Даешь, молодежь! 21‑Летний Михаил Рыжов принес российским ходокам четвертую медаль
После массового отказа прославленных российских ходоков от участия в домашнем чемпионате мира о себе громогласно заявили вчерашние юниоры.
ПЕРВЫЙ ЗВОНОК
Истязающий пеший марафон на 50 км стартует по школьному расписанию – в 8.30 утра. Врачи убеждают: именно в это время организм человека начинает получать от работы удовольствие, а не мучения. Правда, идеальная система действует лишь при соблюдении режима дня, которому ученики предпочитают режимы компьютерных игр.
У ходоков отношение к дисциплине иное: борьба-то идет не за знания, а на выживание.
– Отбой в девять вечера, – рассказывает о распорядке серебряный призер чемпионата мира Михаил Рыжов. – Ну, иногда в десять…
Цифра «10» из уст 21‑летнего ходока вылетает с дрожью. Он будто пытается вернуть ускользнувшие звуки назад, чтобы тайна не сделалась явью.
В день финала Рыжов и другой российский ходок Иван Носков просыпаются в 5.30 утра.
– Нервничали, не спалось больше! – объясняют юные жаворонки. В отсутствие старых орлов Сергея Кирдяпкина, Игоря Ерохина и Сергея Бакулина именно они взваливают на себя тяжелую золотом ношу российской ходьбы.
Перед поездкой в «Лужники» Рыжов и Носков стараются не совершать лишних движений. Под запретом даже утренняя пробежка – нашагаться парни успеют на трассе.
ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА
Стартовый выстрел фиксирует несколько антирекордов чемпионата мира: во-первых, на трибунах «Лужников» не больше трехсот человек, во-вторых, утро встречает зрителей невиданными доселе пятнадцатиградусной прохладой и пасмурным небом.
– Идеальная погода для ходьбы. Жаль, что солнце вышло на пятнадцатом километре, – посетует после финиша Рыжов.
Вместе с тучами рассеиваются и спортсмены. Лидирующий марш-квартет возглавляют Рыжов и Носков, в середине – лидер сезона француз Роберт Диниз, замыкающий – 35‑летний ветеран и главный неудачник мировой ходьбы Роберт Хеффернан. В его активе россыпь деревянных медалей за четвертые места на разных турнирах – от Олимпиады до чемпионата Европы. А вот цветмета он так и не попробовал на зубок.
– Давай, Ирландия! Давай, Роби! – поет явно похмельный хор поддержки, когда Хеффернан шагает вдоль Лужнецкой набережной.
Фанаты признаются, за ночь они подняли несколько кубков с русским ершом (смесь водки и пива. – Прим. ред.) во имя победы Роби и Ирландии. Сух и нем оставался лишь пожилой мужчина. На груди его британского поло вышита фигурка идущего человека и цифры «1968».
– Вы тренер? – интересуюсь.
– Мальчик, тренер Хеффернана – великий Роберт Корженевский (четырехкратный олимпийский чемпион. – Прим. ред.)! – недовольно цокает мужичок. – Я – Боб Томпсон. Ходил в 70‑е годы, мог поехать на Олимпиаду в Москву, но не сложилось.
– Вы приехали посмотреть на Роби?
– Да, на родине он очень популярен. Благодаря рекламным контрактам может даже тренироваться в Испании. Ведь по ирландским полям далеко не уйдешь – в дождевой луже потонешь.
– Может, из-за луж ваш Роби постоянно четвертым становился?
– Из-за русских, ты же сам знаешь. Вы – везде. Уйдет один ходок, тут же другой появится. Да такой, что 50 километров – легкая прогулка. Так не бывает.
– Вы сторонник допинговых теорий?
– В случае с Россией – да. Скажите, например, где ваш олимпийский чемпион Сергей Кирдяпкин?
– Травмирован…
– Травмирован?! – саркастически выдыхает Томпсон. – Мне жаль ваших ребят. За золото им приходится платить здоровьем. Давайте пари: Роби сегодня не выиграет – его съест ваш неизвестный молодой Рыжов.
Впрочем, сам Хеффернан допинговый заговор против себя мужественно опровергнет: «Я проигрывал русским, потому что был слабее!».
ФИНИШ
Вопреки предсказаниям Томпсона, именно ирландец отрывается от россиян за десять километров до финиша.
– Увидел, что Хеффернан уходит, – признает Рыжов, – но на погоню уже не было сил.
Для 21‑летнего россиянина, третий раз в жизни идущего полтинник, марш нога в ногу с ирландцем мог закончиться сходом с дистанции. Это в лучшем случае.
Следуя руководству тренера Виктора Чегина, Михаил не меняет темп и отстает. Золото нам может принести лишь обыкновенное судейское чудо.
