Русские ведьмы

Еще в советские времена было разделение на основные, олимпийские, и прикладные виды спорта. Авиационный спорт, относящийся к последним, оказался в тени. Однако в этом виде у нас множество побед и победителей, достойных Галереи российской спортивной славы
news

ПРЕМИЯ ГРОСС

Еще в советские времена было разделение на основные, олимпийские, и прикладные виды спорта. Авиационный спорт, относящийся к последним, оказался в тени. Однако в этом виде у нас множество побед и победителей, достойных Галереи российской спортивной славы. Галина Корчуганова, летчик-испытатель, абсолютная чемпионка мира и СССР по высшему пилотажу и президент клуба женщин летных специальностей «Авиатриссы». Сегодня она – лауреат учрежденной «Советским спортом» премии ГРОСС в номинации «За мужество и преданность cпортивным идеалам».

НА КАРТОННОМ КРЫЛЕ

— Галина Гавриловна, небо скорее мужская стихия, нежели женская. Как самолеты стали главным в вашей жизни?

— Все началось с парашютов. К нам в школу пришел инструктор и предложил записаться в парашютный кружок. Мне тогда было 16 лет, прыгали с самолета По-2 или У-2. На таком в войну летал женский гвардейский полк. У-2 – биплан, и, чтобы прыгнуть с него, нужно сначала вылезти на крыло. Представляете, что это такое? Воздушная акробатика! Так страшно было, жуть! Самолет-то летит со скоростью 80 км в час! Но не прыгнуть было позором. И я прыгнула!

— После столь героического начала и решили освоить профессию летчика?

— Пожалуй.

— Родители нормально отнеслись к экстремальному увлечению?

— Мама меня одобряла. Может, и боялась, но ругала только за то, что я не высыпалась. Вылеты были рано, вставать приходилось чуть не в три утра, чтобы успеть на самолет.

— Свой первый самостоятельный полет помните?

— Да ничего особенного, села за штурвал и полетела, только инструктор советы давал, мол, мягче держись за управление.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

— Вы установили 71 рекорд в 1982 году на одном самолете – Ан-24. Хоть один помните?

— Когда 71 рекорд, разве запомнишь! Все рекорды заранее планировались, просчитывалось буквально все. Помню, мы шли на рекорд скорости на круге в 2000 километров, а я была командиром экипажа. Так мой экипаж такой крик поднял! Мы не долетим, нам не хватит топлива! Но рекорд в итоге установили. А число 71 потому, что придумали такую хитрость: самолеты делятся по весу на классы и в каждом классе свой рекорд, так мы наш Ан-24 то облегчали до минимума и летели в одном классе, то нагружали и летели уже в другом классе!

— Вам приходилось командовать и мужчинами, и женщинами. Кем проще?

— Конечно, с женским экипажем труднее летать! С мужчинами — никаких проблем, если я командир, то меня слушаются беспрекословно. А все предубеждения остаются на земле. Помню, был такой случай. Ко мне вторым пилотом пришел новый летчик. В полете он все указания выполнял безоговорочно, а на земле такой крик поднял, мол, я такой хороший летчик, и меня с бабой вторым пилотом поставили!

МУЖСКАЯ РАБОТА

— Вы освоили более двадцати типов летательных аппаратов. Откуда такая цифра?

— Когда освоил один тип, другой – уже проще.

— Вы еще и летчик-испытатель. Это же чисто мужская работа?

— Да и много ли среди мужчин летчиков-испытателей найдется! Помню, были испытания с муляжом бомбы. Этот муляж подвешивали под «брюхо» самолета, а потом наблюдали, какие маневры нужно делать, чтобы он не раскачивался сильно. Потом были испытания настоящей бомбы. Мне не пришлось в них участвовать.

— Во время испытаний внештатные ситуации были?

— Нет, но помню, были такие испытания: мне надо было пикировать на объект – дом. И вот я пикирую, а мне ведущий диспетчер говорит, чтобы я пониже спустилась, я же в ответ: «Еще чуть-чуть — и полный рот земли будет!»

ЛЕТЧИКИ ЖЕНЯТСЯ НА БУФЕТЧИЦАХ

— Про летчиков рассказывают много анекдотов. Курьезы в небе приключались?

