Рекордсмен мира Сергей Бубка: Лена Исинбаева не робот...

Олимпийский чемпион и действующий рекордсмен мира в прыжках с шестом, первый вице-президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) и глава Координационной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК) по подготовке к юношеским
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Олимпийский чемпион и действующий рекордсмен мира в прыжках с шестом, первый вице-президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) и глава Координационной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК) по подготовке к юношеским Олимпийским играм в Сингапуре. Трудно найти лучшую кандидатуру, чем Сергей Бубка, чтобы поговорить о первой в истории юношеской Олимпиаде, а также о застоявшихся рекордах и проблемах лучшей в мире прыгуньи с шестом россиянки Елены Исинбаевой.

Во время завершившегося в воскресенье заседания Совета ИААФ в Киеве Сергей Бубка напоминал Юлия Цезаря. Организовать встречу многочисленных гостей с министром, накормить ужином и сводить на экскурсию – Бубке было явно не до интервью. Но зато когда Совет закончился, лучший прыгун с шестом всех времен и народов с удовольствием нашел время для россиян. Сначала – интервью «Советскому спорту», а затем – переговоры с президентом Всероссийской федерации легкой атлетики и членом Совета ИААФ Валентином Балахничевым. В международной федерации Украина и Россия – верные союзники.

«ДЕТИ ИГРАЮТ В КОМПЬЮТЕР И ТОЛСТЕЮТ»

– Спроси, где в этой гостинице тренажерный зал, – перед началом интервью Бубка дает поручение своему помощнику.

– Сергей Назарович, вы готовитесь к Олимпиаде в Лондоне?

– Эх, если бы, – смеется Бубка. – Просто поддерживаю себя в форме. Заседания с утра до ночи утомляют больше, чем любая физическая нагрузка.

– Давайте продолжим тему Олимпиады. Вы были одним из инициаторов юношеских Олимпийских игр, которые впервые пройдут в Сингапуре. Зачем вообще нужны эти соревнования?

– Представляете, с каждым четырехлетием средний возраст телевизионной аудитории Олимпийских игр все выше. Сейчас мы уже зашкалили за «полтинник». А дети, вместо того чтобы прийти на стадион, играют в компьютер, а затем, вполне логично, страдают ожирением. МОК ищет пути, чтобы завоевать молодую аудиторию, заставить детей так или иначе связать свою жизнь со спортом. И я был растроган почти до слез, когда на днях провожал в Сингапур олимпийскую сборную Украины.

– Что вас так растрогало?

– Детям раздали воздушные шарики, на которых они фломастерами могли написать все, что угодно. Наши ребята писали буквально: «Хочу быть олимпийским чемпионом» или «Хочу, чтобы был мир на планете». Представляете, они живут этими идеями! А значит, даже если кто-то потом не станет профессионалом, он все равно всю жизнь будет любить спорт.

– Первая в истории юношеская Олимпиада не вызывает у вас опасений в плане организации?

– Нет, ничуть. С 2008-го я летаю в Сингапур по три-четыре раза в год. Работать с ними – одно удовольствие. Чистый, красивый город, образованные жители, молодое руководство. Все схватывают на лету, а по части культурной программы напридумывали столько, что их даже пришлось сдерживать. Уверен, Олимпиада пройдет на высоком уровне.

– Сингапур нельзя назвать спортивной державой. А тут еще соревнуются молодые атлеты. Нет опасения, что соревнования будут проходить при пустых трибунах?

– Соревноваться ребята будут на небольших аренах. Это сделано как раз для того, чтобы пустых трибун не было. В этом и состоит главная идея проведения Олимпиады в Сингапуре: дать маленькой и не очень спортивной стране толчок, чтобы вовлечь в спорт молодое поколение.

