Олимпийская чемпионка в спортивной ходьбе Ольга Каниськина: Пожалейте «проклятых королей»! Триумфатор Игр-2008 выступила в защиту отлученной от них Дарьи Пищальниковой

Восхищаясь в Пекине победами Ольги Каниськиной и Валерия Борчина, российских ходоков из Мордовии, дал себе слово выведать секрет тренера Виктора Чёгина. Почему именно мордовская земля родит лучших ходоков в мире? Случай побывать в Мордовии представился
news

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Восхищаясь в Пекине победами Ольги Каниськиной и Валерия Борчина, российских ходоков из Мордовии, дал себе слово выведать секрет тренера Виктора Чёгина. Почему именно мордовская земля родит лучших ходоков в мире?

Случай побывать в Мордовии представился семь месяцев спустя после олимпийской победы Каниськиной. И за месяц до ее старта на легкоатлетическом Гран-при.

— О чем вы сейчас мечтаете?

— Мне бы булочку…

(Из интервью Ольги Каниськиной сразу после олимпийской победы на дистанции 20 км.)

Легкоатлетический манеж «Мордовия». Миниатюрная Ольга Каниськина наматывает двухсотметровые круги в компании с мужчинами. Закончив тренировку, семенит навстречу вашему корреспонденту. И с ходу жалобно:

— Только о булочке, пожалуйста, не спрашивайте! Писали, что я захотела булочку после победы в Пекине, — просит и смущается от собственной просьбы. – Вечно журналисты что-то додумают… Меня все с этой булочкой достали. Куда ни приеду, всюду норовят закормить. Ой, ты какая худенькая, маленькая, отведай наших булочек… Да не хочу я! После финиша такое состояние, что думать о еде невозможно. Тебе вообще ничего не хочется.

— Совсем ничего?

— Радость переполняет. Ты достиг всего, что только возможно, и ничего больше не надо…

— Почему же вы продолжаете тренироваться?

— Через несколько часов после финиша успокаиваешься и уже реально смотришь на вещи. Мне интересно новое восхождение.

«МОЙ ПАПА – ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА»

— В телевизоре вы не кажетесь такой хрупкой...

— А телевизор увеличивает. У меня папа небольшой, и мама была невысокой.

— Была…

— Мама умерла, когда мне было восемь лет. Меня и брата воспитывал папа. Он до сих пор не женат, наверное, из-за нашего с братом детского эгоизма. Папу хотела женить бабушка, другие родственники, но мы с братом заявили: другую маму нам не надо. И я не чувствовала, что с уходом мамы меня меньше стали любить. Папа готовил, стирал, гладил. Он и до сих пор готовит все, что пожелаешь. Он мягкий человек, мой плюшевый мишка, который мне постоянно все разрешал. Я избалованный ребенок, которому все можно. Но если я нарушала слово, данное папе, мне всегда было жутко стыдно.

— Отец вас привел в легкую атлетику?

— Нет, одноклассницы, мне тогда было лет 14. Привели к Людмиле Федоровне Русяйкиной в секцию спортивной ходьбы. Мне ходьба ужасно не понравилась. На что тренер предложила побегать, только не бросать легкую атлетику.

СКОЛЬЗИТЬ ПО ЛУЧУ

— В одном интервью вычитал, что по окончании математического факультета собираетесь работать в школе…

— О чем вы! Когда я поступала на матфак, то тренировкам отводила гораздо меньше времени. А сейчас не до книжек. Учусь уже восьмой год…

— Кажется, спортивная ходьба так же скучна и монотонна, как математика…

— Если вы углубитесь, то найдете в ходьбе много интересного. Мало того, что необходимо пройти определенный отрезок, это надо сделать технически правильно. Иначе дисквалифицируют.

— Шаги на дистанции не пробовали считать?

— Шаги не считаю, песен не пою, о любимом человеке не думаю. Концентрируюсь на технике прохождения. Если закрепощаешься, техника портится, скорость падает. Идти надо расслабленно, будто скользишь по солнечному лучу.

— Сильно сковывает постоянная боязнь дисквалификации? А может, наоборот — раскрепощает?

— Это зависит от настроя. Если сильно нервничаешь – запросто перегоришь. Иногда так страшно становится, что хочется закрыть глаза и спрятаться. Меня тренер информирует по ходу дистанции, стоит ли особо концентрироваться на технике.

«НЕ ДОБИВАЙТЕ ТЕХ, КОМУ ТЯЖЕЛО»

— Правда, что вы увлекаетесь французской литературой, читая произведения Мориса Дрюона в подлиннике?

— Я же говорю, не верьте своим коллегам! После чемпионата мира в 2007 году меня спросили: какие книги читаете? Тогда читала Дрюона, из серии «Проклятые короли». А после Олимпиады вдруг выяснилось, что я знаток и тонкий ценитель французской литературы…

— Что вынесли из «Проклятых королей»?

— Удача отворачивается даже от сильных мира сего.

— Как от вашей подруги, метательницы диска Дарьи Пищальниковой, отстраненной от Олимпиады за несколько недель до старта…

— Даша – золотой человек. Сначала ту информацию об отстранении она сама восприняла как неудачную шутку. Ей родители сообщили об этом накануне отлета сборной в Пекин. Я тогда не стала звонить Дарье, чтобы не травмировать ее дополнительно. А Даша одной из первых поздравила меня с победой по телефону. Она с виду такая большая, но очень душевный человечек.