— А как же. Хотя по большей части все же на земле, а не в небе. Помню, был такой случай: во время обеда у моего второго пилота во рту застряла кость. Он меня спрашивает, мол, можно я прополощу рот водкой. Я разрешила, но сказала, чтобы не глотал только. Ну, конечно же, он ее проглотил!

— То есть отношения с алкоголем у летчиков самые что ни на есть теплые? А как же дисциплина?

— Дисциплину никто не отменял. Летчики такие же люди и не прочь иногда и позволить себе что-то. Но в основном больше рассказов и баек на эту тему сами же и сочиняют.

— Не расскажете хотя бы одну?

— Такой анекдот: один летчик подходит к другому, смотрит, тот выпивает. Он ему говорит, мол, ты только стакан выпей, не больше. Тот в ответ: «И стакан тоже!»

— «Небесные» романы в вашей среде случались?

— Что вы! Если и бывало что-то подобное, то очень редко. А вот жениться на буфетчице – сколько угодно! Ведь кто летал в основном? Мужчины. Кого они вокруг себя, кроме этих вот буфетчиц-то, видели? Так что это все выдумки.

ВМЕСТО МЕНЯ ПОГИБ ДРУГОЙ

— В небе происшествия были?

— Не поверите — ни разу! Я не беру в расчет отказы рации или приборов — это мелочи. Но расскажу такую историю. В аэроклубе, где я состояла, одноместный самолет Як-18 был только один. И, естественно, на него была очередь. Когда подошел мой черед сесть за штурвал, один из летчиков попросил пропустить его вне очереди. Ему нужно было отработать комплекс элементов для парада. Он поднялся в небо, вдруг смотрю, что-то отвалилось от самолета, а я только хотела сказать, мол, как здорово пилотирует, даже щепки летят! Оказалось, отлетела лопасть, а затем и двигатель. Он успел выпрыгнуть, но не успел раскрыть парашют. И это случилось бы у любого, и у меня! Так у меня выдернули самолет буквально из-под носа...

— Помните в фильме «Экипаж» взлет с горящего аэродрома? Такая ситуация возможна в реальности?

— Вполне, хотя я такого случая не знаю. Меня в этом фильме рассмешил один момент, как раз при этом самом взлете. Вокруг все горит, а они сидят и карту обязательных проверок перед взлетом читают! Это проверка последовательности включений всех приборов. Никто в такой ситуации этого делать не будет!

СЕГОДНЯ ЖЕНЩИН В АВИАЦИЮ НЕ ПУСКАЮТ

— Вы — президент клуба женщин летных специальностей «Авиатриссы». Как возникла идея его создания?

— Сначала просто собрались, потом написали устав... Правда, я до сих пор отношусь к этому как к игре. Мы провели пять международных форумов, а это уже совсем не игрушки!

— На значке клуба на голубом фоне изображена ведьма на метле. Откуда дерзкая идея?

— Значок придумала художница нашего клуба, жена летчика-испытателя. А нам понравилось.

— Сейчас сложно стать женщине летчиком?

— Практически невозможно. Женщин в Аэрофлот не принимают, летают только те, кто раньше начинал, всего несколько человек. Причины? Все время ссылаются на Министерство здравоохранения, мол, надо проводить исследования, может ли женщина летать. А какие еще исследования, если в Отечественную войну женщины летали!

НАША СПРАВКА

Премия «Галерея российской спортивной славы» (ГРОСС) учреждена газетой «Советский спорт» при поддержке правительства Москвы, Госкомспорта России, Национального олимпийского комитета и Администрации Президента РФ. Она призвана поощрять пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Первая церемония награждения лауреатов премии за 2002 год состоялась 23 января 2003 года.

ДОСЬЕ

Галина КОРЧУГАНОВА. Родилась 22 марта 1935 года в Барнауле. По окончании Московского авиационного института поступила в Школу высшей летной подготовки, затем – на курсы при школе летчиков-испытателей.

Абсолютная чемпионка мира, СССР, неоднократный призер чемпионатов СССР и мира. Установила 74 рекорда мира на самолетах Як-32, Як-40, Ан-24. Заслуженный мастер спорта СССР и мастер спорта СССР международного класса. Президент клуба женщин летных специальностей «Авиатриссы». В настоящее время живет в Москве.