Валентин Балахничев: Мне угрожали по смс
Президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев перед стартом чемпионата Европы в Цюрихе побывал в гостях у «Советского спорта» и рассказал о российских методах борьбы с допингом.
«БОЛТА КОРМИЛИ ОТВРАТИТЕЛЬНО»
В начале беседы вспоминаем о главном: прошлогодний чемпионат мира в Москве-2013, заполненные «Лужники», возрождение Елены Исинбаевой и гопак в исполнении Усэйна Болта.
– Это было грандиозно, – Балахничев на несколько секунд закрывает глаза. – Если бы не Олимпиада в Сочи и Универсиада в Казани – наш чемпионат стал бы главным событием в России за последние годы. Помните, как болельщики вживались в турнир? Первый день – пустой стадион, второй – половина «Лужников», третий – аншлаг. Ну а когда побеждала Лена Исинбаева – десятки тысяч людей не могли сдержать слез.
Правда, немного подпортила впечатление последняя пресс-конференция Усэйна Болта. Тогда он сказал, что недоволен некоторыми вещами, особенно едой. Усэйн жил в гостинице «Рэдиссон Славянская», и я лично приезжал туда с небольшой инспекцией. И, знаете, претензии Болта справедливы. Кормили его отвратительно. Курица, макароны, курица, макароны – и так день за днем. Но ведь именно такое меню разработала Международная федерация легкоатлетических ассоциаций.
«ИСИНБАЕВА РОДИЛА, НО СТАНЕТ СИЛЬНЕЕ»
Этим летом легкую атлетику поразил беби-бум. В течение полутора месяцев с начала июня стали мамами четыре примы «королевы спорта». Олимпийские чемпионки Елена Исинбаева (прыжки с шестом), Юлия Зарипова (стипль-чез) и бронзовый призер Игр в Лондоне Татьяна Чернова (семиборье) родили по дочери, а у вице-чемпионки Пекина-2008 Марии Абакумовой (копье) появились две девочки.
– Ни от одной из них не слышал слов: «Ухожу из легкой атлетики». Напротив, все собираются тренироваться. И с таким-то характером, да после перерождения, эмоционального и физического, они могут стать только сильнее.
– А если не станут? Замены ведь нет.
– А это я называю эффектом слона. Сильные спортсмены вытаптывают все вокруг себя. Молодежь идет в прыжки с шестом, чтобы стать как Исинбаева, но понимают, что никогда не выйдут на ее уровень. Мотивация падает. Та же ситуация с Абакумовой – вместо нее мы на чемпионат Европы даже посылать никого не будем. Уровень не тот.
«ОТЕЦ ДАЕТ ДОПИНГ РЕБЕНКУ»
Впрочем, Балахничев признает, что молодых легкоатлетов России не только слоны (Исинбаева, Абакумова и другие) вытоптали. Проблема – в системе.
– А откуда брать спортсменов?! Познакомился со статистикой самых популярных видов спорта в Москве. Легкая атлетика в десятку не попала. Там игровые, танцы, фитнес. Ну скажите, кто будет возить своих детей через всю Москву в единственный манеж?! Тренироваться, особенно зимой, негде... Сейчас Минспорта запускает новую программу: будут строиться небольшие крытые манежи повторного применения. Круг будет нестандартный – всего 150 метров. Но за счет этого стоимость манежа упадет с полмиллиарда до 150 миллионов рублей. Это совсем небольшие деньги для субъектов. Так что в 2016 году вы увидите результаты программы и сможете отдать детей в легкую атлетику.
– Дело только в объектах?
– Нет. В тренерах тоже. У нас платятся зарплаты за результат. Выиграл ребенок чемпионат среди 12‑летних – получи премию. Это приводит к злоупотреблению. Начали находить допинг у детей. Самый вопиющий случай: молодую девушку, 15 лет, ловят на запрещенном препарате. Ее тренер – директор местной спортивной школы и... отец!
«ПАСПОРТА НАПИСАНЫ РУССКОЙ КРОВЬЮ»
Пока мы поражаемся допингу у детей, РУСАДА проводит проверку прославленного мордовского центра ходоков Виктора Чегина, который выпустил несколько олимпийских чемпионов.
