«Я из лесу вышел...» Чемпион мира Александр Иванов рассказал о походе за золотом
На пути в микст-зону Иванова обгоняют два китайских спортсмена: серебряный призер Дин Чен и лидировавший большую часть дистанции Джень Ван.
– Слишком рано убежал в отрыв. Понял, что могу не дотянуть до финиша, перенервничал… и побежал, – оправдывается Ван, заработавший дисквалификацию.
– У меня было два предупреждения, поэтому решил сбавить темп. Я забыл о золоте, потому что боялся оставить Китай без медалей, – жалуется олимпийский чемпион Чен.
Если китайцы синхронно сетуют на страхи, то Иванов называет главным залогом победы уверенность.
– Я сегодня просто был спокоен, – говорит он с размеренной интонацией. Будто нет за спиной почти полуторачасовой изнуряющей прогулки по московской жаре. Кстати, на чемпионате мира 20‑летний спортсмен установил личный рекорд.
– Время – не главное! – уверяет Иванов. – Важно соперников обогнать – хоть сутки иди. Я, кстати, в мировом масштабе не ахти какой результат показал…
«РИСКНУЛ И ВЫПИЛ»
– Можете назвать решающий момент?
– На шестнадцатом километре я принял сложное решение уйти в отрыв…
– Что именно было сложно?
– Нарушить установку тренера. У нас с Виктором Чегиным была заготовлена тактика: «рывок» должен был начаться за полтора километра до финиша. Но я понимал, что Чен – отличный финишер.
– Решили импровизировать?
– Внутренний голос говорил: «Иди ва-банк!». Я пошел, рискнул и, как говорят, испил шампанского.
– Впервые в карьере ослушались Чегина?
– Год назад на Кубке мира в Саранске тоже занялся «отсебятиной», – улыбается Иванов. – Только тогда все иначе закончилось: почувствовал себя так плохо, что финишная прямая волнами шла – так шатало.
– Но ведь силы могли закончиться и сегодня…
– И я спорил с собой. Разум подсказывал, что могу задохнуться. Но кураж вел к победе. Я не мог подвести Москву, не простил бы себе этого.
– Идти в столице России – мотивация или давление?
– Мотивация, конечно. Я потрясен поддержкой болельщиков на трассе. Наверное, сегодня понял смысл фразы: «Гонят вперед».
– Москвой успели полюбоваться во время 20‑километровой прогулки?
– По сторонам я не смотрел. Не на экскурсию шел, а за золотом. В теле была боль, в душе – терпение, а в голове – мысли о России. Честно скажу, я боролся за родину.
– В спину вам дышал олимпийский чемпион, китаец Чен…
– Да какая разница, кто чемпион?! Тем более этот Чен… – морщится Иванов. – Поражение наших ребят в Лондоне – несчастье. А то, как артистично себя повел китаец на финише, – некрасиво. Я рад, что поставил его на место ниже российского.
«НАДЕВАЛ ПАРУ ШТАНОВ – И В ЛЕС»
– Вы еще вчера ходили в юниорах. Сегодня – уже чемпион мира. Как это получилось?
– Так тренировался, что обо всем на свете позабыл, семью год не видел.
– Вы ведь пришли в спорт по инициативе родителей?
– Конечно. Мама, папа, сестра – это самое дорогое. Жили мы небогато, приходилось самому, маленькому, работать летом, чтобы на еду хватало. Но именно родители донесли главную мысль: ничего невозможного нет. Если ты не пьешь, не срываешься, а спокойно идешь к цели – то все получится. У меня получилось.
– Помните первые тренировки?
– Конечно, как забыть?! Я ведь из лесу пришел, – смеется Иванов. – Сначала занимался бегом у тренера Александра Петровича Сураева. Особых успехов не было, да и надежд тоже. У нас же никаких условий не было: ни стадиона, ни зала…
– Бегали по улицам?
– Не совсем. Жил я почти на опушке. В сорокаградусный мороз надевал ботинки на трое носков, прыгал в пару спортивных штанов, напяливал три свитера – и в лес. Бегать не особенно получалось – скользко. Считайте, что первые шаги начинал с обморожения.
– Спорт на выживание какой-то. Сложно было не разочароваться?
– Родители бы не позволили.
– Они сейчас в Москве?
– Нет, смотрели за моей победой дома, по телевизору.
– Неужели не пригласили?
– Больше – приезжать запретил. Я же их год не видел. Встретил бы перед стартом – и с ума бы сошел от радости. А ходить-то надо полностью сосредоточенным. Зато как теперь сладко будет: домой с медалью, да с девушкой.
– С девушкой?..
– С Мариной мы недавно знакомы. Она тоже ходок, выступала на Кубке мира в Словакии. Так что после золота чемпионата мира у меня новое испытание – знакомство с родителями, – смеется чемпион.
«БОЛТУ РАСПИСАТЬСЯ НА ФЛАГЕ НЕ ДАМ»
Александр уже собирается уходить на церемонию награждения, как за его спиной пробегает Усэйн Болт.
– Усэйн, – кричу я, показывая на Иванова. – Не хотите сфотографироваться с чемпионом?
Самый быстрый человек мира скрывается из виду раньше, чем до него долетают мои слова.
– Болт – громадная звезда, – не без восхищения говорит Иванов. – Я ведь его раньше только по телевизору видел, а так хотелось вживую. Классно ведь не только то, как он бегает. Забавно смотреть за его поведением, приколами. Я бы так не смог. Обязательно автограф у него возьму…
– Может быть, на флаге, с которым вы круг почета бежали?
– Нет, пусть лучше бумажку подпишет. Зачем национальную святыню портить?! Болт – классный парень, но у меня кумиры другие. Денис Нижегородов – вот пример для подражания. И в спорте, и в жизни.
– Победа на Олимпиаде Нижегородова не изменила.
– После чемпионата мира я тоже буду тренироваться дальше, не жалея себя. Впереди – Олимпиада в Рио. Не время праздновать.
МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЁТ
Равнение на знамя
«Сто рублей - большие деньги?» Почему ЧМ проходит при полупустых трибунах