И действительно, к Хеффернану, финиширующему в лужниковском одиночестве под гимн неуемных ирландских фанатов, уже спешит арбитр. В руках у рефери – красный флажок. Однако вместо того, чтобы тормознуть ирландца, он прячет тряпку за спиной, открывая Роби дорогу к первому золоту в карьере.
Впрочем, результат серебряного медалиста Рыжова, списавшего с личного рекорда шесть минут, в очередной раз указал всему миру на часы. В ближайшее время равных нашим ходокам в мире не будет!
СТАТИСТИКА
Мужчины.
Ходьба на 50 км.
1. Роберт Хеффернан (Ирландия) – 3:37.56 (лучший результат сезона в мире).
2. Михаил Рыжов (Россия) – 3:38.58.
3. Джаред Таллент (Австралия) – 3:40.03…
7. Иван Носков (Россия) – 3:41.36.
ВОПРОС РЕБРОМ
ПОЧЕМУ В СРЕДУ ПРОШЕЛ ЛИШЬ ОДИН ФИНАЛ?
Вчера на чемпионате мира по легкой атлетике в Москве разыграли лишь один комплект наград – ходоки выявили сильнейшего в марафоне на 50 километров.
Причину соревновательного простоя мы выяснили у пресс-атташе ВФЛА Аллы Глущенко.
– Никакого скрытого смысла в перерыве нет, – сказала Глущенко. – Это обычная общемировая практика, когда в середине чемпионата дают отдохнуть как стадиону, так и спортсменам с волонтерами.
Стоит отметить, что сегодня на чемпионате мира разыграют шесть комплектов наград.
alex611: – Ну и ладно. Хватит и серебра. А то к следующим Играм Обама призовет отменить ходьбу.
СЕРЕБРЯНЫЙ ПРИЗЕР ЧМ МИХАИЛ РЫЖОВ: УСТРАИВАЮ РОК-КОНЦЕРТЫ НА БАЗЕ
Серебряный призер чемпионата мира в Москве раскрыл секреты спортивной и творческой подготовки российских ходоков.
– Второе место – не проигрыш. Наоборот – победа! – бодро говорит Рыжов, будто и не было никакого изнурительного полтинника.
– Говорят, после финиша марафона ходок чувствует себя так, будто выпил пол-литра водки. Согласны?
– А разве я на пьяного похож? – улыбается Михаил. – Для меня первая часть дистанции – нелегкая, но все-таки прогулка. Тяжело становится лишь на последней десятке.
– Хеффернан ушел от вас именно под занавес похода…
– Поверьте, я выложился полностью, перебил личный рекорд на шесть минут. Ирландец опытнее, а значит – сейчас сильнее.
– А дальше?
– Дальше – видно будет. Конечно, я хочу участвовать, точнее, успешно участвовать, в Олимпиаде в Рио.
– Поделитесь секретами, много воды выпили за 50‑километровый поход?
– Примерно полтора литра специального коктейля с энергетическими добавками. Некоторые пьют больше – я захлебываться не хочу.
– Еще одно отличие наших от иностранцев: россияне идут без кепочек…
– Это специальная установка тренера. Через головной убор не проникает воздух, поэтому мозг начинает плавиться.
– Расскажите о тренировках: сколько приходится прогуливаться в день?
– От 30 до 45 километров в два этапа.
– Мы знаем, ваша девушка тоже ходок…
– Катя (Медведева. – Прим. ред.) – чемпионка мира среди юниорок. Кстати, до последнего не знал, что она приедет поддержать меня в Москву.
– Почему же?
– Сам не пускал: ни ее, ни родителей. Слишком уж волнуюсь, когда любимые рядом. Но ничего, наверстаем, сейчас отпуск – поедем знакомиться семьями.
– Свидания пары ходоков как выглядят? Гуляете?
– Ага, наступает выходной – и давай вместе восемь километров пешочком, – смеется Рыжов. – На самом деле ходим в кафе, кино…
– И на концерты?
– Концерты я сам устраиваю. Акустические. Год назад купил гитару, скачал аккорды – вот и брынчу для успокоения нервов. Репертуар – русский рок: «Кино», «Наутилус», «ДДТ»… К этой музыке меня папа еще в детстве пристрастил – так и не прошла любовь. Вот и фильмы в коллекции: «Брат», «Брат 2» «Сестры».
– Может, сыграете и споете дуэтом с другим известным мордовцем Жераром Депардье?
– Я его, честно говоря, так ни разу в городе и не видел.
– Не обидно, что ему квартиру в Саранске дали, а вы на базе живете?
– Чего обижаться-то? Хотя, если выделят квартиру, против точно не буду.