Медаль за «прыжок в XXI век» ушла с молотка. Олимпийский чемпион продал свою награду
18 октября 1968 года… Зрители на Олимпийском стадионе в Мехико уже успели заскучать, наблюдая за соревнованиями прыгунов в длину. Три первых участника финала совершили заступы. И вот в секторе появился рослый (191 см) темнокожий американец Боб Бимон, считавшийся одним из главных претендентов за золотую медаль.
После мощного разбега он идеально попал на планку и… полетел. К изумлению публики и технического персонала Бимон приземлился на самом краю песочной ямы! Длину прыжка на Играх в Мексике измеряли при помощи специального стержня со шкалой, по которому скользил оптический измерительный визир. Эта шкала была рассчитана на 8,70 метра. Никто не был готов к тому, что произошло в тот день.
Судья лаконично произнес: «Такого не бывает». Но для измерения и фиксации результата Боба пришлось искать обычную металлическую рулетку. Через полчаса было официально установлено, что Бимон совершил исторический «прыжок в XXI век» — на 890 сантиметров! После этого потрясённый спортсмен вышел в сектор только раз, пропустив четыре оставшиеся попытки.
Разумеется, судьба награды высшей пробы была уже решена, но, по словам Боба, он до последнего опасался своих главных соперников.
Пришло время передать медаль, чтобы о ней сохранилась добрая память. Надеюсь, новый владелец будет понимать важность спортивных достижений, — заявил 77-летний Бимон 2 февраля в Нью-Йорке.
Его золотая олимпийская медаль только что была продана на аукционе Christie's за $ 441 тыс.
А началось всё в районе Джамейка (часть большого Нью-Йорка). Боб родился и вырос в неблагополучной семье. Уже будучи подростком, он торговал на улице марихуаной. Отчим часто бил его, а единственным авторитетом после смерти родителей была бабушка. Именно она смогла защитить юного Бимона, когда того хотели исключить из школы за драку с учителем. А затем доступно объяснила, что ожидает парня, если он не завяжет с криминалом.
Будучи старшеклассником, Боб всерьёз увлёкся баскетболом. Но особенно ему нравились прыжки в длину. Уже в 16 лет он показал высокий результат – 7,30 м. В университетах Северной Каролины и Техаса, где Бимон получил спортивную стипендию, его мастерство росло.
Боб Бимон: «Мы с Тер-Ованесяном... как любовники!»
На Панамериканских играх в Виннипеге (1967) Бимон завоевал серебро, после чего начал готовиться к главному старту в своей жизни. Большую помощь в период подготовки к Играм в Мехико ему оказал старший товарищ по сборной США Ральф Бостон – рекордсмен мира на тот момент.
А ведь на Олимпиаде Бимон был в шаге от провала! Он заступил в первых двух квалификационных попытках. Но затем по совету Бостона Боб сделал ставку на надёжность. Он оттолкнулся далеко от планки и улетел на 8,19. А Ральф показал лучший результат дня – 8,27.
На следующий день сектор оросили капли небольшого дождя. Это способствовало быстрому разбегу Бимона в его феноменальной попытке. Прыжок американца получился не только далёким, но и очень высоким (Боб взлетел на полтора метра).
Когда Бимон наконец узнал официальный результат – он сначала ничего не понял. Спортсмен был просто незнаком с метрической системой! И только когда потрясённый Бостон сказал ему: «Ты прыгнул на 29 футов!», Боб осознал весь масштаб своего достижения. Он упал на колени и заплакал, тщетно пытаясь бороться с приступом тошноты.
«Победы и поражения куются не в мышцах, а в мозгах. Мозги — огромный фактор в олимпийских соревнованиях. Если бы я ходил смотреть, кто как прыгает, это означало бы, что я не уверен в себе», — вспоминал атлет много лет спустя.
Бимон улучшил мировой рекорд на 55 сантиметров! Такого мировая лёгкая атлетика ещё не знала. Впрочем, и сегодня в спорте трудно найти аналог данного подвига.
Только в 1991 году другой американец Майк Пауэлл улучшил результат Боба (8,95 см), но легендарный «прыжок в XXI век» по-прежнему остаётся олимпийским рекордом.
После Олимпиады-1968 Бимон получил серьёзное растяжение бедра. Ему пришлось сменить толчковую ногу с правой на левую. Даже после этого Боб выступал достойно на международном уровне, но его карьера не была долгой. Подвели здоровье и повышенное внимание со стороны журналистов и болельщиков, ждавших от спортсмена новых чудес.
После ухода из большого спорта Бимон играл в баскетбол в своё удовольствие и опубликовал автобиографию под названием «Человек, который умел летать».