Владимир Черевань: Не переоценивайте тормоз

Владимир Черевань. В мире российских кольцевых автогонок это фигура, без сомнения, культовая. Мастер спорта, чемпион страны и неоднократный обладатель Кубка России, победитель множества самых различных стартов. Своей агрессией на виражах и постоянной зар
news

АВТОМОБИЛЬ МОЕЙ МЕЧТЫ

Владимир Черевань. В мире российских кольцевых автогонок это фигура, без сомнения, культовая. Мастер спорта, чемпион страны и неоднократный обладатель Кубка России, победитель множества самых различных стартов. Своей агрессией на виражах и постоянной заряженностью на борьбу без малейших компромиссов он всякий раз заставляет зрителей заходиться в экстазе восхищения. Недаром его, пилота гоночной команды «НВР-Советский спорт», уроженца и жителя Орла, считают своим и в Раменском, и в Питере, и в большинстве других городов страны, где зимой народ фанатеет от гонщиков и машин, с ревом несущихся по ледяному кольцу.

— Владимир, в течение сезона вы по нескольку раз за неделю выходите на старт, пилотируя гоночный ВАЗ-21083, а свою первую машину помните?

— Как гонщик я начинал, разумеется, с картингов в детской секции. А первой кузовной машиной стала 24-я «Волга», которую своими руками собрал из «расходников», когда в Орле начинал работать в таксопарке. На ней, кстати, пробовал выехать и на гоночную трассу.

— В итоге получилась машина, что называется, в базовой комплектации или из тех запчастей, что оказались под рукой, вы сразу «заряжали» ее для гонок?

— На самом деле это была списанная машина, которая валялась под забором. Заново сварили каркас, также заново собрали ходовую часть и все прочее. В те времена специальных механиков не было даже у профессиональных гонщиков, так что пришлось обходиться собственными силами плюс помощь друзей из таксопарка. Так общими стараниями и получилось не хуже заводской.

— А нынче по обычным дорогам на чем передвигаетесь?

— Ну, пока у меня, как я сам с улыбкой определяю, несколько мрачный период жизни. Этап, когда и в гонках, и в разъездах перемещаюсь на тольяттинских «Ладах». Правда, несколько, как вы понимаете, отличающихся друг от друга. Вообще же присматриваю себе что-то типа мини-вена или микроавтобус, чтобы можно было с женой и двумя дочками в любую дорогу собраться.

— Это получается практичная мечта, а, не стесняя фантазии, потенциально на чем бы остановили свой выбор?

— Совсем не стесняться по нашим реалиям достаточно трудно. Вопрос тут даже не в финансах, а в состоянии российских дорог. Автомобиль должен быть быстр, удобен, хорошо управляться, то есть быть хотя бы с легким спортивным уклоном. Но при этом такой, чтобы подходил для повседневной езды по ухабам и даже по бездорожью. Хотелось бы, чтобы все это сочеталось в «одном флаконе». Вы такой знаете? Вот поэтому приходится быть практиком и размышлять о чем-то реальном. Например, как я, о микроавтобусе, чтобы и для семьи, и для поездок на соревнования годился.

— И все-таки, какие из иномарок вам особенно симпатичны?

— Сразу скажу, что к «Мерседесам» я не очень… Наверное, БМВ или что-то из японских. Типа «Mitsubishi Lancer Evolution». Это вроде бы и легковая машина, но уже практически и спортивный автомобиль. Вкратце так: внешность — гражданская, нутро — спортивное. Вообще, считаю, автомобиль должен быть не только симпатичным внешне, но и внутренне соответствовать уровню: иметь мощный двигатель, неубиваемую подвеску. Вот, например, «итальянцы», возможно, и красивы, но для нас слабоваты — в России такие долго не выживают. Я бы и всем советовал мечтать реально: можно выложить немереное количество денег и «грохнуть» их о первую же колдобину. Покупая автомобиль, выбирайте так, чтобы на нем можно было и эту первую кочку проехать, и все прочие, попавшиеся на пути.

— По этой же причине в условиях России, видимо, еще не скоро станут актуальны высокоскоростные машины. А вот навыки гонщика совсем не-лишни на обычных трассах?

