Это каменный век! Как Лашманова попалась на допинге
Олимпийская чемпионка Елена Лашманова была дисквалифицирована на два года за употребление допинга. Чтобы разобраться в ситуации, «Советский спорт» поговорил с исполнительным директором РУСАДА Никитой Камаевым, главным тренером сборной России Валентином Балахничевым и министром спорта Виталием Мутко.
За свою карьеру мордовский тренер Виктор Чегин довел четырех своих ходоков до победы на Олимпиадах. За это он получил два ордена – Дружбы и Почета, а также медаль «За заслуги перед Отечеством».
Однако вчера в крови победительницы Игр в Лондоне-2012 Елены Лашмановой был обнаружен генный модулятор GW1516. Это вещество не просто запрещенное – оно опасно для жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
«ПИЛЮЛЯ ЛЕНТЯЕВ» МОЖЕТ УБИТЬ»
Исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев результатом допинг-теста поражен.
– Побочные последствия применения GW1516 могут привести к летальному исходу, – предупреждает он.
За развернутыми пояснениями обращаемся к ведущему специалисту по антидопингу в России Николаю Дурманову.
– Перед вами во всей красе генный допинг, – поясняет Дурманов. – Химическое вещество, которое меняет работу организма, гены. Называют «пилюлей для лентяев». В России этот допинг известен лет пять. Но впервые его нашли у конькобежца Сергея Лисина чуть больше года назад. Тогда парень скинул полминуты с личного рекорда...
– Это вещество реально помогает спортсменам побеждать?
– Давайте без рекламы. Оно изменяет сердечную мышцу. По сути, спортсмен рискует жизнью. РУСАДА предупреждала: не ешьте эту дрянь. Но, увы, уж очень хочется выиграть.
– Могла ли Лашманова не знать, что принимает допинг? Например, она приходит на обед в столовую. Берет гречку, съедает ее, а вместе с ней и этот GW1516.
– Или так: Лашманова спит невинным сном. Но тут появляется некое зло, распыляет перед ее носом спрей с запрещенным веществом – и исчезает. Но это такой черный юмор. Все может быть. Нужно провести расследование.
– Сколько их уже было, а ходоков все равно ловят...
– И специалисты РУСАДА каждый раз знают куда идут. Проблема в легкой атлетике налицо.
ОТВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
«МЫ С ЧЕГИНЫМ ВСТРЕЧАЛИСЬ, ОБЪЯСНЯЛИ»
О проблемах хотелось поговорить с руководством. Но президент Федерации легкой атлетики Валентин Балахничев весь день не отвечал на звонки. А главный тренер сборной России Валентин Маслаков советовал обращаться в пресс-службу.
– Я не уполномочен по этим вопросам говорить, – утверждал Маслаков.
– Но кто, если не вы? Неужели вам все равно?
– Как это все равно? Расстроен, но что я могу сделать? Мы с Чегиным встречались, объясняли ему, что нужно нормально себя вести. И что заканчивать пора с этими делами. Однако разговоров, видимо, недостаточно.
– Что должно следовать за разговорами?
– Не знаю, надоело уже это все.
– Недоброжелатели поговаривают, что многие ходоки Чегина достигают успехов не только за счет тренировок…
– Не согласен. Что значит «многие»? Да та же Лашманова еще может на Игры поехать. Дисквалификация-то уже кончится.
ВЕРДИКТ МИНИСТРА
«ФЕДЕРАЦИЯ ВСЕГДА МОЛЧИТ»
Министр спорта Виталий Мутко о ситуации с ходоками осведомлен не хуже, чем в самой Федерации легкой атлетики.
– Сейчас все набросились на Чегина и Лашманову. Но я-то знаю, что это за тренер и что за спортсменка, – поясняет Мутко. – У Лены уникальные данные. Она потрясающий атлет – ей этот допинг сто лет не нужен. Та же ситуация была с Ефимовой. Максимум, что Юле требовалось, – это банальные восстановители. Но определенные ребята, не буду вдаваться в подробности, кое-что сделали, поэкспериментировали. Это – безобразие. Абсолютное безобразие! Потому что закончилась та эпоха, когда можно кого-то прикрыть, договориться. Есть кровяные паспорта: чуть вышел за коридор – и все, до свидания, дисквалификация! Никто даже разбираться не будет. Вот и легкоатлетическая федерация, как обычно, все свалит на девочку или на тренера. Но, по сути, это каменный век.
– Федерация в воскресенье молчала.
– Это манера поведения такая. Повторю, каменный век. У них постоянно что-то происходит, но федерация всегда в белом. Мы этот вопрос очень серьезно разберем и решим. Тут дело не в Чегине. Просто Виктору Михайловичу нужно помогать. И мы поможем – Центр для ходоков строится, я сам в августе приеду в Саранск. А что касается допинга – скоро в России заработает такая система, что применение его будет почти невозможно: это и технологий касается, и людей.
P.S. Виктор Чегин и Елена Лашманова в течение вчерашнего дня на телефонные звонки не отвечали.
Пресс-атташе ВФЛА: Мы дисквалифицируем спортсменов, несмотря на лица и звания