Сибирские разборки в приполярье
СНЕГОХОДНЫЙ СПОРТ
Очередной сезон отечественного снегоходного спорта можно считать закрытым. Правда, сегодня и завтра несколько наших спортсменов будут представлены на этапе Кубка мира в Финляндии. Но до больших побед в Европе нам еще далеко, а поэтому остановим наше внимание на событиях, которые развернулись несколько дней назад в Новом Уренгое.
Последний этап чемпионата России в свободном классе проходил в комфортных условиях. Речь идет в первую очередь о солнечной и теплой для первой декады апреля погоде в Приполярье – от минус 3 до минус 8 градусов. Несомненно, это помогло привлечь на соревнования и больше зрителей, которые здесь не просто любят, но и хорошо разбираются в снегоходном спорте. В Новом Уренгое даже проводится чемпионат города по этому виду спорта, что сегодня кажется почти невероятным для России.
Все участники заключительного, 4-го, этапа первенства, а после квалификации их, как обычно, осталось двадцать два, были настроены по-боевому. Но борьбы за золото в личном зачете не получилось. Дело в том, что 30-летний Дмитрий Воженников, уже трижды побеждавший в чемпионате в свободном классе (в соревнованиях на отечественных машинах он не участвует), на предыдущих трех этапах в Тюмени, Сызрани и Нефтеюганске выиграл из девяти основных заездов семь. А поэтому для того, чтобы обеспечить себе рекордный четвертый титул, кемеровчанину в Новом Уренгое надо было набрать лишь восемь очков, то есть приехать в одном из заездов к финишу тринадцатым.
Воженников никуда особо не спешил, однако уже после стартовой гонки фактически был провозглашен чемпионом России. «В этом году я даже своей физической подготовкой особо не занимался, больше гонялся на своем старом багаже, — так очень спокойно прокомментировал свой очередной триумф внешне щуплый, но очень физически сильный спортсмен. – У меня двое детей, работа. Был даже период, когда я вообще хотел закончить карьеру гонщика. Но пока соревнуюсь, жена вроде бы не возражает».
КУЗБАСС И ТЮМЕНЬ ПРОТИВ НОВОГО УРЕНГОЯ
А вот борьба за серебряную и бронзовую медали шла с первой до последней минуты, а ее главными участниками стали представители местного клуба «Факел» Максим Шевченко и Алексей Цыбовский, а также еще один кемеровчанин Александр Петров. Многое решил второй заезд, который выиграл Петров. На заключительный старт он выходил, имея восемь очков преимущества перед ближайшим преследователем Цыбовским и опытнейшего партнера Воженникова, который успешно помогал ему отбивать атаки многочисленных уренгойцев. Особенно агрессивно вели себя Шевченко, выигравший, кстати, первый заезд, и Захаров, а вот Цыбовский особых неприятностей кемеровчанину не доставил. В итоге второе место досталось 18-летнему Александру Петрову, а чемпион России в отечественном классе двух последних лет Алексей Цыбовский, который на год старше, стал бронзовым призером, что после прошлогоднего восьмого места следует признать отличным результатом.
Ну а в последней гонке первым финишировал Николай Грачев из Тюмени, которого на последнем вираже, судя по всему, согласно каким-то внутренним договоренностям, пропустил впереди себя все тот же Воженников. Точь-в-точь, как это случилось в прошлом году на одном из этапов чемпионата мира в «Формуле-1», когда пилот «Феррари» Баррикелло уступил дорогу Шумахеру. Правда, здесь вместе финишировали представители разных снегоходных «конюшен».
Кемерово, Новый Уренгой и Тюмень… Команды этих городов заметно превосходили другие клубы, поэтому не случайно, что в первенстве страны в свободном классе среди юношей весь пьедестал достался гонщикам «Факела» и тюменского «ТРКСС». Причем борьба за золото шла до последних метров заключительного этапа. Уренгоец Дмитрий Цуков опередил Евгения Мартюченко лишь на пять очков, а третьим стал еще один северянин – Максим Данилюк.
СНЕГ, ХОЛОД И ДЕНЬГИ
Многие говорят, что в Новом Уренгое много классных гонщиков, потому что здесь едва ли не круглый год лежит снег. Снега действительно много, но морозы за минус 30, которые держатся месяцами, вряд ли помогают местным гонщикам, так как при такой температуре ни соревноваться, ни тренироваться не в состоянии ни один спортсмен. Другое дело, что условия, финансовые и технические, для развития снегоходного спорта в Новом Уренгое заметно лучше, чем, например, в Кемерове, где все держится на плечах одного энтузиаста бизнесмена Михаила Григорьева. А поэтому и среди взрослых, и среди юношей клуб «Факел» выставляет сразу по две команды. Правда, это обстоятельство сыграло злую шутку с лучшим клубом страны. По ходу чемпионата представители первой команды оказывались во второй и наоборот, что при подведении итогов командного чемпионата было замечено несколькими представителями команд и вице-президентом Мотоциклетной федерации России, а именно ей подчиняется Комитет по снегоходному спорту, Александром Никитиным. Поэтому пока команда-чемпион в свободном классе, в отличие от отечественного, где победителем был провозглашен Новый Уренгой, не названа, хотя больше всех очков набрал «Факел-1». Этот вопрос будет обсуждаться 19 апреля на Исполкоме федерации, а пока несколько отечественных гонщиков набираются опыта на этапе Кубка мира (фактически чемпионате Старого Света, так как в нем участвуют лишь европейцы) в Финляндии, которая за последние пять лет стала законодателем моды в снегоходном спорте. «Финны сильнее нас во всем. В подготовке машин, в технике катания — таково мнение Алексея Цыбовского. – Они впереди нас лет на пять, поэтому в Рованисниеме мы будем выступать в роли учеников».
К сожалению, в Суоми отправились лишь представители «Факела», а Воженников и Петров вернулись домой. У сборной нет своего спонсора, и клубы по-прежнему отправляют за рубеж гонщиков за свой счет. У «Винтертура» Григорьева таких средств, похоже, не оказалось. «Снегоходный спорт в России за редким исключением живет за счет энтузиастов, — говорит Александр Никитин. — В августе прошлого года наша федерация оформила официальные отношения с Госкомспортом России, который профинансировал зарубежные выезды наших сборников по мотогонкам на льду. Но спидвей – это своеобразная визитная карточка России (мы ведь чемпионы мира в личном и командном зачете). Снегоходному спорту явно не хватает финансовой поддержки».
У уренгойского «Факела» эта поддержка, слава богу, есть, а поэтому талантливые Шевченко, Цыбовский, Захаров в эти дни имеют редкую возможность посоревноваться и поучиться у самых именитых гонщиков Европы.