— В принципе у нас разгоняются и до 220 км/ч, а кто-то, может, и выше. Лично я в этом особого смысла не вижу, просто в определенный момент ты упираешься в спину впереди идущему, и приходится тормозить. Так что на отдельных участках утопить газ в пол, наверное, интересно, но не более того.

— А вне гоночного кольца вы с какой скоростью передвигаетесь?

— В городе, особенно в Москве, как и все, — в общем автопотоке. На трассе же… сказать сложно. Специально за этим не слежу, но один раз за разговором с приятелем доехал из Орла в Москву за два часа с учетом стояния в очереди на заправку по дороге. От Орла до Москвы около 350 км.

— Гаишники вас, наверное, особенно любят в дни таких «бесед с приятелем»?

— Как правило, если останавливают, то удается отделаться автографами. А свистят, как обычно, за превышение скорости, за обгоны…

— Свою житейскую «восьмерку» вы наверняка эксплуатируете не в базовой комплектации?

— Я на ней, как правило, будущее оборудование для гоночной машины тестирую. А так, конечно, и объем двигателя у нее побольше, помощнее она, специальная коробка передач стоит, подвеска другая. Пожалуй, только салон целиком заводской. В принципе в гонках на такой участвовать нельзя, но для тренировок сгодится вполне. Опять-таки в целях экономии настройка машины не позволяет съедать больше 10 литров бензина на 100 км пути. Вот так вкратце.

— Насколько знаю, во время кольцевых гонок на льду вы тормозами не пользуетесь, а на трассе не ловили себя на мысли, что периодически о существовании этой педали забываете?

— Я бы посоветовал водителям вообще педаль тормоза особенно не переоценивать. Она, разумеется, нужна, но в любой экстремальной ситуации жать на нее — самое последнее дело. Всегда нужно пробовать рулем, газом, коробкой передач уйти от столкновения или препятствия. Тормоз — это уже когда совсем летишь в стенку. И то эту стенку надо всеми силами постараться объехать или уж, если совсем плохо, входить в нее по касательной. А у нас, как что случается, сразу двумя ногами на тормоз… В итоге блокируют автомобиль и сами себе создают аварию.

Технические характеристики автомобиля ВАЗ-21083

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Количество мест

5 (1*)

Снаряженная масса, кг

900 (780)

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина/ширина/высота, мм

4006/1650/1402

База, мм

2460

Колея передних колес/колея задних колес, мм

1400/1370

Дорожный просвет, мм

160 (100)

Разгон до 100 км/ч, с

14 (8)

Максимальная скорость, км/ч

160 (190)

ДВИГАТЕЛЬ

Модель двигателя

21083 (спортивный «Торгмаш»)

Расположение двигателя

спереди, поперечно

Тип топлива

бензин АИ-93 (АИ-103)

Число цилиндров

4

Рабочий объем, см3

1499 (1600)

Система питания

карбюратор (инжектор)

Mаксимальная мощность двигателя, л.с.

70 (175)

Число клапанов на цилиндр

2

ТРАНСМИССИЯ

Тип привода

переднеприводный

Тип коробки передач

механическая (кулачковая «Торгмаш» с дисковой блокировкой)

Число передач

5

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Передняя подвеска

независимая, амортизационные стойки, треугольные поперечные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости (спортивная «Торгмаш»)

Задняя подвеска

независимая, продольные взаимосвязанные рычаги, винтовые пружины, телескопические амортизаторы (спортивная «Торгмаш»)

Передние и задние диски колес

5Jx13 (легкосплавные спортивные «Прома» 13—15 дюймов)

Передние и задние шины

175/70 SR13 (R13-16 НИИШП. Барум. Матодор )

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Тип

реечное (спортивное «Торгмаш»)

КУЗОВ

Кузов

несущий (облегченный с каркасом безопасности и системой пожаротушения)

Тип

Хэтчбэк

Количество дверей

3

ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ

Топливный бак, л

43 (20)

ТОРМОЗА

Тип передних тормозов/тип задних тормозов

дисковые/барабанные

ЦЕНА, руб.

141,5 тыс. (850 тыс.)

*В скобках — для гоночного автомобиля класса А-1600.