За что наказали Балахничева? Sovsport.ru подробно разбирает доклад комиссии IAAF

Как экс-президент ВФЛА объяснил, что был в курсе перевода 300 тысяч евро бегунье Шобуховой? Версии обвинения и защиты - в нашем материале.
news

В четверг комиссия по этике Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) рекомендовала пожизненно отстранить от деятельности, связанной со спортом, экс-президента Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентина Балахничева и бывшего старшего тренера сборной России по группе выносливости Алексея Мельникова по подозрению в вымогательстве денег у многократной победительницы международных марафонов Лилии Шобуховой. Обозреватель Sovsport.ru Андрей Симоненко, прочитав 170 страниц доклада комиссии, на основании которого было принято решение, приводит его краткое содержание.

В качестве преамбулы. Доклад комиссии по этике IAAF выглядит намного содержательнее, чем аналогичный документ комиссии WADA, на основании которого российских легкоатлетов в ноябре прошлого года изгнали из международной спортивной семьи. Там, кроме голословных утверждений, ничего нет. Здесь приведен подробнейший отчет Сэра Энтони Хупера, руководившего расследованием. Каждое заявление той или иной стороны подтверждается либо распечаткой электронного письма, либо выпиской из банка, либо каким-то другим документом. Или, наоборот, дается пояснение, почему тот или иной документ отсутствует. В целом доклад читается как увлекательный детектив — свободно владеющим англиийским рекомендуется, он выложен на сайте IAAF.

Итак, вот основные вопросы, которые могут возникнуть относительно принятого решения, и ответы, которые содержатся в докладе.

В чем обвиняют Балахничева и Мельникова?

- Суть в следующем. Российская бегунья Лилия Шобухова обвинила Мельникова в том, что в 2012 году он заставил ее заплатить 450 тысяч евро в обмен на сокрытие подозрений в употреблении допинга и разрешение участвовать в международных соревнованиях, в том числе в Олимпийских играх в Лондоне. По словам Шобуховой, она и ее муж Игорь передали Мельникову в общей сложности 450 тысяч евро в наличном долларовом эквиваленте. Спортсменка в итоге выступила на Олимпиаде, а также еще в одном коммерческом марафоне, после чего ей было официально предъявлено обвинение в употреблении допинга на основании показателей паспорта крови. Шобухова утверждает, что Балахничев и Мельников предложили ей подписать документы о дисквалификации. Через некоторое время на счет Игоря Шобухова была перечислена сумма 300 тысяч евро — от зарегистрированной в Сингапуре фирмы Black Tidings. По утверждениям Шобуховой, это была компенсация двух третей изначально уплаченной суммы в 450 тысяч.

Какие факты комиссия по этике признала неоспоримыми?

- Лилия Шобухова в 2011 году в числе других российских легкоатлетов попала под подозрение в употреблении допинга на основании показателей паспорта крови. Хабиб Сиссе, советник занимавшего в то время пост президента IAAF Ламина Диака, взял «дело русских», в том числе и Шобуховой, под личный контроль. В декабре 2011-го экспертный совет соответствующего департамента IAAF заключил, что с высокой долей вероятности, Шобухова употребляла допинг. Однако до 12 июня 2012 года никаких действий по этому поводу предпринято не было.

- 27 декабря 2011 года, а также 5 июня 2012 года с банковского счета Шобуховых были сняты суммы в 100 тысяч долларов.

- 12 июня 2012 года антидопинговый департамент IAAF информировал Балахничева о том, что Шобухова будет подвергнута санкциям, если до 19 июня она не признает нарушение антидопинговых правил или до 26 июня не предоставит объяснение показателей паспорта крови. Ни того, ни другого Шобухова не сделала. Никаких санкций в ее отношении предпринято не было. 19 июня с банковского счета Шобуховых была снята сумма в 120 тысяч долларов.

- Шобухова выступила 5 августа 2012 года в марафонском олимпийском забеге, а 7 октября того же года — в Чикагском марафоне.

