Бакалавр подбирает ключи к «Большому цирку»

Вот уже несколько лет имя 21-летнего Романа Русинова на слуху у российских любителей автоспорта. Талантливый россиянин блестяще выступал в ряде международных чемпионатов.
news

АВТОСПОРТ

Вот уже несколько лет имя 21-летнего Романа Русинова на слуху у российских любителей автоспорта. Талантливый россиянин блестяще выступал в ряде международных чемпионатов. Сегодня же Роман борется за победы в европейской «Формуле-3000», которую считают последней ступенькой перед «королевскими гонками».

НЕВЕЗУЧИЙ ЛИДЕР

— Роман, в прошлом сезоне вы очень удачно выступали в чемпионате «Формула-Палмер», сейчас перешли в «Формулу-3000». В чем главное отличие этих первенств?

— Машина, участвующая в этих чемпионатах, управляется примерно одинаково, только одна на 250 «лошадей» мощнее другой. То есть если в «Формуле-Палмер» было 250 лошадиных сил, то в «Формуле-3000» — 500. Пилотов, успешно выступивших в «Формуле-3000», специалисты уже рассматривают как потенциальных кандидатов в «Формулу-1», как пилотов, достаточно подготовленных. «Формулу-3000» в следующем году даже хотят назвать «Формулой-2» (кстати, когда-то она так и называлась).

— Прошло уже четыре этапа. Вы успели втянуться в чемпионат, присмотреться к соперникам, оценить шансы?

— В чемпионат я втянулся, если можно так сказать, сразу. На первой же гонке я завоевал поул-позицию, во второй и третьей гонках показал третье время в квалификации, а последней гонке, в Монце, – лучшее время круга (1’41’’618).

— Ваши результаты в квалификации действительно впечатляют, но почему в гонке не удавалось добиться успеха?

— Считаю, что в гонках нам не везло с техникой. Но это рабочие моменты, всегда может что-то сломаться. На первой и второй гонках у меня были проблемы с мотором. На третьей гонке при прохождении высокого поребрика на седьмом круге у меня погнулся треугольник. В Монце во время старта у меня заглох мотор, после чего я долго и успешно отыгрывал позиции, но в конце концов из-за столкновения со Свеном Хайдфельдом я выбыл из борьбы. Если отвлечься от технических неполадок, то сам ход гонок, результаты квалификаций, лучшее время круга – эти достижения позволяют мне рассчитывать на победы. Знаю, что и соперники меня расценивают как одного из лидеров чемпионата.

— На каких трассах проходит чемпионат?

— На разных трассах Европы, в том числе и на трассах «Формулы-1». Сейчас прошла гонка в Монце, следующая гонка будет в Спа.

— Много болельщиков приходит?

— По-разному. Вот в Пергузе в воскресенье вся окрестность кишела людьми. Я не знаю, сколько было зрителей, но на трассу было пробраться просто невозможно. Мой напарник хотел по-итальянски с карабинерами договориться, а я говорю: «Ладно, так долго будем ехать». В результате карабинеры меня чуть не арестовали, потому что я нарушил правила парковки: въехал в закрытую зону, хотел поставить машину поближе к боксам.

НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ ВОЖДЕНИЯ НЕТ

— Европейская «Формула-3000» преобразовалась из итальянской. Наверное, там много итальянских пилотов. Вы заметили особенности различных стилей вождения?

— Я бы не сказал, что там много итальянцев. Фарфус — бразилец, Бруни — итальянец, я — русский, там есть немец Хайдфельд, брат Ника, выступающего в «Формуле-1». Может быть, там чуть-чуть больше итальянских команд. В любом случае, в чемпионате выступают гонщики, у которых нет ярко выраженного национального стиля. Например, Фарфус — чемпион Европы «Формулы-Рено». Бруни два года катался в английском чемпионате «Формула-3». Возьмем меня: я выступал во французской «Формуле-Рено», потом в английском чемпионате «Формула-Палмер». Все гонщики набрались опыта по всей Европе.

Почему очень многие пилоты, попробовав свои силы в «Формуле-3000», затем вынуждены были покинуть этот чемпионат, так ничего не показав? Потому что машина «Формулы-3000» сама по себе очень сложно управляется. Трудно делать регулировки, ведь машина крайне чувствительна. Она также очень сложно управляется в плане физических нагрузок. В первый день тестов, когда я проехал на машине, я понял, что с такими перегрузками еще не сталкивался. На следующий день у меня болели руки, плечи, шея. После этого я стал заниматься общефизической подготовкой в три раза больше, чем раньше. Сейчас я каждый день бегаю по часу с различными нагрузками, через день хожу в тренажерный зал.

— Когда вы гоняли во Франции, вы еще параллельно учились в университете. Как у вас сейчас с этим обстоят дела?

— Я учился в Высшем институте управления и буквально пару недель назад получил степень бакалавра. По американской системе я получил диплом BBA (би-би-эй — Bachelor of Business Administration). И теперь если я захочу продолжать свою обычную, не спортивную, карьеру, то я должен получить стаж — несколько лет работать на фирме, а потом могу пойти учиться, чтобы получить степень магистра (MBA — Master of Business Administration). У меня сейчас есть предложение работать в банковском маркетинге в одной из больших компаний. Времени не хватает. Сейчас главная цель — это «Формула-1».

— А поклонницы вас не донимают?

— Пока не очень. Больше пишут поклонники. Но и они не донимают — наоборот, это приятно, это поддерживает, когда за тебя болеют, просят фотографию с автографом.