У меня просьба ко всем журналистам, — неожиданно переходит на жесткий тон Каниськина. — Не надо делать «проклятых королей» из атлетов. Вчера вы ими восторгались, а сегодня втаптываете в грязь. Пройдет два года дисквалификации, и вы снова готовы будете возносить их до небес… Не добивайте людей, которым и так сейчас крайне тяжело. Если не знаете всех обстоятельств, лучше помолчите.

— А вы знаете?

— Я не хочу комментировать эту тему.

«ВРЕМЕНИ НА ЖЕНИХОВ НЕ ХВАТАЕТ»

— Многие спортсменки после успеха на Олимпиаде берут паузу для рождения ребенка…

— В мои планы это пока не входит. Мне кажется, после родов очень тяжело возвращаться в большой спорт. Просто так заводить ребенка я не буду. Он же не игрушка.

А если честно, пока даже замуж не за кого. Времени на женихов не хватает. Потренировались бы вы с нами одну недельку, сразу бы все поняли. Остается ли время на личную жизнь или все-таки лучше в свободную минутку поспать.

— После Пекина вам не предлагали переехать в Москву?

— Нет. В столице нет таких идеальных условий для подготовки ходоков, как в Саранске. Здесь все свое, родное: команда, тренер, отец, родня...

— …трехкомнатная квартира, два автомобиля, подаренных за победу на Играх.

— Уже один. БМВ я продала. Зачем мне два джипа? Вот с понедельника учусь водить «Лексус», который подарил глава Мордовии. Приезжайте в гости через полгодика — по городу покатаю. И на новоселье приезжайте. Пока дом в центре Саранска не достроили. Квартира будет 126 квадратов. За 20 квадратов надо было доплатить. Вот я и погасила долг, продав внедорожник.

— Так в чем же секрет успехов ходоков из Мордовии? – спросил Каниськину на дорожку.

— Массовость, помноженная на материальную стимуляцию лучших спортсменов. И наш учитель Виктор Чегин.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Ольга КАНИСЬКИНА

Родилась 19 января 1985 года в мордовском селе Напольная Тавла.

Рост 157 см, вес 43 кг.

Олимпийская чемпионка Пекина-2008 в спортивной ходьбе на 20 км. Обладатель олимпийского рекорда (1.26, 31 сек.).

Персональные рекорды: спортивная ходьба 20км – 1 час 26 мин. 02 сек. (2007).

Чемпионка мира в ходьбе на 20 км (Осака, 2007).

Победительница финала Гран-при ИААФ по спортивной ходьбе (Саранск, 2007).

Серебряный призер Кубка Европы по спортивной ходьбе (Великобритания, Лемингтон, 2007).

Серебряный призер чемпионата Европы (Швеция, Гетеборг, 2006).

Серебряный призер молодежного чемпионата Европы (Германия, Эрфурт, 2005).

Живет в Саранске. Студентка 5-го курса математического факультета МГУ им. Огарева.

Не замужем.

«У НАС УСЛОВИЯ – НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В КИТАЕ»

– Четыре года назад Виктору Чегину китайцы предлагали 5000 долларов в месяц за работу в КНР, а в этом сентябре, после Олимпиады-2008, подняли цену на Чегина до 10 000 долларов. Мы, конечно, тут же подписали с Чегиным контракт. На меньшую, правда, сумму – но все-таки дома работать сподручнее почетному гражданину Мордовии. Да и условия для работы создали не хуже, чем в Китае.

В Мордовии это нормальная практика – заключать контракты с тренерами, которые приносят результат. Подобный договор у нас заключен и с Леонидом Аркаевым, легендарным тренером по спортивной гимнастике. Он уже год как работает в Саранске.

И не удивляйтесь, что из 17 почетных граждан Мордовии 6 – представители спорта высших достижений. Успехи в спорте ярче всего говорят об успешности региона, мы, как локомотив, сначала подняли спорт в республике, а сейчас и другие отрасли за ним подтягиваем – промышленное производство, сельское хозяйство.

КОММЕНТАРИЙ ВИКТОРА ЧЕГИНА

«УВИДЕЛ ЕЕ ПЕРВЫЙ РАЗ – И ОШАЛЕЛ…»

– Я начинаю работать с ходоками старшего юношеского возраста, – рассказывает старший тренер сборной России по спортивной ходьбе Виктор Чегин. – Ребята приходят из подготовительных групп, прекрасно осознавая: если они не будут выполнять тренерские установки, их место готовы занять еще пять–десять конкурентов (в школе около 1500 ребятишек). Той же олимпийской чемпионке Каниськиной на пятки наступают. Стимул очевидный: стать чемпионами, хорошо зарабатывать, получать квартиры и машины за победы по всему миру.

– Откуда столь длинная скамейка запасных?

– Селекцию проводим на уровне деревенских и районных соревнований. Самых одаренных забираем в Центр олимпийской подготовки. Там спортсмены тренируются, учатся и живут. В центре – полсотни одаренных ходоков. От 12 до 35 лет.

– А с чего начинали?

– Центр открылся в 1995 году, когда моя воспитанница Ирина Станкина выиграла чемпионат мира. Глава Мордовии Николай Меркушкин взял с меня слово воспитать еще 10 станкиных. Я слово сдержал. За 13 лет мы подготовили 23 чемпиона мира, пять призеров Олимпийских игр…

– …и Ольгу Каниськину!

– Она занималась у другого тренера нашей школы. Зацепило, как быстро девчонка наматывает круги. Засек время и ошалел. Взял на сбор. Каниськина очень трудолюбива. Тренируется с мужиками, выполняя такие физические нагрузки, какие в мире никто из женщин не тянет. Во время подготовки наматывает по 30 километров в день.

– После Пекина вас приглашали работать в Китай…

– От добра добра не ищут.

Новости. Легкая атлетика