«Исинбаева вряд ли вернется на свой уровень»

В четверг Елена Исинбаева обнародует свои дальнейшие планы. Но уже известно, что до конца года прыгать с шестом она не будет. Будет ли дальше – большой вопрос
news

В четверг Елена Исинбаева на пресс-конференции обнародует свои дальнейшие планы. Но уже известно, что до конца года прыгать с шестом она не будет. Будет ли дальше – большой вопрос. Экс-рекордсмен мира, а ныне тренер Константин Волков сомневается, что олимпийская чемпионка выйдет на прежний уровень, а заодно рассуждает о самых актуальных проблемах российской легкой атлетики.

Константин Волков - звезда прыжков с шестом начала-середины 1980-х, экс-рекордсмен мира, соперник знаменитого Сергея Бубки, после завершения карьеры спортсмена остался тренировать в родном Иркутске. Работа потихоньку стала приносить плоды, и вот уже 18-летняя Алена Лутковская прошлым летом стала чемпионкой мира среди юниорок и побила рекорд Елены Исинбаевой в своем возрасте.

Волков – удивительное дело для отечественного тренерского цеха, активный пользователь социальных сетей, где не стесняется отвечать на самые острые вопросы. А таковых в нашей легкой атлетике сейчас немало.

«В СБОРНОЙ РОССИИ НЕТ ПСИХОЛОГА»

Константин Юрьевич, вы согласны с мнением автора фильма канала ARD, что 99 процентов российских спортсменов используют допинг?

-  У меня есть свое мнение по этому поводу, но я не вправе его озвучивать, так как свечки я не держал и отвечать могу только за своих спортсменов. Тем не менее, нельзя отрицать, что такая проблема у нас существует. Практически все, что было показано в немецком фильме, имеет место быть, но нарисовано излишне черными красками. Плюс, там было несколько постановочных кадров и явных провокаций. Например, одного из тренеров попросили достать шприц, чтобы сделать укол заболевшему ребенку, а потом показали это так, будто он колол допинг.

Новое руководство — еще не избранный президент федерации, главный тренер Юрий Борзаковский — сможет изменить ситуацию, которая складывалась годами?

-  Раньше было как: руководство декларирует, что против запрещенных препаратов. Но при этом не предоставляет спортсменам разрешенных альтернатив в плане восстановления организма, и впоследствии закрывает глаза на художества некоторых личных тренеров. Ведь допинг — далеко не только российская проблема. Но западные спортсмены используют дорогостоящие научные разработки, которые для нас просто недоступны. 

Действительно? Мне казалось, в наш спорт сейчас вкладываются большие деньги и спортсмены имеют доступ практически ко всему, что попросят.

-  Конечно, кое-какие новые веяния появляются и у нас, в основном по линии заместителя министра спорта Юрию Нагорных. Министерство декларирует, что будет помогать спортсменам и направлять в команды нужных специалистов — грамотных физиотерапевтов, психологов...

В сборной России не хватает психологов?

-  В сборной по легкой атлетике их просто нет.

«ХОЧУ ИСКЛЮЧИТЬ НЕСПОРТИВНЫЙ ПРИНЦИП»

Чего вы ждете от нового главного тренера Юрия Борзаковского?

-  Помощи в плане легальных восстановительных средств и методов, как я уже сказал. Борзаковский человек молодой, так что жду от него передовых взглядов и подходов. Надеюсь, он исключит любое выделение людей по неспортивным принципам.

Что вы имеете в виду?

-  Лично я с таким не сталкивался, так как прыжки с шестом — вид объективный, тут обычно очевидна тройка лучших, кто попадает в сборную на международный старт. А вот в тех видах, где нужно отобрать эстафетный состав, нередко получается так, что есть пять человек с одинаковым результатом — и нужно выбрать трех, например. Тут уже вступают всякие неспортивные факторы вроде кто личный тренер, какой регион, и так далее.

Ваш бывший соперник Сергей Бубка претендует на пост президента Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ). Поддерживаете его?

-  Мы виделись с Сергеем прошлым летом на юниорском чемпионате мира в Юджине. Но программы я его не видел, поэтому ничего конкретного сказать не могу.

А что вы хотели бы увидеть в этой программе?