— Как относится ваша девушка к тому, что вы занимаетесь таким опасным видом спорта? Она сопровождает вас во время гонок?

— Иногда она ездит со мной на гонки. И к автоспорту она относится спокойно, потому что понимает, что это гораздо безопаснее, чем гонять на большой скорости по улицам города.

КАРТ ПОДОЖДЕТ

— Следите ли за тем, что происходит в «Формуле-1» или некогда?

— Ну как это — некогда? У меня не бывает такого, чтобы пропустить гонку. Это невозможно. Потому что всегда надо знать, что происходит в мире «Формулы-1», хотя бы в записи. Вот вы помните, когда у Шумахера на гонке загорелся бензобак? Он даже не вылез, не было никакой паники. «Формула-1» — что это? Это 20 лучших пилотов мира, 10 лучших команд. И когда я смотрю гонку, можно многое увидеть. Ты видишь чужие ошибки и на них учишься. Ты не просто должен кататься, крутить баранку. Очень большая работа делается и вне трассы, то есть надо смотреть, что делают другие, чтобы набираться опыта.

— Когда все-таки Россия увидит своего пилота в «Формуле-1»?

— Именно теперь все это по-настоящему возможно. Российский автоспорт переживает бурный подъем, Россия выходит на международную арену. Это перестало быть вопросом только спортивным — это уже вопрос престижа страны. Деятельное участие в этом принимает Госкомспорт России и крупнейшие российские компании. Именно поддержка Госкомспорта и «Газпрома» позволяет мне всерьез надеяться на то, что могу попасть в «Формулу-1» в ближайшее время.

— Надо ли нам идти в «Формулу-1», если мы не готовы побить Шумахера?

— В «Формуле-1» выступает не пилот сам по себе, а команда, то есть не просто Шумахер, а пилот с отличной, слаженной командой «Феррари». Разговор о том, чтобы побить Шумахера, может идти в том случае, если ты сидишь в машине «Феррари». Возможно, в машине «Макларена», «Уильямса» или «Рено». А назовите хоть один пример, когда за последние 10 лет молодой пилот пришел сразу в «Феррари» или «Макларен»? Сразу в топ-команды пилоты почти никогда не попадают, но разве это повод не идти в «Формулу-1»? В «Формуле-1» есть четыре команды, которые берут молодых пилотов, все остальные просто не могут рисковать и взять новичка. Поэтому сначала ты идешь в среднюю команду, например, «Минарди».

— Но можно же себе имидж испортить, если ты попадаешь в плохую команду, которая совершенно не катит.

— Когда Фернандо Алонсо ехал в «Минарди», он на 5 секунд проигрывал на круге. То же самое сейчас происходит с Уилсоном. Джастин едет последним, но у него по-прежнему очень хороший имидж, потому что на первом круге он перемещается на несколько мест вперед.

— Есть еще одна схема попадания в «Формулу-1». Монтойя, Вильнев, покрутившись в европейских или японских сериях, переехали за океан, выстрелили в серии КАРТ и тут же перешли в топ-команды «Формулы-1».

— Да, по этому пути идет и Себастьян Бурде, который выступал в «Формуле-Кампус» на два года раньше меня. Но я пока не рассматриваю для себя этот путь. Сейчас я в «Формуле-3000». У меня есть предложение от трех команд «Формулы-1» провести тесты осенью этого года, обсуждается возможность стать тест-пилотом «Формулы-1» на следующий сезон. Все будет зависеть от финансов. А про Америку я еще успею подумать.

— Вообще есть у вас мечта? Ведь многие гонщики хотят выиграть «Формулу-1», победить в «24 часа Ле-Мана».

— Это не мечта, это цель. Я сейчас поставил самую высшую планку — попасть вначале в «Формулу-1», а потом выиграть чемпионат. Все возможно, но для этого надо много работать. А в «24 часа Ле-Мана» меня второй год приглашает Хенри Пескароло, предлагает выступить за команду «Пескароло Спорт» в одной компании с Себастьяном Бурде… при наличии бюджета, конечно.

КСТАТИ

Год назад на «Гран-при Бельгии» Роман Русинов познакомился с Вячеславом Фетисовым, когда они присутствовали на гонке по приглашению команды «Макларен». Фетисов произвел на боссов «Формулы-1» неизгладимое впечатление. Никто даже и представить не мог, что великий хоккеист отлично разбирается и в автоспорте. Рон Деннис потом в разговоре с Романом спрашивал: «Неужели Фетисов занимался и автомобильным спортом?» Настолько он был удивлен тому, как быстро Вячеслав Александрович уловил все тонкости мира «королевских гонок».

Перед началом автомобильного сезона в Европе в независимом журнале «Автоспринт» появилась статья, где под одним общим заголовком «Они готовы к «Большому цирку» были представлены четыре самых перспективных пилота крупнейших европейских гоночных серий. Лицом европейской «Формулы-3000» был выбран пилот Госкомспорта России и «Газпрома» Роман Русинов, фотография которого была подписана примерно так: «Давай, русский!»

НАША СПРАВКА

Роман Русинов. Родился 21 октября 1981 года в Москве. Участник Открытого чемпионата Франции по картингу (1998), французской «Формулы-Кампус» (1999), французской и европейской «Формулы-Рено» (2000—2001). Победитель интернациональных финалов «Формулы-Рено» в Валенсии (2000). Третий призер английского чемпионата «Формулы-Пальмер-Ауди» (2002). Участник европейской «Формулы-3000» (2003).