Травма спасла ему жизнь

Сегодня свой 51-й год рождения отмечает знаменитый советский легкоатлет, рекордсмен Европы по прыжкам в длину Роберт Эммиян.
news

Сегодня свой 51-й год рождения отмечает знаменитый советский легкоатлет, рекордсмен Европы по прыжкам в длину, чей рекорд не побит до сих пор серебряный призер чемпионата мира-1987, трехкратный чемпион Европы Роберт Эммиян. В мире есть только три человека, которые летали в прыжковом секторе дальше него – американцы Майк Пауэлл, Боб Бимон и Карл Льюис.

Между нами Робертами-инопланетянами

Поклонники спорта со стажем, наверняка, помнят, в какое шоковое состояние вверг всех прыжок малоизвестного тогда американца Роберта (Боба) Бимона на 8 метров 90 сантиметров, совершенный им в октябре 1968 года на Олимпийских играх в Мехико. «Космический», «поражающий воображение», «прыжок в XXI век»…Каких только эпитетов не придумали потом для него журналисты. И на то были основания. За предыдущие 30 лет мировой рекорд в этой легкоатлетической дисциплине вырос лишь на 22 см, а тут одним махом Бимон улучшил прежнее достижение более чем на полметра, воздвигнув, образно говоря, невидимую, но непреодолимую стену перед целым поколением выдающихся прыгунов в длину. Психологически убил их, поставив, по сути, крест на амбициях. «По сравнению с этим прыжком мы выглядим детьми», – признал не кто-нибудь, а рекордсмен мира, трехкратный чемпион Европы, обладатель двух бронзовых олимпийских медалей Игорь Тер-Ованесян…

Понадобилось более 15 лет, чтобы появился первый прыгун, «снявший проклятие» с этого рекорд а, и, по иронии судьбы, тезка его обладателя – уроженец армянского города Ленинакан (ныне Гюмри) Роберт Эммиян. 

Своеобразным предзнамением тому стал «счастливый» прыжок 16-летнего Роберта на 7 метров 77 сантиметров. Никто в мире до него так не прыгал в этом возрасте (тот же Бимон имел к этому моменту 7,30). А, начиная с 1983 года, в течение пятнадцати лет, до самого завершения карьеры Эммиян регулярно летал за 8 метров. Сегодня он с улыбкой рассказывает о том, как однажды Игорь Тер-Ованесян, будучи уже старшим тренером сборной СССР, устроил ему тест из десяти прыжков, и когда в десятый раз Роберт приземлился за отметкой восемь метров, восхищенно сказал находившемуся рядом личному тренеру Эммияна Мкртычу Карапетяну: «Миша, это инопланетянин!..«.

Без команды на приземление 

«Чем дальше у Эммияна прыжки, тем длиннее наши языки», – достижения земляка вошли в городской фольклор Ленинакана. Интересно, что в этой связи жители говорили о рекордах не менее знаменитых уроженцев города тяжелоатлетов Юрика Варданяна и Исраэла Милитосяна?

Двадцать второго мая 1987 года Эммиян, уже в ранге «зимнего» (8,49) и «летнего» (8,61) рекордсмена Европы, победителя Игр Доброй воли, трехкратного чемпиона Европы, серебряного медалиста Универсиады, прыгнул на 8,86 метров, всего четыре сантиметра не дотянув до «полета в XXI век» Роберта Бимона.

Это произошло на высокогорной олимпийской базе «Цахкадзор» в Армении, на высоте 1750 метров над уровнем моря. Видеозапись исторического прыжка можно сегодня легко найти на Ютубе. Красная майка с гербом Советского Союза и с номером 503, белые трусы и такого же цвета носки – форма, которой с 1981 года, с момента попадания в сборную СССР, Эммиян не изменял даже на всесоюзных соревнованиях. Мощный разбег, вскинутые вверх руки во время полета и приземление. По реакции Роберта кажется – рядовое. Как будто ничего сверхъестественного не произошло. Но после тщательного судейского измерения на табло появляется результат, с которым его автор продержится на второй позиции лучших прыгунов мира более четырех лет…

Много лет спустя, в один из приездов Роберта в Москву на международный турнир «Русская зима», я поинтересовался у него: готовился ли он специально к тому прыжку?

– Нет, – сказал он – В тот день не думал, что смогу так далеко улететь, хотя это было начало сезона с чемпионатом мира в Риме и я, естественно, психологически был заряжен на дальние прыжки. Больше скажу в 1987 году полеты в пределах 8,50-8,90 мне далекими не казались. Где-то внутри сидело твердое чувство, что отметка 8,90 – вполне преодолимый рубеж. И не вXXI веке, а гораздо раньше. Именно с такими мыслями я выходил на те всесоюзные соревнования в Цахкадзоре.