Я вспоминаю чемпионат Европы в 1995 году в Гетеборге, где еще выступал сам. После того турнира появилось целое поколение великолепных шведских спортсменов: прыгун тройным Кристиан Олссон, «высотница» Кайса Бергквист…

– Сингапур некогда опередил Москву в борьбе за право принять юношескую Олимпиаду. Почему российская столица проиграла?

– У вас был шикарный проект, ничуть не хуже сингапурского. Могло сыграть отрицательную роль, что Россия только что получила зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи. И потом, концепция юношеских Олимпиад подразумевает, что мы даем маленьким странам, небольшим городам возможность прикоснуться к олимпийским ценностям.

– Титул юношеского олимпийского чемпиона – действительно верный знак, что у юного спортсмена большое будущее?

– Знак – возможно, но точно не гарантия. Кто-то, выиграв юношескую Олимпиаду, может задрать нос, подумать, что всего уже достиг. Но это звание даже сравнивать нельзя с титулом победителя взрослой Олимпиады. Сейчас мы просто хотим дать молодым ребятам стимул, ориентир, к чему стремиться.

«ИСИНБАЕВОЙ НАДО БЫЛО ВЗЯТЬ ПАУЗУ»

– Ваша протеже Елена Исинбаева в 1998-м выиграла Всемирные юношеские игры в Москве. Тогда можно было понять, что это будущая большая звезда?

– Тогда я за ней не следил. Но если посмотреть динамику результатов, все очень наглядно. Лена – самый лучший пример, как юношеские Игры могут дать толчок карьере.

– К сожалению, динамика результатов Исинбаевой в последнее время не радует. Как вы думаете, в чем причина?

– Задним умом мы, конечно, все сильны, но недавно я уже высказывал свою позицию Лене и ее тренеру Виталию Петрову. С начала 2000-х Лена постоянно о себе заявляла. За эти годы она выиграла все: два раза Олимпийские игры, не счесть, сколько зимних и летних чемпионатов мира, чемпионат Европы, установила 27 мировых рекордов…

Она человек или нет? – Бубка не дает времени на ответ. – Конечно, человек. Человек, который выступал без отдыха зимой и летом. Значит, когда начались сложности, что нужно было сделать?

– Видимо, сделать паузу.

– Конечно. Я бы на их месте после победы на Олимпиаде в Пекине чемпионат мира-2009 пропустил. Выбрал бы несколько коммерческих стартов, не имеющих особого значения, просто для поддержания соревновательного тонуса. Максимально снизил тренировочные нагрузки и дал себе возможность восстановиться, отдохнуть. Вы не представляете, насколько напряжение большого старта истощает нервную систему. Вот Лена и не выдержала, она же не робот. Зимой воспалился ахилл, а они все равно поехали на чемпионат мира в Доху – и вот вам результат.

– Тренер Исинбаевой Виталий Петров говорил, что ее проблема – в слишком большом количестве спонсорских обязательств, в том, что на тренировки зачастую не хватает времени и сил.

Бубка, который был одним из творцов образа суперзвезды Елены Исинбаевой, только морщится. Кажется, сам себе он уже тысячу раз ответил на этот вопрос.

– Общественная деятельность, реклама, съемки – неизбежная часть жизни современного выдающегося спортсмена. Весь вопрос, что между спортом и спонсорами нужно уметь находить компромисс. Накладки, конечно, возможны, но они не должны случаться часто. Виталий Афанасьевич рассказывал, что зимой Лена снималась в двух рекламных роликах – в Чехии и Китае. И это в период подготовки к чемпионату мира! Конечно, такие съемки на пользу не пошли.

– Вы верите, что Исинбаева вернется на прежний уровень?

– Даже не сомневаюсь, – Бубка стучит по деревянной столешнице. – Она – сильный, талантливый, неординарный человек. Она справится и еще не раз нас порадует.

– Исинбаева не раз повторяла, что мечтает опередить вас по количеству мировых рекордов. Не ревнуете?