- 3 декабря 2012 года IAAF отправила в адрес ВФЛА письмо, в котором были установлены новые сроки для признания Шобуховой антидопинговых нарушений или дачи объяснений — соответственно, 10 и 17 декабря. Ответа не последовало. В начале декабря в Москве состоялась встреча Балахничева, Папы Массаты Диака, сына Ламина Диака, в то время маркетингового консультанта IAAF и Хабиба Сиссе. Содержание переговоров достоверно не известно.

- В декабре 2012 года Шобухова узнала о своей беременности, в сентябре 2013-го она родила дочь.

- В феврале 2013 года глава антидопингового департамента IAAF Габриэль Долле отправил Балахничеву запрос о состоянии дела Шобуховой, но никаких действий после этого не предпринималось до марта 2014 года, когда тот же Долле потребовал от ВФЛА наложить на Шобухову санкции. 12 марта Лилия и Игорь Шобуховы встретились в офисе ВФЛА с Балахничевым и Мельниковым.

- 28 марта 2014 года со счета компании Black Tidings, зарегистрированной в Сингапуре и принадлежащей человеку по имени Иантон Тан, долговременному деловому партнеру Папы Массаты Диака, на личный счет Игоря Шобухова был совершен банковский перевод на 300 тысяч евро. В тот же день выписка с подтверждением совершенного перевода была отправлена с электронного адреса некоего Жана-Пьера Бонно на адрес Валентина Балахничева. Балахничев переслал ее Мельникову, а Мельников — Лилии Шобуховой.

- Балахничев и Мельников признали, что были в курсе этого денежного перевода.

- 9 апреля ВФЛА объявила о том, что Шобухова виновна в нарушении антидопинговых правил в период с 9 октября 2009 года по 7 октября 2011 года и наложила на нее двухлетнюю дисквалификацию, начиная с 24 января 2013 года.

- IAAF подала апелляцию в спортивный арбитражный суд в Лозанне, требуя увеличить срок дисквалификации. 30 июня 2015 года IAAF, ВФЛА, WADA и Лилия Шобухова достигли соглашения, по которому срок дисквалификации был скорректирован до 3 лет и 2 месяцев. 24 августа 2015 года WADA уменьшила срок дисквалификации Шобуховой на 7 месяцев за «ценный вклад в борьбу с допингом».

Зачем Шобуховы снимали деньги со своего счета и за что получили 300 тысяч евро? Версия Шобуховых

- Мельников якобы вымогал у Шобуховой деньги за то, чтобы ее фамилия исчезла из имевшегося в IAAF списка легкоатлетов с подозрительными паспортами крови. По версии Шобуховых, они передали тремя траншами в виде наличных долларов в общей сумме 450 тысяч евро, 11 января и 18 июня 2012 года лично Мельникову, 11 июля 2012 года — еще одному тренеру, Николаю Лукашкину. После того, как выяснилось, что дисквалификации избежать не удастся, 300 тысяч евро им вернули в обмен на согласие принять санкции.

Что произошло на самом деле? Версия Балахничева и Мельникова

- По версии экс-главы ВФЛА и экс-старшего тренера сборной, они стали жертвой схемы по их дискредитации, разработанной менеджером Шобуховой Андреем Барановым. Мотив Баранова, по версии Балахничева и Мельникова — месть за нежелание участвовать в поставках допинга из США российским атлетам и отказ защищать провинившихся в нарушении антидопинговых правил. Балахничев и Мельников считают, что процесс принятия решения по Шобуховой был замедлен в IAAF Барановым, обладающим широкой сетью контактов. Как только IAAF возобновила активность по этому делу, Баранов решил очернить Балахничева и Мельникова путем организации банковского перевода с упоминанием их фамилий. Обвинения в вымогательстве Балахничев и Мельников отвергают. По словам Мельникова, в те дни, когда бегунья и ее муж якобы передавали ему деньги, его не было в Москве, что подтверждено документами из гостиниц и показаниями свидетелей.

Согласилась ли комиссия по этике полностью с версией Шобуховых?