-  Одна из основных задач ИААФ — поднятие популярности нашего вида спорта. В олимпийской программе появляются новые, более привлекательные для молодежи виды, и в конкуренции за зрителя на этом рынке легкая атлетика проигрывает. А значит, проигрывают наши соревнования — никому не интересны пустые трибуны, проигрывают в заработках спортсмены и тренеры, проигрывают все! 

Именно поэтому вы боретесь за популярность своими силами: активно ведете страничку в «Фэйсбуке», выкладываете тренировочные видео, объясняете нюансы техники?

-  Конечно. Как легкой атлетике конкурировать с тем же футболом, если у них чемпионат идет почти круглый год, а у нас летом попрыгали — исчезли до зимы, зимой пару месяцев повыступали — и опять испарились до лета? Конечно, болельщики теряют интерес. А вот если приоткрыть процесс подготовки, чтобы люди видели и слышали нас каждый день, понимали, как тот или иной спортсмен готовится, чего от него ждать потом на соревнованиях, было бы совсем другое дело.

Нетипичный подход, обычно наши тренеры считают, что все эти соцсети и интервью спортсменов только отвлекают.

-  Я сам считаю, что с болельщиками общаться необходимо, и Алену учу тому же. Говорю, что она должна быть открытой, чтобы дети, глядя на нее, хотели прийти заниматься. Просят автографы — раздавай до последнего, хотят интервью в микст-зоне — говори, пока не закончатся вопросы.

«НАС СТАЛИ МЕНЬШЕ ПРИГЛАШАТЬ НА ТУРНИРЫ»

-  Давайте поговорим о прыжках с шестом. В чем секрет внешне хрупкого француза Рено Лавилленьи, который побил зимний рекорд Бубки и этой зимой уже взял 6 метров?

-Лавилленьи бежит гораздо быстрее своих соперников. Я говорил с его тренером, тот приводил конкретные цифры. Кроме того, француз один из очень немногих, кто реально любит прыгать с шестом. От прыжков же болит спина, например. Но Рено умудряется за одну тренировку совершать по 60-70 прыжков с полного разбега, и все в удовольствие.

В своем «Фейсбуке» вы назвали эталоном женской техники чемпионку Европы-2014 Анжелику Сидорову. Почему именно ее, а не Исинбаеву?

-  Исинбаева исполняет чисто мужской прыжок. Дело в том, что мужчины во время разбега делают вывод рук с шестом вверх, для отталкивания, за два шага, большинство девушек прыгают так же, а Сидорова исполняет вывод – за три шага. Этот вариант действительно лучше подходит для девочек, в таком случае меньше теряется скорость. Рост Сидоровой – 1.68 м, Исинбаевой – в районе 1.75 м, физически Елена гораздо крепче. С учетом своих данных, Анжелика демонстрирует очень высокий КПД прыжка. Могу сказать «браво» ее тренеру, также в прошлом прыгунье с шестом Светлане Абрамовой.

Вы верите в то, что Елена Исинбаева вернется на прежний уровень и выиграет Олимпиаду в Рио?

-  Вряд ли. Чтобы вернуться к прежнему хвату, прежней жесткости шестов, ей понадобится определенная физическая форма. На мой взгляд, маловероятно, что в 32 года, родив ребенка, она сумеет ее набрать.

Ваша ученица Алена Лутковская в интервью нашей газете как-то заявила, что побьет рекорд Исинбаевой и прыгнет 5.20 м. Это блеф или реальная цель?

-  Алена же еще девочка, почти ребенок, имеет право говорить все, что хочет.

А реально вы какие задачи перед ней ставите?

-  Ну, если прыгнет 4.90 метра, будет хорошо. 

Вся эта скандальная ситуация с допингом как-то сказывается на лично вашей спортивной жизни?

-  Российских спортсменов, за исключением супер-звезд, теперь гораздо меньше стали приглашать на международные коммерческие старты. У нас, например, был намечен турнир на 7 февраля — сорвалось. Естественно, это будет самым прямым образом сказываться на заработках.   


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Константин ВОЛКОВ

Родился 18 февраля 1960 года в Иркутске. Специализация – прыжки с шестом.

Серебряный призер Олимпийских игр-1980 года в Москве. Экс-рекордсмен мира (1980), вице-чемпион мира (1983), чемпион Европы, серебряный призер чемпионатов Европы (1979, 1982), победитель международного турнира «Дружба-84».

Тренер чемпионки мира среди юниорок-2014 Алены Лутковской

Новости. Легкая атлетика