– К чему?! – Бубка смеется, как будто ему рассказали смешной анекдот. – Наоборот, как первый вице-президент ИААФ я обязан делать все, чтобы было как можно больше успешных спортсменов, выдающихся результатов. И вообще вот представьте: какая может быть у Лены мотивация?

– Например, выиграть в третий раз Олимпийские игры.

– Ага, в третий, в десятый, – Бубка качает головой. – Мне в свое время приходилось соревноваться самому с собой. 20, 21, 22 рекорда – так и считаешь, думаешь, где же твой предел. А Лене проще, у нее есть планка – мои 35 мировых рекордов. И это классная цель: раз уже есть 35, взять и установить хотя бы 36 и стать первой и единственной в мире! Психологически – абсолютно верный путь.

«ПЕТРОВ – ЛУЧШИЙ ТРЕНЕР В МИРЕ»

– Работая с Виталием Петровым, вы много лет были лучшим шестовиком мира. В чем секрет этого специалиста?

– Никаких секретов нет, просто Петров – реально лучший в мире тренер по шесту. Конечно, у нас каждый специалист считает, что он великий. Но ответьте на вопрос: почему никто до сих пор не может достигнуть результатов Сергея Бубки?

– И почему?

– Даже в мое время были спортсмены, которые быстрее меня бежали и сильнее сгибали шест. Но понимал, что такое идеальный прыжок, и умел ему научить только Петров. У остальных были элементы, а Петров видел цельную картинку. Реально с теми моими прыжками можно было брать 6,30 – 6,40 м. И если замерить некоторые удачные попытки, эту высоту я преодолевал.

– Как можете охарактеризовать Петрова?

– Он фанатично предан своему делу. В этом году Виталию Афанасьевичу исполняется 65 лет, но по-прежнему вся его жизнь подчинена работе. У него расписаны на год вперед каждая тренировка, каждый час отдыха. Он знает, что даже между тренировками он не может заниматься всем подряд. Тренер, как и спортсмен, должен отдыхать. Потому что для Петрова мы, какие бы ни были взрослые, все равно дети. А значит, на каждой тренировке он должен быть полон энергии, зажигать, вдохновлять нас на работу.

– Почему у Петрова после вас не было ни одного мужчины-шестовика такого уровня?

– Почему, итальянца Джузеппе Джибилиско он поднял с нуля до титула чемпиона мира! – не соглашается Бубка. – Человек прыгал 5,90.

– Но это далеко не шесть метров.

– Да, но тут все вопросы к Джибилиско. Если бы не мания величия, он мог бы прыгать гораздо выше. Но когда у парня появились результаты, мысли стали работать в одном направлении: какой купить мотоцикл и где срубить побольше денег?

«МОРАЛЬНО ГОТОВ ПОТЕРЯТЬ МИРОВОЙ РЕКОРД»

– Ваш мировой рекорд сейчас пытаются побить двое: олимпийский чемпион австралиец Стив Хукер и чемпион Европы француз Рено Лавилленьи. Кто ближе?

– Потенциально Хукер сильнее. Лавилленьи маленький, шустрый, но у него не та техника, чтобы прыгать высоко. У Хукера все данные для этого есть. Но когда получится рекорд – сложно сказать…

– Вы расстроитесь, когда перестанете быть рекордсменом мира?

– Если б я потерял рекорд, когда выступал, было бы очень обидно. Знаю по опыту: пока ты в секторе, остаться без рекорда – это та-а-акой удар по самолюбию! – Бубка расставляет руки, чтобы показать размер удара. – Но сейчас я уже морально готов. В жизни нет ничего вечного.

– Раньше вашей мотивацией были рекорды, а теперь?

– Видимо, вы думаете, что у чиновника скучная работа? За других говорить не могу, но я живу своей работой – в МОК, в ИААФ, в Национальном олимпийском комитете Украины. Это моя нынешняя настоящая жизнь. И я выбрал ее не из-за денег, а потому, что мне это интересно.