- Нет, в ней есть слабые места, и это признается комиссией. Так, Шобуховы изменили показания относительно того, кому и в какие даты они якобы передавали деньги. Также комиссия согласилась с доводами представлявшего интересы Балахничева и Мельникова адвоката Артема Пацева относительно того, что аналогичные суммы Шобуховы снимали со своего счета и в другие дни, объясняя это иными тратами. Однако комиссия пришла к выводу, что важным свидетельством против Балахничева и Мельникова является тот факт, что перевод в 300 тысяч евро был сделан в то же время, когда ВФЛА наложила на Шобухову санкции.

Как Балахничев и Мельников объяснили то, что были в курсе перевода в 300 тысяч евро, который получили Шобуховы?

- По словам Балахничева, к нему по электронной почте обратился некий Жан-Пьер Бонно с просьбой предоставить ему номер банковского счета Шобуховой для того, чтобы бегунья получила определенную сумму денег. Балахничев переслал эту просьбу Мельникову, как к старшему тренеру по группе выносливости, чтобы тот узнал необходимые реквизиты у своей подопечной. После этого реквизиты были пересланы по обратной цепочке г-ну Бонно. Затем с адреса Бонно Балахничеву поступила копия подтверждения совершенного денежного перевода. Зачем Шобуховой перевели эту сумму, ни Балахничев, ни Мельников, по их словам, ничего не знали, предположив позднее, что это могли быть призовые или средства от спонсоров.

Кто такой Бонно?

- Ответ на этот вопрос мог бы многое прояснить. Но в ходе расследования комиссии по этике запросы на его электронный адрес остались без ответа. В открытых источниках человека с такими именем и фамилией найти не удалось. По версии Мельникова, которую он привел в качестве своей защиты, отвечая на запрос комиссии по этике, этот персонаж является вымышленным. По мнению Мельникова, после того, как Андрей Баранов понял, что его подопечную от дисквалификации спасти не удастся, он от имени Бонно запросил у Балахничева номер счета Шобуховой, после чего организовал перевод 300 тысяч евро со счета фирмы Black Tidings, глава которой Иантон Тан являлся бизнес-партнером Папы Массаты Диака, чтобы дискредитировать руководство ВФЛА.

Как Баранов смог уговорить Black Tidings расстаться с такой огромной суммой?

- По словам главы Black Tidings Иантона Тана, с ним сначала связался Бонно, предложив перевести 300 тысяч евро на российский счет в качестве инвестиций. Затем ему позвонил Папа Массата Диак, с которым он знаком с 2008 года, и подтвердил, что Бонно действует от его имени. Далее, по версии Иантона Тана, он перевел деньги, а затем выяснил, что на самом деле ему не звонил не Диак, а некто иной, представившийся его именем. В ходе расследования Иантон Тан заявил, что стал жертвой мошенников. Папа Массата Диак полностью отрицает свое участие в схеме.

Почему комиссия по этике в итоге приняла сторону Шобуховых?

- Посчитала, что их версия более правдоподобна. По мнению комиссии, Иантон Тан вряд ли мог принять незнакомый голос по телефону за голос своего старого знакомого. Также схему, которую, по версии Балахничева и Мельникова, должен был провернуть Баранов, сочли слишком сложной для исполнения и рискованной. Комиссия в итоге решила, что Шобуховы действительно передали Мельникову 450 тысяч евро, из которых 300 тысяч потом были возвращены обратно — путем денежного перевода, организованного Папой Массакой Диаком через его давнего приятеля Иантона Тана и подставного персонажа Жана-Пьера Бонно. Папа Массата Диак также пожизненно отстранен от деятельности в легкой атлетике.

Является ли решение о пожизненном отстранении Балахничева и Мельникова окончательным?

- Нет, они могут подать апелляцию, но, по-видимому, делать этого не будут. «У меня есть 21 день, чтобы обжаловать это решение в Спортивном арбитражном суде (CAS), мы уже обсуждали эту ситуацию с юристом, но понятно, что CAS состоит примерно из таких же людей, поэтому повторно выходить на это, чтобы получить такой же результат, я не намерен, - сказал в комментарии агентству «Р-Спорт» Балахничев. - Более того, странно, что в тех документах, которые мы получили, комитет с одной стороны признает факты, приведенные нами, а с другой стороны делает совершенно противоположные выводы. Я предполагаю, что это совершенно политизированное и заказное решение».

Новости. Легкая атлетика