«Они притворялись инженерами, но были сотрудниками ФСБ». Что узнали в WADA?
Sovsport.ru приводит выдержки из доклада независимой комиссии WADA, опубликованном в понедельник в Швейцарии.
Напомним, что НК (независимая комиссия) занималась расследованием фактов, упомянутых в фильме немецкого канала ARD, авторы которого пришли к неутешительному выводу о повсеместном применении допинга в российском спорте. Общие выводы доклада НК известны – рекомендация отстранить сборную России по легкой атлетике от участия в соревнованиях ИААФ, а также пожизненно дисквалифицировать пятерых наших спортсменов (включая чемпионку Лондона-2012 Марию Савинову). Но сам текст доклада интересен не только этим. В частности, эксперты НК вскрыли факты прямого влияния на работу Московской лаборатории, аккредитованной WADA, со стороны Министерства спорта РФ и даже ФСБ.
Итак, о чем можно почитать в докладе?
О НАДЗОРЕ СО СТОРОНЫ ФСБ
«Расследование НК вскрыло информацию об интересе со стороны российского правительства к деятельности Московской лаборатории, аккредитованной WADA. Например, сотрудник лаборатории рассказал о регулярных визитах агента ФСБ по имени Евгений Блоткин/Блохин. Источники НК сообщили, что директор Московской лаборатории Родченков (Григорий Родченков - кандидат химических наук, мастер спорта по легкой атлетике, с 2006 года возглавляет ФГУП «Российский антидопинговый центр». В 2013 году его сестра Марина Родченкова - заслуженный мастер спорта, двукратная чемпионка мира, работавшая тренером по легкой атлетике, - была осуждена за торговлю допинговыми препаратами) еженедельно встречался с Блоткиным, сообщая ему о «настроениях в WADA». Кроме того, сотрудник лаборатории предоставил следователям НК информацию о подозрениях в прослушивании телефонов персонала лаборатории, другой сотрудник сообщил о возможном прослушивании ФСБ их офисных помещений. Эта информация не может быть подтверждена НК, однако демонстрирует, что персонал лаборатории верит в то, что их работа контролируется спецслужбами. После выхода фильма ARD персонал лаборатории получил от ФСБ указание не сотрудничать со следователями WADA».
***
«В ходе различных интервью, проведенных следователями НК, персонал Московской лаборатории и спортсмены сообщили, что Минспорта оказывал влияние на работу лаборатории. На вопрос, кто именно давал инструкции по манипуляции с образцами, сотрудники заявили, что «нет необходимости [знать мена], поскольку эти инструкции идут непосредственно от Министерства спорта».
***
«Персонал лаборатории отметил, что существуют «внешние факторы», влияющие на аналитические операции в лаборатории. Также сотрудники сообщили, что эти факторы не ограничиваются вербальными указаниями из Министерства спорта, но проявляются и в виде физического присутствия сотрудников госслужб в лаборатории. На условиях анонимности персонал лаборатории сообщил, что «во время Олимпийских игр в Сочи у нас были отдельные люди, которые притворялись инженерами лаборатории, но на самом деле являлись сотрудниками ФСБ».
Таким образом, можно сделать вывод, что Московская лаборатория не являлась операционно независимой от РУСАДА и Министерства спорта РФ. Беспристрастность результатов ее исследований скомпрометирована надзором со стороны ФСБ. Кроме того, во время ОИ в Сочи в лаборатории имела место атмосфера запугивания персонала».
О ВСТРЕЧАХ СО СПОРТСМЕНАМИ
6 мая 2015 года следователи ВАДА встретились с Анастасией Баздыревой (бегунья, победительница зимнего чемпионата России 2015 года на дистанции 800 метров, тренировалась в одной группе с дисквалифицированной Марией Савиновой у ее тренера Владимира Казарина) в Праге во время зимнего чемпионата Европы по легкой атлетике. Следователи попросили г-жу Баздыреву ответить на их вопросы и обсудить обвинения, которые были сделаны в ее адрес авторами фильма ARD. Однако г-жа Баздырева стала очень агрессивной и отказалась проходить в комнату для интервью. Некоторое время спустя русская делегация во главе с и.о. главы ВФЛА г-н. Зеличенок и врачом национальной команды Игорем Губченко подошли к следователям НК и выразили свое недовольство их попыткой взять интервью с спортсменов. В частности, г-н Зеличенок сообщил, что следственная группа должна подождать до конца соревнований, чтобы не мешать атлетам на турнире.
***
В тот же период времени следователи НК встретились с Екатериной Поистоговой (бегунья, обладатель бронзовой медали Олимпиады-2012 на дистанции 800 метров). Она согласилась на интервью, однако по ходу беседы попросила сделать перерыв для визита в комнату допинг-контроля. Позднее стало известно, что там она встретилась со своим врачом (Игорем Губченко). После возвращения к следователям НК, г-жа Поистогова отказалась отвечать на дальнейшие вопросы.
И.о. главы ВФЛА г-н Зеличенок потребовал от НК не общаться с российскими атлетами.
О РОДЧЕНКОВЕ
11 января 2014 года научный руководитель ВАДА Оливье Рабин встретился в неформальной обстановке с руководителем Московской лаборатории Родченковым и Родченков подтвердил догадки Рабина о том, что он вынужден работать в условиях внешнего воздействия и что он работает в системе, в которой ему «необходимо делать определенные вещи, соответствующие его позиции».
***
Чиновники ВАДА и члены НК провели два интервью с директором Родченковым 26 марта и 30 июня 2015 года и в обоих случаях он признал, что намеренно разрушил 1417 образцов допинг-проб с целью уменьшения потенциально неблагоприятных результатов при последующем их анализе в другой лаборатории, аккредитованной ВАДА. Уничтожение 1417 образцов было подтверждено другим сотрудником московской лаборатории, который услышал подобные признания непосредственно от Родченкова.
О ВСТРЕЧЕ С МУТКО
НК сочла необходимой и важной встречу с Виталием Мутко, которая состоялась 22 сентября 2015 года в отеле в Цюрихе, где министр спорта РФ присутствовал ради участия в заседаниях ФИФА, касающихся чемпионата мира по футболу 2018 году. На встрече не было ни одного сотрудника из ведомства Мутко, присутствовал только Алексей Сорокин – генеральный директор оргкомитета ЧМ-2018, который выполнял функции переводчика. Переводчик был также со стороны НК, но официальная интерпретация слов Мутко была сделана именно Сорокиным. По результатам двухчасовой встречи НК сделал следующие выводы:
- Министерство спорта выделяет деньги на строительство лучших лабораторий и использование лучших методов тестирования спортсменов.
- Мутко и другие министры устали от постоянных атак и критики в свой адрес.
- Мутко отвратительны информаторы [упомянутые в фильме ARD], он не верит их заявлениям и считает, что они не имели права делать записи разговоров, которые стали поводом для публичных обвинений.
- Он ничего не знает о взятке в 450 000 евро, упомянутой в фильме ARD. Он не ответил, почему в РФ не проводилось расследование по данному поводу, но сообщил, что обсудит ситуацию с министром внутренних дел.
- Он не знал, что спортсмены отказались общаться со следователями НК
- Он сказал, что не знал о причастности ФСБ к работе Московской лаборатории, и что «секретные службы в любой стране делают свою работу».
- Он ждет отчет о работе НК, готов к любым рекомендациям и постарается сделать все для улучшения ситуации в будущем.
При этом Мутко предупредил, что выводы НК наверняка будут критически восприняты в России.