение технического персонала, создание отечественных спортивных автомобилей, которые быстрее иномарок. Мы пятикратные чемпионы России в «Супертуризме» на нашей «десятке».

– Молодые талантливые пилоты, подтвердившие свои звания в картинге десятками побед в Европе и России, пришли к нам не по блату, а благодаря своей работе с 7—8 лет, поломанным ребрам и сотням гоночных кило- метров. Мы считаем, кто, если не «ЛУКОЙЛ», поддержит в их тяжелой, но честной спортивной карьере.

– «ЛУКОЙЛ» спонсирует соревнования по автоспорту уже 7 лет, и нефтяная компания понимает важность этой деятельности для развития всего автоспорта страны.

«ЛУКОЙЛ» занимается огромным количеством проектов в спорте, поддерживает детский футбол, проводит региональные спартакиады, участвует в деятельности многих профессиональных клубов, олимпийском движении. В компании есть Совет по спорту, огромную работу проводит Спортивный клуб «ЛУКОЙЛ», постоянно координируется работа с отделами по рекламе и PR, да и в самой компании спорт любят и проводят соревнования внутри отделов и департаментов.

Так что мы только часть хорошо отлаженной машины, работающей на развитие спорта в стране, наше дело – кольцевые гонки.

«ФОРМУЛА-1» ПО-РУССКИ

– Евгений Владимирович, мечтой об участии русского пилота в «Формуле-1» грезят многие. Называются фамилии Злобина, Петрова, Русинова, Алешина. Всем хочется знать, когда, кто и как и возможно ли это сейчас?

– Отвечу жестко: в России нет ни одного достойного пилота, способного завтра представить Россию в гонках такого уровня. Что касается Сергея Злобина, я бы не хотел обсуждать это всерьез, это не более чем PR-акция, несбыточная мечта или амбиции, и жаль, что многие уважаемые СМИ уделяют этому фарсу так много внимания, – видимо, за это им достаточно платят.

У Петрова и Русинова другая история – это так называемые «папины» гонщики, в 16—18 лет убедившие своих родителей, что автоспорт – это их призвание. Допускаю, что они даже талантливы, имеют кое-какой опыт, но, к сожалению, поздно пришли в автоспорт.

Сегодня в Европе картингист, пришедший в автоспорт в 14 лет, уже переросток. Связано это с тем, что подготовка пилота – это длительный, многоступенчатый и очень дорогой процесс. Учить пилота азам траектории, торможения надо в детском картинге, где бюджет на год 50 тысяч долларов, а не в европейской «Формуле Рено 2000», где минимальный бюджет на сезон в шесть раз больше.

Потом, цели разные: у них цель – попасть в «Формулу-1», у нас – добиться того, чтобы русского пилота пригласили в «Формулу-1» благодаря его достижениям в европейском автоспорте, а не благодаря его связям и спонсорам с огромными инвестициями в бюджет команды. Поэтому мы не говорим о «Формуле-1», мы говорим о целевой, продуманной, рассчитанной на 5 лет подготовке лучших российских пилотов из картинга, в нее уже вошли Алешин, Байбородов, Афанасьев. В результате кропотливой работы в течение трех лет из 3—4 ребят мы отберем в европейской «Формуле Рено 2000» одного-двоих и поведем их дальше. При минимальных инвестициях мы действительно выберем самого достойного, доказавшего при прочих равных условиях, что он способнее других. И только тогда будем говорить со спонсорами о «Формуле-1».

Кстати, такая же тактика присутствует у многих европейских, японских, американских спонсоров, стремящихся в «Формулу-1».

Поэтому мы и не просим у спонсоров денег на грандиозные проекты. Представьте, вы пришли к инвестору и предложили: «Давайте построим завод…» Он спросит: «А работать он будет?» А вы ему в ответ: «Вы вложите средства, а там посмотрим».

Мы же постараемся своими победами доказать, что наш «завод» по производству пилотов работает хорошо, а дополнительные инвестиции в него принесут лишь гарантированные PR и коммерческие дивиденды.

Ведь хороший пилот «Формулы-1» получает хорошую зарплату и его имя приносит немалые дивиденды для его спонсоров и страны.

МОСКВА – НЕ МОНТЕ-КАРЛО

– Что вы думаете о развитии автомобильного спорта в стране?

– Развивается в основном коммерческий, любительский, а не профессиональный автоспорт. Основным тормозом является отсутствие профессиональных трасс, кадров и закона о спорте, в соответствии с которым спонсору было бы выгодно вкладывать средства в развитие российского спорта.

– Разговоры о строительстве стадиона для «Формулы-1» не смолкают уже на протяжении десятилетия. Возможно ли осуществление этого проекта в ближайшее время?

– Я, наверное, первый, кто вам с уверенностью скажет, что стадион «Формулы-1» в Москве не нужен. И наш мэр Юрий Михайлович, видимо, очень мудрый человек, потому что не торопится выделять деньги из бюджета города на это строительство.

Причин несколько. Сам стадион вещь не прибыльная, дивидендов больших не приносит, хотя, безусловно, всегда развивает регион, в котором находится и существенно увеличивает налоговую базу, появляются дополнительные рабочие места и новые технологии. Городу дешевле построить стадион за своими пределами с соответствующей инфраструктурой и доставлять специалистов и гостей раз в году на «Формулу-1», чем закатать в асфальт дорогую московскую землю. Причем подмосковное правительство должно выделить эту землю бесплатно, так как выгоды Подмосковья очевидны.

Схема проста, два правительства должны договориться между собой и дать инвестору существенные льготы, так как для любого инвестора этот проект убыточен. А Москва и Подмосковье получают международный PR, развитие туристического бизнеса, инфраструктуры обоих регионов, деловых связей и дополнительные рабочие места.

И это только часть вопроса, есть еще и подготовка кадров, и необходимость загрузить спортивный комплекс в течение года работой, и многое другое. Хотя очевидно, что страна, обладающая многомиллионным автомобильным транспортом, стремящаяся к культуре дорожного движения, должна обладать хоть одним гоночным кольцом международного уровня.

Автополигон НАМИ под Дмитровом переживает не лучшие времена, чем он нам не Сильверстоун, десятки километров уже заасфальтированы, и персонал более или менее подготовлен. Но у нас нет простых желаний, нам надо из Москвы Монте-Карло делать, чтобы всех удивить, а корейцы и арабы уже принимают «Формулу-1», хоть и в пустыне порой.

– Что бы вы хотели сказать в заключение болельщикам автоспорта и профессионалам, работающим в нем?

– «Терпенье и труд все перетрут», если страна будет развиваться и богатеть, автоспорт тоже будет на подъеме, и будут трассы, и пилоты в «Формуле-1». Только для этого, как сказал Жванецкий, «общим видом овладели, надо теперь тонкости изучить».