Забег длиной в 54 года. Олимпийский бегун бесследно исчез во время марафона
Современная Олимпиада представляет собой идеальный медийный продукт. За спортсменами на Играх следят тысячи профессиональных камер, результаты их выступлений фиксируют сверхточные устройства, а специальные программы анализируют эти показатели в режиме реального времени.
Во времена Сидзо Канакури подобные технологии по-прежнему были ближе к научной фантастике, чем к реальности. Участнику Олимпийских игр 1912 года приходилось бежать марафон без фитнес-браслета с GPS-навигатором и в тяжелейших погодных условиях, из-за которых десятки спортсменов вообще не сумели добраться до финиша.
Однако история японского бегуна оказалась исключительной. Во время забега он просто… исчез.
17 суток в пути
Канакури вырос в небольшом городке на острове Кюсю. Семья спортсмена жила бедно, зарабатывая на производстве и продаже саке. Ближайшая к дому школа находилась в шести километрах - это расстояние парень ежедневно преодолевал бегом.
Этот опыт ему впоследствии пригодился. В юношестве Сидзо начал заниматься спортом под предводительством Кано Дзигоро - легендарного основателя дзюдо и будущего члена олимпийского комитета Японии. Именно он выбрал Канакури для участия в первых для страны Играх, проходивших в 1912 году в Стокгольме.
С инвалидной коляски на олимпийский подиум. Как механик из США установил великий рекорд
Добраться до далёкой Скандинавии японцам тогда было непросто. Во-первых, оплачивать командировку атлетам приходилось самим: их государство тогда не уделяло большого внимания спорту. Во-вторых, путь до Стокгольма был крайне долгим и неудобным: в общей сложности он занял у Сидзо 17 суток. Часть дороги Канакури проделал по транссибирской магистрали, пользуясь остановками, чтобы проводить небольшие тренировки прямо на платформе.
Олимпийский призрак
В Швецию спортсмен прибыл уже изрядно измотанным. На невероятную усталость наложились и проблемы с пищеварением, которые возникли у бегуна в Европе: местную еду организм японца воспринимал плохо. Однако самый неприятный сюрприз для участников марафона подготовила погода. Июль 1912 года оказался невероятно жарким: 32 градуса во влажном стокгольмском климате ощущались как все 40.
Неудивительно, что атлеты сходили с дистанции один за другим. Из 68 участников забега до финиша добралась всего половина! Канакури при этом имел хорошие шансы на победу в турнире: за год до этого он, как считалось, установил неофициальный марафонский рекорд. Однако, пройдя примерно две трети пути, японец сбился с маршрута, вернуться на который уже не сумел.
Олимпийский чемпион бесследно пропал в песках Сахары. Беднягу нашли на грани смерти
Потерявшись в городе, Сидзо нечаянно набрёл на небольшую семейную ферму. Шведы радушно приняли иностранца, угостив его малиновым соком, фруктами и булочками, и предложили ему переночевать. Истощённый спортсмен махнул на олимпийское золото рукой - и заснул богатырским сном на гостевой кровати.
Канакури не объявился в сборной и на следующее утро. Организаторы Олимпиады упорно искали бегуна, но тщетно. В итоге шведские власти признали японца пропавшим без вести, что породило множество популярных в то время городских легенд. Даже годы спустя жители Стокгольма верили, что неприкаянный японец всё ещё бегает по закоулкам их столицы в поисках финишной черты.
Возвращение легенды
Реальность, разумеется, была иной. Сидзо вовсе не пропадал без вести - он попросту не захотел появляться на людях после стыдного, как ему казалось, поражения в марафоне. Японец предпочёл не появляться на людях, чтобы избежать насмешек, и уехал на родину тайком, без предупреждения.
- Моё сердце вечно будет болеть от этой горести. Этот день был для меня самым важным в жизни. Я показал, что японцам недостаёт силы. Я не могу вынести эту ношу, но смерть легка, а жизнь трудна. Чтобы смыть этот позор, я буду работать без устали, - писал в своём дневнике Канакури.
Вернувшись в Японию, спортсмен действительно сделал всё возможное, чтобы выйти на новый уровень - и позже получил славу «отца марафонского спорта» в стране. Любопытно, что Сидзо ни от кого не скрывался и даже принял участие в Олимпиадах 1920 и 1924 годов. В Швеции, однако, бегуна по-прежнему официально считали пропавшим: власти просто не пытались его найти.
О японце вспомнили полвека спустя, когда Игры-1912 отмечали свой юбилей. Тогда шведы с удивлением узнали из прессы, что их стокгольмский призрак пребывает в добром здравии у себя на родине. Чтобы красиво закончить историю, скандинавы пригласили Канакури в гости, устроив ему встречу с приютившей его семьёй, а затем и позволив закончить тот самый марафон. Финишную линию уже пожилой Сидзо пересёк в 1967 году: его удивительный забег длился 54 года, 8 месяцев, 6 дней, 5 часов, 32 минуты и 20,3 секунды.