«Не могу позволить себе машину, как у футболистов»
Прыгун в высоту Даниил Цыплаков ворвался в элиту после победы на ЧЕ в Праге в начале марта. В интервью Sovsport.ru спортсмен рассказал, кто его поздравил с победой, пояснил, почему у него скромная машина и возмутился ценами на жилье в родном Хабаровске.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕ В ПРАГЕ БЫЛА УЖАСНОЙ»
- Даниил, за несколько последних лет в России сложилась такая высшая когорта прыгунов в высоту. И вдруг, появились вы, выиграли чемпионат Европы. Или не вдруг?
- Не вдруг, это точно. На уровне чемпионатов России я прыгаю уже несколько лет. Просто у нас сейчас такое поколение высотников подобралось, что пробиться не так просто. Но я дважды был третьим на чемпионате России и один раз вторым.
- Вернемся в Прагу, на ЧЕ. Как там все проходило?
- Организация была просто ужасная
- Как так – это же чемпионат Европы?
- Наш сектор так расположили, что мы пересекалась со спринтерами и прыгуньями в длину. Поэтому сектор периодически закрывали, возникали длинные паузы. Из-за этого квалификационные соревнования растянулись на 4 часа. Это ненормальные условия для турнира такого уровня.
- Какую надо было взять высоту, чтоб пройти квалификацию?
- 2,31. Но хватило 2,28. Эту высоту как раз взяли восемь человек, которые и попали в финал.
- В финале организация улучшилась?
- Не улучшилась: опять пропускали девочек, прыгающих в длину, спринтеров. Но было попроще в том плане, что нас стало 8, а не 28. При таком количестве участников мы успели побольше размяться, попрыгать. Поэтому финал не так долго шел.
- Задачи какая стояла - показать себя? Не думаю, что от вас непременно ждали золота.
- Мое золото для многих стало сюрпризом. Но я целенаправленно готовился к этому ЧЕ, хотел доказать, что заслужил выступить на Европе. Ведь на последнем чемпионате России я занял третье место, а четвертым был Ваня Ухов. И в федерации долго решали – кого из нас послать в Прагу. И пока я находился в подвешенном состоянии, я сказал, что если меня возьмут, я выиграю Европу.
- С каким результатом вы победили?
- Небольшие психологические проблемы наложились на технические еще на высоте 2,28, в квалификации, и я ее взял только в третьей попытки. Но в финале я единственный взял 2.31 с первой попытки, а два соперника только со второй, поэтому стал чемпионом.
«РЕКОРД СОТОМАЙОРА ПОБИТЬ МОЖНО»
- Когда победили, не пытались штурмовать другую высоту?
- Пытался, заказал 2,34, но не взял.
- Рекорд мира для закрытых помещений 2,43, абсолютный рекорд – 2,45. Его установил Хавьер Сотомайор еще в 1993 году. 22 года скоро будет. Побить это рекорд невозможно?
- Ничего невозможного нет. Ребята - один из Катара, другой из Украины (Мутаз Баршим и Богдан Бондаренко. – Прим. ред.) уже второй год пытаются побить. И у них есть очень неплохие попытки. Все уже ждут, когда рекорд Сотомайора падет, ажиотаж серьезный вокруг этих спортсменов, когда они приезжают на соревнования.
- То есть, вы считаете, что 2,45 – это не предел человеческих возможностей?
- Для меня это очень сложно, но для этих ребят - не предел.
«БОРЗАКОВСКИЙ СКАЗАЛ: ТЫ – МУЖИК!»
- Кто вас поздравил с победой?
- Ну, во-первых, я до такой степени устал, что не было сил для особой радости. Тренер доволен, что я проявил характер.
- Как его зовут?
- Александр Викторович Цыплаков. Меня тренирует мой отец. Хорошо, что победил, но надо двигаться дальше. Но было очень приятно, как нас встречали в аэропорту «Шереметьево». Спортивный клуб ЦСКА эту встречу организовал – телевидение, оркестр. Здорово! Дали нам в руки флаг ЦСКА, еще раз прочувствовал, какое великое общество я представляю. Для меня большая честь и гордость представлять спортивный клуб ЦСКА – это великий клуб с огромной историей.
- Из начальства кто-то поздравил?
- Подошел Юрий Борзаковский, олимпийский чемпион (ныне и.о. главного тренера сборной России. – Прим. ред.), сказал: «Ты – мужик!»
- Как сейчас Борзаковского называете?
- Юрий Михайлович.
- А до назначения?
- Юрий. Уважение к нему конечно огромное, и как спортсмену, и как к старшему тренеру.
- Возвращаясь в Прагу, что даже в знаменитый ресторан «У Швейка» не сходили отметить победу?
- Нет, к Швейку не ходили, - смеется Даниил. – Соревнования прыгунов всегда идут последними и заканчиваются поздно, а у нас самолет был в 6 утра. В гостинице был небольшой скромный банке, где поздравили всех призеров.
«ПОЧЕМУ ТАКИЕ ДОРОГИЕ КВАРТИРЫ В ХАБАРОВСКЕ?»
- В Хабаровске нормальные условия для тренировок?
- Не очень, маленький манеж, его из бывшего тира переоборудовали. Он всего 30 метров в длину. Вдобавок, покрытие там положили еще в 1987 году. Оно до такой степени жесткое, что там можно ноги поломать. Вероятность травмы очень велика. Поэтому я в нем почти не тренируюсь.
- А где же вы тренируетесь?
- Федерация часто проводит сборы – в Новогорске, в Сочи. Благодаря этому нам удается тренироваться в хороших условиях.
А в хабаровском манеже давно пора сделать капитальный ремонт, поменять покрытие и т.д. Но в городе легкая атлетика никому не интересна. Интересны только хоккейные «Амур» и «СКА-Нефтянник», футбольный «СКА-Энергия».
- Футбол и хоккей – святое. Популярность этих видов спорта в разы выше, чем легкой атлетики.
- Да, с этим не поспоришь. Но 30-метрового манежа мне даже для разбега не хватает. Могу в нем только форму поддерживать.
- Какие у вас жилищные условия?
- Своей квартиры у меня нет. А моему тренеру дали квартиру в социальный найм.
- Тренер – это же ваш отец!
- Ну, да. Я со своей девушкой живу в бабушкиной квартире. Но сколько бы мы не пытались заработать, в Хабаровске квартиру мне купить не реально. Цены уже близки к московским. Не знаю, почему так, но это факт. Я тоже поражаюсь, часто говорю: «Мы же не в «Нью-Йорке живем».
- Что у вас с машиной?
- Машина не новая, но нормальная, мне устраивает. «Хонда» 2002 года выпуска, с правым рулем. Японец - настоящий. На что смог заработать при помощи коммерческих стартов, то и купил. Не могу позволить такой машины, как наши футболисты.
- На носу Олимпиада в Рио, конкуренция в прыжках в высоту огромная. Как собираетесь туда отбираться?
- Конкуренция, действительно, большая. Но что делать? Надо работать – поднимать технический уровень, а также психологический. При поддержке клуба ЦСКА, который мне очень помогает, надеюсь, все получится. Но в начале надо попасть на летний чемпионат мира. Это очень важный старт.
- Выступление на Олимпиаде – мечта детства?
- Конечно, это мечта любого спортсмена.