Стоит ли включать вентилятор?
Олимпийские чемпионы Ольга Каниськина и Сергей Кирдяпкин, а также чемпион мира – 2011 Сергей Бакулин, отбыв дисквалификацию, выступили на зимнем чемпионате России по спортивной ходьбе. Обозреватель Sovsport.ru рассуждает, как на это событие могут отреагировать те, от кого зависит возвращение нашей страны в мировую легкоатлетическую семью.
Дней десять назад имел шанс полюбовался доской почета в центре Саранска. А там – полный кавалер ордена Славы Мордовии, почетный гражданин республики тренер Виктор Чегин, более двух десятков учеников которого были дисквалифицированы за нарушение антидопинговых правил. По соседству висит портрет Валентина Васильевича Балахничева, экс-президента Всероссийской федерации легкой атлетики, пожизненно отстраненного Международной федерацией (IAAF) от работы в этом виде спорта. Ну и, естественно, ходоки. Олимпийский чемпион – 2008 Валерий Борчин, олимпийская чемпионка того же года Ольга Каниськина, победитель Игр-2012 Сергей Кирдяпкин…
Каниськина и Кирдяпкин, а также чемпион мира 2011 года Сергей Бакулин, отбыв дисквалификацию, в минувшие выходные вернулись к соревновательной практике и выступили на зимнем чемпионате России в Сочи. Бакулину и Кирдяпкину не было равных на дистанции 35 километров, а Каниськина, как в старые добрые времена, оставила за спиной всех соперниц на 20-километровке. Казалось бы, почему не поделиться радостью с болельщиками, не рассказать о победных ощущениях, о дальнейших планах? Увы. Просьбы об интервью были оставлены без ответа, а в комментариях для информагентств промелькнули только фразы вроде «Вернулись, чтобы доказать свою правоту».
Мордовские ходоки, безусловно, имели полное право вернуться после отбытия дисквалификации. Можно сколько угодно рассуждать на тему того, искренне ли раскаивается человек, уличенный в обмане (добыча медалей путем нарушения антидопинговых правил, то есть нечестным путем, как мне кажется, под категорию обмана подходит), но за каждый проступок в кодексе прописано определенное наказание. Понес это наказание – все, выходи на свободу с чистой совестью. Да и к тому же что, мало иностранных спортсменов выступают после отбытия дисквалификации? Один условный Джастин Гэтлин чего стоит.
Но между ситуациями с условным Джастином Гэтлином и конкретными ходоками из Мордовии есть очень важное отличие. Родину условного Джастина Гэтлина не отстраняли скопом со всеми ее легкоатлетами от выступлений в международных стартах за систематическое употребление допинга. А Россию –отстранили. Более того, саранская школа спортивной ходьбы для иностранного легкоатлетического мира – одно из олицетворений этого самого систематического употребления, против статистики положительных проб на допинг не попрешь. Да и прошлогодняя история, когда вдруг оказалось, что на чемпионат мира от России в спортивной ходьбе заявлять просто некого, еще слишком свежа. И наши иностранные «доброжелатели», взглянув сейчас на протоколы с результатами чемпионата страны и увидев знакомые фамилии, вполне возможно, возопят: так вот как у них идет очищение?
Опять-таки, подчеркну: никаких оснований не допускать вернувшихся после дисквалификации спортсменов до соревнований нет. Но есть самосознание людей, во многом «благодаря» которым российская легкая атлетика оказалась там, откуда сейчас пытается выбраться. И в первую очередь именно им стоило бы задуматься вот о чем. В ситуации, когда неизвестна даже дата рассмотрения вопроса о реабилитации российской легкой атлетики, и шансы успеть до Олимпиады в Рио, мягко говоря, далеко не стопроцентны, когда в Лозанне идут обсуждения по делу все тех же саранских ходоков, которым IAAF пытается увеличить сроки дисквалификации, словом, когда чаша весов настолько неустойчива, что может качнуться от дуновения ветра – стоит ли включать вентилятор? Или со времен Владимира Владимировича Маяковского ничего не изменилось, и у нас как была собственная гордость, чтобы на других смотреть свысока, так никуда она и не делась?