Прыжок на 8,86 получился в первой попытке. Все последующие тоже были в пределах 8,50-8,65. В тот день я прыгал с ощущением, что яма для меня коротка и есть риск даже вылететь из нее. И это была не просто фантазия, а реально осознанное в первой попытке чувство, когда я чуть не ткнулся ногами в край ямы…

А почему это получилось именно в этот день? Бог знает! Почему-то запомнились слова тренера по толканию ядра, чемпиона СССР 1955 года Вардана Овсепяна сказанные мне во время разминки: «Взлетишь и без моей команды не спускайся!». Вот я и не спускался…

Свадьба, разбитая об асфальт

Когда через несколько дней Эммиян приехал в Ленинакан, кто-то из его знакомых спросил у него: «Слышал, что наши пограничники решили расширить до девяти метров контрольно-следовую полосу между Арменией и Турцией?». «Почему?», – не сразу понял шутку Роберт – «Они опасаются, вдруг ты улетишь за девять метров – пограничный конфликт будет…».

Надо ли говорить, сколько армянских чернобровых красавиц мечтали в те дни связать свою жизнь с таким парнем! Но он не торопился в узы Гименея. Знаете, почему? Невероятно, но факт: потому что… на единственном в Ленинакане стадионе была асфальтированная беговая дорожка.

- Здесь негде тренироваться, – говорил он. – И если женюсь, то что получится? Жена будет жить в Ленинакане, а я – где-то в другом городе, где есть хороший стадион. Что же это будет за семейная жизнь?..».

Подземные толчки к отъезду

На чемпионате мира в Риме Эммиян занял второе место с прыжком на 8,53, отстав от победителя Карла Льюиса на 14 сантиметров. Готовился взять реванш на Олимпийских играх в Сеуле, но незадолго до их начала надорвал мышцу задней поверхности бедра…

Не повезло? Как знать! Возможно, именно эта травма спасла ему жизнь. В декабре 1988 года он улетел в Москву лечить травмированную ногу, когда страшное землетрясение за тридцать секунд практически уничтожило его родной Ленинакан и соседний Спитак. Двадцать пять тысяч погибших и пятьсот тысяч – оставшихся без крова! В тот день Роберт потерял отца, лишился всех трех квартир, которые у них были. Слава Богу, мать и родные брат с сестрой остались живы…

- С того момента, – говорит он, – вся ответственность за дальнейшую жизнь моих близких легла на меня. Хотя я был самым младшим, но все равно я так решил для себя, поскольку к тому времени зарабатывал больше всех в семье.

Почти три года после этого мы с мамой жили в гостинице. Тяжелое было время, как в психологическом, так и финансовом плане. В атмосфере общего несчастья. А тут еще и на Олимпийские игры 1992 года не попал. Поэтому, когда мне поступило хорошее в материальном плане предложение поработать действующим тренером в одном из французских клубов, незамедлительно согласился. 

Потом еще шесть лет выступал под флагом Армении, в том числе на трех летних чемпионатах мира и Олимпийских играх в Атланте. Закончил в 1998 году в 33 года после победы на международном турнире в Австрии с хорошим для этого возраста прыжком на 8,13. Хотя по большому счету, если говорить о настоящем профессионализме, моя спортивная карьера, считаю, завершилась еще в 1992 году…

Полет продолжается

Сегодня Роберт Эммиян живет во Франции, под Парижем, недалеко от Версаля. В 1993 году он женился на дочери своего самого преданного французского болельщика с армянскими корнями. У них с Лидией – две дочери: 21-летняя Фиона (Звартик) и 19-летняя Люсине (Лорен). 

Девять лет, начиная с 2000 года, проработал по контракту старшим тренером сборной Катара по прыжкам, воспитав нынешнего рекордсмена этой страны Абдурахмана Аль-Нуби с прыжком на 8,13 и победителя юниорского первенства мира-2002 Абдуллу Аль-Валееда.

Все это время связь с родной Арменией никогда не прерывал, благо остался, несмотря на отъезд, гражданином этой страны. Шесть лет назад Эммияна избрали президентом Федерации легкой атлетики Армении (ФАА), и сегодня он делает все, чтобы на Родине не было больше стадионов с асфальтированными беговыми дорожками, которые, как выяснилось, не только травмоопасны, но и могут помешать кому-то в личной жизни…

Благодаря огромному авторитету и обширным связям Роберта Жирайровича, у ФАА появилось много новых возможностей. В частности, ее приняли в Ассоциацию балканских федераций, что открыло армянским легкоатлетам дорогу на все международные соревнования, проходящие под эгидой этой организации. Кроме того, согласно договору о сотрудничестве с французской легкоатлетической федерацией, команда Армении теперь проводит в этой стране несколько учебно-тренировочных сборов в год. И результаты, естественно, налицо…

Но самое главное: сам Эммиян со своим, готовящимся к 30-летнему юбилею европейским рекордом, продолжает участвовать в международных соревнованиях, потому что, кто такой действующий рекордсмен? Это тот, кто, даже завершив карьеру, продолжает незримо участвовать во всех турнирах, поскольку его достижение остается для всех ориентиром до тех пор, пока не будет побито.

Новости. Легкая атлетика