– Расследование идет, мы не вправе ничего комментировать. Надеемся, что там все хорошо. Тем не менее, для легкой атлитики пришло время очиститься. Да, когда-то я шел на поводу, получая эти смс с угрозами: «Ты как смеешь своих сдавать?». Сейчас понял: все-таки смею. Иначе из мира допинга будет нереально выбраться. Что происходит в стране? Да вы любой препарат можете через пару минут заказать – это нонсенс. И именно мы спровоцировали весь мир на то, что в России допинг-проб сдается чуть ли не больше, чем во всем мире. Биологические паспорта созданы кровью наших ребят. Да, это несправедливо. Но да, это наша вина. Сами повод дали. Другое дело, что в некоторых государствах во внесоревновательный период вообще тестов не проводится. И с этим надо бороться.
«КЕНИЙЦЫ – НАШЕ БУДУЩЕЕ»
Последняя острая тема – о легионерах. В начале июля чемпионат России в Казани провалили кенийские студенты – Исаак Кипкембой, Амос Кибиток, Эванс Киплагат и Николас Чепсеба не прошли квалификацию в своих забегах. А ведь им и зарплату платят, и тренеров выделяют, и гражданство дать собираются.
– Натурализация – это полезно. Спросите у федерации шорт-трека. Много читаю о наших кенийцах, мол, бездарные. Но поверьте, они исключительно талантливые ребята, и их неудача была связана с тем, что они должны готовиться на высоте 2000 метров, но по моей просьбе провели весь год на равнине.
На ЧР они были «зайцами», благодаря которым братья Рыбаковы на 10 000 метров показали лучший результат за последние годы и на чемпионат Европы поехали в отличном настроении. Не надо бояться легионеров, не надо держаться за свои стипендии и зарплаты, надо становиться лучшими.
ПРОГНОЗ НА ЕВРОПЕ МОЖЕМ СТАТЬ ПЕРВЫМИ
Валентин Балахничев рассказывает, чего ждать от российских спортсменов на ЧЕ по легкой атлетике, который пройдет с 12 по 17 августа в Цюрихе.
– Россия выиграла ЧМ по легкой атлетике в Москве год назад. Но вы уже знаете, что наши чемпионки родили девочек. Некоторые ребята залечивают травмы. Мы проверяем молодежь – важно понять, кто усилит команду перед Олимпиадой в Рио-2016. Но, знаете, я тут провел расчеты и понимаю: шанс на первое место в общем зачете у нас есть, и мы будем за него цепляться. Фамилии специально сегодня не называю, чтобы ребят не нервировать.
А В ЭТО ВРЕМЯ... БАЛАХНИЧЕВ ОБЕЩАЕТ ПЛАНШЕТЫ
Валентин Балахничев уже несколько лет продвигает революционные идеи для спасения легкой атлетики.
– Нужно менять вид спорта, делать его удобным для болельщиков.
1. Проводить соревнования на футбольных, а не на олимпийских стадионах.
2. Круг уменьшится до 300 метров, зато мы получим в распоряжение новые объекты, зрители будут располагаться ближе к соревновательным секторам.
3. Ввести новый отсчет мировых рекордов при новых условиях.
4. Оборудовать стадионы максимальным количеством мониторов.
5. Зрительские места оборудовать столиками или расширить расстояние между рядами.
6. Выдавать зрителям планшеты, с которых они могут слушать комментарии, читать о спортсменах и заказывать еду на трибуны.
7. Соответственно, разрешить торговлю во время соревнований.
8. Сократить дневную программу до двух с половиной часов.
А что заставит вас ходить на легкую атлетику? Придумайте свой вариант в комментариях на SOVSPORT.RU
ШОУ-БИЗНЕС «АЛКОГОЛИЗМУ – БОЙ»
Не следит Балахничев и за социальными сетями спортсменов. Поэтому его сильно заинтересовала страница ВКонтакте ходока Станислава Емельянова, который сериями выкладывает фотографии с бутылками водки и пива в руках.
– Алкоголизму – бой. Вы бы знали, как тяжело было решить эту проблему в начале 90‑х. Пили почти все тренеры, многие спортсмены. Одни умирали... Других мы пытались кодировать, объяснять. Справились. Сейчас ситуация такая, что запах алкоголя на соревнованиях станет для меня большим откровением. Так что российские тренеры больше не пьют.
ОТКРОВЕННЫМ ФОТОССИЯМ – ДА
Валентин Балахничев не против того, чтобы самые популярные российские легкоатлеты принимали участие в откровенных фотосессиях.
– У Даши Клишиной был такой опыт, у Сергея Шубенкова. Что ж, ребята красивые, у них подписаны рекламные контракты. Так что пусть зарабатывают деньги и популярность, но не делают уж совсем чего-то выходящего за рамки. А обнаженными телами никого не удивишь.