– Денег вы не получаете ни в одном из названных мест работы?

– Я везде работаю абсолютно бесплатно, это – дело принципа. В противном случае я бы себя перестал уважать. Заработать я могу и в другом месте, у нас есть семейный бизнес.

«ПРЫГАТЬ БОЛЬШЕ НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ»

– Кстати, о семье. Ваш младший сын и полный тезка Сергей Бубка профессионально играет в теннис. Почему не отдали его в легкую атлетику?

– Я понимал, что с таким именем в легкой атлетике Сергею будет очень сложно. Каких бы выдающихся результатов он ни достиг, его постоянно сравнивали бы со мной. Установи хоть пять мировых рекордов, выиграй Олимпийские игры, а все равно найдется человек, который скажет: «Вот папа твой был – да! А ты – не настоящий Бубка…». Я же помню себя! Когда я после шести метров прыгал 5,90, готов был на следующий день прочитать в газетах: «Бубка выиграл с посредственным результатом». У вашей братии от аплодисментов до критики дорога близкая, – Бубка подмигивает.

Думаете, в теннисе с таким именем намного легче?

– Тоже сложно. Помню, в 15 лет Сережа вышел в основную юниорскую сетку на Открытом чемпионате Австралии. Для его пресс-конференции выделили большой зал, как у взрослых звезд, и зал был заполнен. И Сережа так не по возрасту мудро сам сказал журналистам: «Я прекрасно понимаю, что вы сейчас пришли не на меня как на теннисиста, а на имя моего отца. Поэтому я хочу играть так, чтобы когда-нибудь вы сидели в этом зале ради теннисиста Сергея Бубки».

– Вы сами в теннис играете?

– Да, мне очень нравится играть в паре. Это шест я уже десять лет в руки не брал. Вроде в форме, готов, но прыгать больше не могу и не хочу…

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей БУБКА

Родился 4 декабря 1963 года в Ворошиловграде (Украина). Специализация – прыжки с шестом.

Олимпийский чемпион (1988). Шестикратный чемпион мира, чемпион Европы. 35-кратный рекордсмен мира. Действующий рекордсмен мира на воздухе (6,14 м) и в помещениях (6,15 м). Закончил спортивную карьеру в 2001 году. Первый вице-президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ). Член Международного олимпийского комитета (МОК). Президент Национального олимпийского комитета Украины.

В ТЕМУ

СЕРГЕЙ БУБКА-МЛАДШИЙ – 262-я РАКЕТКА МИРА

23-летний теннисист Сергей Бубка родился в Донецке, живет и тренируется в Монте-Карло. На данный момент – 262-й номер в рейтинге Ассоциации теннисистов-профессионалов (АТР). За карьеру не выиграл ни одного турнира АТР. Заработал 24 454 доллара призовых.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПРЕЗИДЕНТ ВСЕРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ ВАЛЕНТИН БАЛАХНИЧЕВ: БУБКА ПОМОГ МОСКВЕ ПОЛУЧИТЬ ЧЕМПИОНАТ МИРА-2013

Президент Всероссийской федерации легкой атлетики и член Совета ИААФ Валентин Балахничев рассказал о помощи Сергея Бубки в развитии легкой атлетики в России.

– Бубка пользуется огромным авторитетом в олимпийском движении и в ИААФ в частности, – заметил Валентин Балахничев. – Все его идеи и оценки – это мнение настоящего эксперта и профессионала. Благодаря тому что Бубка следует традициям бывшего СССР, его поддержку чувствует не только Россия, но все страны СНГ. Когда Москва в 2007-м претендовала на чемпионат мира по легкой атлетике, я еще не входил в состав Совета ИААФ. И Бубка – конечно, в рамках дозволенного – лоббировал нашу заявку, что и помогло выиграть право проведения чемпионата в 2013 году.

Новости. Легкая атлетика